ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (психология индивидуальных различий), раздел психологии, изучающий устойчивые психологич. различия между индивидами и между группами людей, их причины и последствия.
Эмпирич. исследования в рамках Д. п. в кон. 19 в. начал Ф. Гальтон, создавший ряд методик изучения и статистич. анализа индивидуальных различий. Значит. вклад в Д. п. внесли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам термин «Д. п.»), А. Бине, Дж. Кеттел, Э. Кречмер, У. Шелдон, Р. Кеттел, К. Г. Юнг, Ч. Спирмен, Л. Тёрстон, Х. Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд; среди рос. психологов – А. Ф. Лазурский, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др. Методы Д. п. строятся на сравнит. анализе поведения разных людей в разных условиях. Развитие Д. п. было тесно связано с прогрессом психологич. тестирования и математич. методов в психологии; тесты стали осн. методом Д. п., использующимся, чтобы измерять различия интеллекта и способностей, типологич. особенности характера и темперамента, черты личности, мотивацию, интересы и ценности, самооценку и др. поддающиеся измерению параметры. Несмотря на популярность и практич. значимость концепций, делящих людей на чётко различающиеся психологические типы, измерение большинства психологич. черт обнаруживает распределение индивидов вдоль непрерывной шкалы, приближающееся к колоколообразной кривой нормального распределения. Подобное, скорее количественное, нежели качественное, распределение индивидуально-психологич. различий присуще и любым животным, принадлежащим к одному виду. При проведении сравнений групп, различающихся по возрасту, полу, этнической и культурной принадлежности и т. д., индивидуальные различия внутри каждой группы оказываются значительно больше средних различий между группами; т. о. групповая принадлежность индивида не может служить надёжным индикатором выраженности психологич. черт. Кросскультурные исследования показали, что тесты, разработанные в зап. культуре, часто не подходят для сравнения её представителей с людьми иных культур (напр., тесты интеллекта измеряют способность к академич. обучению, игнорируя такие менее востребованные в зап. обществе интеллектуальные качества, как интуиция).
Важной задачей Д. п. является выделение наиболее существенных параметров организации психич. деятельности «глубинных факторов», от которых зависят «поверхностные характеристики» поведения, для чего был разработан математич. метод факторного анализа, широко применяемый в Д. п. с сер. 20 в. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологич. различий важно изучение их генетич. и нейрофизиологич. коррелятов; в России Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным на основе учения И. П. Павлова с сер. 20 в. развивается дифференциальная психофизиология, исследующая психофизиологич. различия между людьми.
На протяжении всей истории Д. п. идут острые дискуссии об относительном вкладе наследственности и среды в индивидуальные различия (напр., в гендерной психологии). Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для обучения, психотерапевтич. практики, определения проф. пригодности, профориентации, диагностики и прогнозирования развития склонностей и способностей индивидов и др.