РИША́Р СЕН-ВИКТО́РСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИША́Р СЕН-ВИКТО́РСКИЙ (Richardus a Sancto Victore Parisiensis, Richard de Saint-Victor) (ок. 1123, Шотландия – 10.3.1173, Париж), ср.-век. богослов и мистик, библейский экзегет; «великий созерцатель» (magnus contemplator). Уставной каноник, приор (с 1162) августинской Конгрегации св. Виктора; представитель сен-викторской школы. Среди осн. произведений: «О Троице», «Извлечения», «О приуготовлении души к созерцанию, или Вениамин Меньший» и «О благодати созерцания, или Вениамин Больший». В русле идей своих учителей Бернарда Клервоского и Гуго Сен-Викторского Р. С.-В. изложил систему восхождения человеческой души к Богу по ступеням мистич. созерцания. Это восхождение следует начинать с обращения к вещам и явлениям, данным в чувственном опыте, т. е. к миру возникновения и уничтожения, который «не вечен и не необходим по своей природе». Но сам несомненный факт его существования объясним лишь через признание иных уровней бытия: «вечного, но не необходимого по своей природе» (сверхчувствит. мир пребывающих в телах форм, а также душ и ангелов) и «вечного и необходимого по своей природе» (Бог как источник всякого возможного существования). Так, последовательно используя свои способности чувственного воображения, разумного постижения и созерцания, душа сначала испытывает расширение, плавясь, подобно воску, затем – возвышение, впуская в себя божественный свет, и, наконец, отчуждение от себя самой, от своих чувств, воли и разума, сливаясь с Богом в мистич. созерцании. К этой высшей ступени мистич. жизни (описываемой у Р. С.-В. как смерть Рахили при рождении Вениамина) человек может себя лишь приуготовить, но достичь её без божественной благодати он не в силах. Учение Р. С.-В. оказало влияние на сходные концепции Бонавентуры, Ж. Жерсона и др.