КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, одна из ведущих школ в рос. психологии и влиятельное направление в мировой психологии, ставящее во главу угла учение о социальной, культурной и историч. природе человеческих форм психики – предметного восприятия, произвольного внимания и памяти, сознания, воли, речевого мышления, а также речи, счёта, письма и т. д.
Основания К.-и. п. заложены в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским в его культурно-историч. теории высших психических функций, генезис которых у индивида включает тот или иной искусственный акт организации его психики, сознания, личности с помощью разного рода знаковых средств (от простейшего «узелка на память» до сложнейших знаковых систем). Такие психотехники и способы их использования вырабатываются в истории и закрепляются в культуре и только затем передаются отд. человеку и присваиваются им (в специально организуемых практиках обучения и воспитания либо стихийно). Согласно Выготскому, всякая высшая психич. функция первоначально складывается в пространстве общения и совместной деятельности (т. е. она разделена между людьми – родителем и ребёнком, учителем и учеником, психотерапевтом и пациентом и т. д.) и только затем, в ходе интериоризации («вращивания»), становится достоянием отд. индивида, т. е. осуществляется им самостоятельно. Сначала, как правило, – с опорой на внешние знаковые средства (напр., «узелок на память» как средство организации памяти, жест как способ организации внимания или речь и внешние схемы как средство организации мышления) и только впоследствии – с опорой уже на чисто внутр. средства (психич. образы и схемы, внутреннюю речь и т. п.).
В К.-и. п. складывается принципиально новый тип генетич. исследования (в соответствии с которым изучение явления возможно только через прослеживание его генезиса и развития) – исследование через формирование и внутри специально организуемого развития. Психолог оказывается при этом в особой, неклассич. ситуации исследования, когда его присутствие не только не может быть исключено (как того требует методология классич. естествознания), но, напротив, оказывается необходимым моментом самой ситуации эксперимента и задаёт новую единицу изучения: распределённое между экспериментатором и испытуемым «психотехнич. действие». В рамках такой неклассич. методологии выявляется характерный для К.-и. п. особый, «психотехнич.» тип описания изучаемого объекта, не столько фиксирующий в знании законы его «естественной жизни», сколько задающий условия его трансформации. Для К.-и. п. характерен также новый тип отношения между исследованием и практикой, когда исследование оказывается встроенным в практику, обеспечивая её осуществление, воспроизводство и развитие.
Идеи Л. С. Выготского привели к образованию одной из наиболее значит. школ в рос. психологии (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.), а также, по мере публикации осн. работ Выготского на др. языках, оказывают возрастающее влияние на мировую психологию. Ныне К.-и. п. расценивается как одна из наиболее перспективных программ развития психологии. C 2005 издаётся междунар. ж. «Культурно-историческая психология».