Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́НДУРА

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 752

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БА́НДУРА (Bandura) Аль­берт (р. 4.12.1925, Ман­дэр, пров. Аль­бер­та, Ка­на­да), амер. пси­хо­лог. Окон­чил ун-т Айо­вы (д-р, 1952). С 1953 проф. пси­хо­ло­гии Стан­форд­ско­го ун-та. Ис­сле­до­ва­ния Б., по­свя­щён­ные со­ци­аль­ным и ког­ни­тив­ным ас­пек­там лич­но­сти, раз­ви­ва­ют со­ци­аль­но­го нау­че­ния тео­рию. Со­глас­но Б., из­ме­не­ния в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ют не про­сто вслед­ст­вие обу­слов­ли­ва­ния (на­гра­ды или на­ка­за­ния), как счи­та­ет­ся в клас­си­че­ском би­хе­вио­риз­ме, а опо­сре­ду­ют­ся мо­ти­ва­ми и ког­ни­тив­ны­ми ак­та­ми (напр., пред­ви­де­ни­ем по­след­ст­вий). Важ­ней­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии по­веде­ния иг­ра­ет са­мо­кон­троль, «са­мо­под­кре­п­ле­ние» (по­ощ­ре­ние или осу­ж­де­ние са­мо­го се­бя) и «са­мо­эф­фек­тив­ность» (оцен­ка сво­ей спо­соб­но­сти спра­вить­ся с си­туа­ци­ей). Б. под­чёр­ки­ва­ет роль на­блю­де­ния и под­ра­жа­ния в обу­че­нии, бла­го­да­ря ко­то­рым че­ло­век ос­ваи­ва­ет мно­же­ст­во со­ци­аль­ных ре­ак­ций, та­ких, как аг­рес­сия, сек­су­аль­ное по­ве­де­ние, спо­со­бы эмо­цио­наль­но­го реа­ги­ро­ва­ния. В ча­ст­но­сти, Б. по­ка­зал, что аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние раз­ви­ва­ет­ся у де­тей, от­цы ко­то­рых слу­жат при­ме­ром та­ко­го по­ве­де­ния, а так­же у ре­гу­ляр­но смот­ря­щих филь­мы и те­ле­про­грам­мы, де­мон­ст­ри­рую­щие про­яв­ле­ния аг­рес­сии.

Соч.: Aggression: a social learning analysis. N. Y., 1973; Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. N. Y., 1986; Тео­рия со­ци­аль­но­го нау­че­ния. СПб., 2000; Под­ро­ст­ко­вая аг­рес­сия: Изу­че­ние влия­ния вос­пи­та­ния и се­мей­ных от­но­ше­ний. М., 2000 (совм. с Р. Уол­тер­сом).

Вернуться к началу