Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИША́Р СЕН-ВИКТО́РСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 558

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: A. M. Шишков

РИША́Р СЕН-ВИКТО́РСКИЙ (Richardus a Sancto Victore Parisiensis, Richard de Saint-Victor) (ок. 1123, Шот­лан­дия – 10.3.1173, Па­риж), ср.-век. бо­го­слов и мис­тик, биб­лей­ский эк­зе­гет; «ве­ли­кий со­зер­ца­тель» (magnus contemplator). Ус­тав­ной ка­но­ник, при­ор (с 1162) ав­гу­стин­ской Кон­гре­га­ции св. Вик­то­ра; пред­ста­ви­тель сен-вик­тор­ской шко­лы. Сре­ди осн. про­из­ве­де­ний: «О Трои­це», «Из­вле­че­ния», «О при­уго­тов­ле­нии ду­ши к со­зер­ца­нию, или Ве­ниа­мин Мень­ший» и «О бла­го­да­ти со­зер­ца­ния, или Ве­ниамин Боль­ший». В рус­ле идей сво­их учи­те­лей Бер­нар­да Клер­во­ско­го и Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го Р. С.-В. из­ло­жил сис­те­му вос­хо­ж­де­ния че­ло­ве­че­ской ду­ши к Бо­гу по сту­пе­ням мис­тич. со­зер­ца­ния. Это вос­хо­ж­де­ние сле­ду­ет на­чи­нать с об­ра­ще­ния к ве­щам и яв­ле­ни­ям, дан­ным в чув­ст­вен­ном опы­те, т. е. к ми­ру воз­ник­но­ве­ния и унич­то­же­ния, ко­то­рый «не ве­чен и не не­об­хо­дим по сво­ей при­ро­де». Но сам не­со­мнен­ный факт его су­ще­ст­во­ва­ния объ­яс­ним лишь че­рез при­зна­ние иных уров­ней бы­тия: «веч­но­го, но не не­об­хо­ди­мо­го по сво­ей при­ро­де» (сверх­чув­ст­вит. мир пре­бы­ваю­щих в те­лах форм, а так­же душ и ан­ге­лов) и «веч­но­го и не­об­хо­ди­мо­го по сво­ей при­ро­де» (Бог как ис­точ­ник вся­ко­го воз­мож­но­го су­ще­ст­во­ва­ния). Так, по­сле­до­ва­тель­но ис­поль­зуя свои спо­соб­но­сти чув­ст­вен­но­го во­об­ра­же­ния, ра­зум­но­го по­сти­же­ния и со­зер­ца­ния, ду­ша сна­ча­ла ис­пы­ты­ва­ет рас­ши­ре­ние, пла­вясь, по­доб­но вос­ку, за­тем – воз­вы­ше­ние, впус­кая в се­бя бо­же­ст­вен­ный свет, и, на­ко­нец, от­чу­ж­де­ние от се­бя са­мой, от сво­их чувств, во­ли и ра­зу­ма, сли­ва­ясь с Бо­гом в мис­тич. со­зер­ца­нии. К этой выс­шей сту­пе­ни мис­тич. жиз­ни (опи­сы­вае­мой у Р. С.-В. как смерть Ра­хи­ли при ро­ж­де­нии Ве­ниа­ми­на) че­ло­век мо­жет се­бя лишь при­уго­то­вить, но дос­тичь её без бо­жественной бла­го­да­ти он не в си­лах. Уче­ние Р. С.-В. ока­за­ло влия­ние на сход­ные кон­цеп­ции Бо­на­вен­ту­ры, Ж. Жер­со­на и др.

Соч.: Migne PL. Т. 196. Сol. 1–1379.

Лит.: Ebner J. Die Erkenntnislehre Richards von Sankt Viktor. Münster, 1917; Carmelo O. Riccardo di San Vittore. Roma, 1933; Leng­lart M. La theorie de la contemplation mys­tique dans l’œuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935; Dumeige G. Richard de Saint-Victor et l’idée chretienne de l’amour. P., 1952.

Вернуться к началу