Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Пузырей

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИ­ХО­ЛО́ГИЯ, од­на из ве­ду­щих школ в рос. пси­хо­ло­гии и влия­тель­ное на­прав­ле­ние в ми­ро­вой пси­хо­ло­гии, ста­вя­щее во гла­ву уг­ла уче­ние о со­ци­аль­ной, куль­тур­ной и ис­то­рич. при­ро­де че­ло­ве­че­ских форм пси­хи­ки – пред­мет­но­го вос­при­ятия, про­из­воль­но­го вни­ма­ния и па­мя­ти, соз­на­ния, во­ли, ре­че­во­го мыш­ле­ния, а так­же ре­чи, счё­та, пись­ма и т. д.

Ос­но­ва­ния К.-и. п. за­ло­же­ны в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Вы­гот­ским в его куль­тур­но-ис­то­рич. тео­рии выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, ге­не­зис ко­то­рых у ин­ди­ви­да вклю­ча­ет тот или иной ис­кус­ствен­ный акт ор­га­ни­за­ции его пси­хи­ки, соз­на­ния, лич­но­сти с по­мо­щью раз­но­го ро­да зна­ко­вых средств (от про­стей­ше­го «узел­ка на па­мять» до слож­ней­ших зна­ко­вых сис­тем). Та­кие пси­хо­тех­ни­ки и спо­со­бы их ис­поль­зо­ва­ния вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в ис­то­рии и за­кре­п­ля­ют­ся в куль­ту­ре и толь­ко за­тем пе­ре­да­ют­ся отд. че­ло­ве­ку и при­сваи­ва­ют­ся им (в спе­ци­аль­но ор­га­ни­зуе­мых прак­ти­ках обу­че­ния и вос­пи­та­ния ли­бо сти­хий­но). Со­глас­но Вы­гот­ско­му, вся­кая выс­шая пси­хич. функ­ция пер­во­на­чаль­но скла­ды­ва­ет­ся в про­стран­ст­ве об­ще­ния и сов­мест­ной дея­тель­но­сти (т. е. она раз­де­ле­на ме­ж­ду людь­ми – ро­ди­те­лем и ре­бён­ком, учи­те­лем и уче­ни­ком, пси­хо­те­ра­пев­том и па­ци­ен­том и т. д.) и толь­ко за­тем, в хо­де ин­те­рио­ри­за­ции («вра­щи­ва­ния»), ста­но­вит­ся дос­тоя­ни­ем отд. ин­ди­ви­да, т. е. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся им са­мо­стоя­тель­но. Сна­ча­ла, как пра­ви­ло, – с опо­рой на внеш­ние зна­ко­вые сред­ст­ва (напр., «узе­лок на па­мять» как сред­ст­во ор­га­ни­за­ции па­мя­ти, жест как спо­соб ор­га­ни­за­ции вни­ма­ния или речь и внеш­ние схе­мы как сред­ст­во ор­га­ни­за­ции мыш­ле­ния) и толь­ко впо­след­ст­вии – с опо­рой уже на чис­то внутр. сред­ст­ва (пси­хич. об­ра­зы и схе­мы, внут­рен­нюю речь и т. п.).

В К.-и. п. скла­ды­ва­ет­ся прин­ци­пи­ально но­вый тип ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ния (в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым изу­че­ние яв­ле­ния воз­мож­но толь­ко че­рез про­сле­жи­ва­ние его ге­не­зи­са и раз­ви­тия) – ис­сле­до­ва­ние че­рез фор­ми­ро­ва­ние и внут­ри спе­ци­аль­но ор­га­ни­зуе­мо­го раз­ви­тия. Пси­хо­лог ока­зы­ва­ет­ся при этом в осо­бой, не­клас­сич. си­туа­ции ис­сле­до­ва­ния, ко­гда его при­сут­ст­вие не толь­ко не мо­жет быть ис­клю­че­но (как то­го тре­бу­ет ме­то­до­ло­гия клас­сич. ес­те­ст­во­зна­ния), но, на­про­тив, ока­зы­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мым мо­мен­том са­мой си­туа­ции экс­пе­ри­мен­та и за­да­ёт но­вую еди­ни­цу изу­че­ния: рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду экс­пе­ри­мен­та­то­ром и ис­пы­туе­мым «пси­хо­тех­нич. дей­ст­вие». В рам­ках та­кой не­клас­сич. ме­то­до­ло­гии вы­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ный для К.-и. п. осо­бый, «пси­хо­тех­нич.» тип опи­са­ния изу­чае­мо­го объ­ек­та, не столь­ко фик­си­рую­щий в зна­нии за­ко­ны его «ес­те­ст­вен­ной жиз­ни», сколь­ко за­даю­щий ус­ло­вия его транс­фор­ма­ции. Для К.-и. п. ха­рак­те­рен так­же но­вый тип от­но­ше­ния ме­ж­ду ис­сле­до­ва­ни­ем и прак­ти­кой, ко­гда ис­сле­до­ва­ние ока­зы­ва­ет­ся встро­ен­ным в прак­ти­ку, обес­пе­чи­вая её осу­ще­ст­в­ле­ние, вос­про­из­вод­ст­во и раз­ви­тие.

Идеи Л. С. Вы­гот­ско­го при­ве­ли к об­ра­зо­ва­нию од­ной из наи­бо­лее зна­чит. школ в рос. пси­хо­ло­гии (А. Р. Лу­рия, А. Н. Ле­он­ть­ев, Д. Б. Эль­ко­нин, П. Я. Галь­пе­рин, А. В. За­по­ро­жец, В. В. Да­вы­дов и др.), а так­же, по ме­ре пуб­ли­ка­ции осн. ра­бот Вы­гот­ско­го на др. язы­ках, ока­зы­ва­ют воз­рас­таю­щее влия­ние на ми­ро­вую пси­хо­ло­гию. Ны­не К.-и. п. рас­це­ни­ва­ет­ся как од­на из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных про­грамм раз­ви­тия пси­хо­ло­гии. C 2005 из­да­ёт­ся ме­ж­ду­нар. ж. «Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия».

Лит.: Sociocultural studies of mind / Ed. J. V. Wertsch. Camb., 1995; Да­вы­дов В. В. Тео­рия раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния. М., 1996; Верч Дж. В. Го­ло­са ра­зу­ма: Со­цио­куль­тур­ный под­ход к опо­сре­до­ван­но­му дей­ст­вию. М., 1996; Ко­ул М.  Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия: нау­ка бу­ду­ще­го. М., 1997; Ва­си­люк Ф. Е. Ме­то­до­ло­ги­че­ский ана­лиз в пси­хо­ло­гии. М., 2003; Пу­зы­рей А. А. Пси­хо­ло­гия. Пси­хо­тех­ни­ка. Пси­ха­го­ги­ка. М., 2005. См. так­же лит. при ст. Вы­гот­ский Л. С.

Вернуться к началу