Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 99

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (пси­хо­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий), раз­дел пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щий ус­той­чи­вые пси­хо­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми и ме­ж­ду груп­па­ми лю­дей, их при­чи­ны и по­след­ст­вия.

Эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния в рам­ках Д. п. в кон. 19 в. на­чал Ф. Галь­тон, соз­дав­ший ряд ме­то­дик изу­че­ния и ста­ти­стич. ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. Зна­чит. вклад в Д. п. вне­сли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам тер­мин «Д. п.»), А. Би­не, Дж. Кет­тел, Э. Креч­мер, У. Шел­дон, Р. Кет­тел, К. Г. Юнг, Ч. Спир­мен, Л. Тёр­стон, Х. Ю. Ай­зенк, Дж. П. Гил­форд; сре­ди рос. пси­хо­ло­гов – А. Ф. Ла­зур­ский, Б. М. Те­п­лов, В. Д. Не­бы­ли­цын и др. Ме­то­ды Д. п. стро­ят­ся на срав­нит. ана­ли­зе по­ве­де­ния раз­ных лю­дей в раз­ных ус­ло­ви­ях. Раз­ви­тие Д. п. бы­ло тес­но свя­за­но с про­грес­сом пси­хо­ло­гич. тес­ти­ро­ва­ния и ма­те­ма­тич. ме­то­дов в пси­хо­ло­гии; тес­ты ста­ли осн. ме­то­дом Д. п., ис­поль­зую­щим­ся, что­бы из­ме­рять раз­ли­чия ин­тел­лек­та и спо­соб­но­стей, ти­по­ло­гич. осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та, чер­ты лич­но­сти, мо­ти­ва­цию, ин­те­ре­сы и цен­но­сти, са­мо­оцен­ку и др. под­даю­щие­ся из­ме­ре­нию па­ра­мет­ры. Не­смот­ря на по­пу­ляр­ность и прак­тич. зна­чи­мость кон­цеп­ций, де­ля­щих лю­дей на чёт­ко раз­ли­чаю­щие­ся пси­хо­ло­ги­че­ские ти­пы, из­ме­ре­ние боль­шин­ст­ва пси­хо­ло­гич. черт об­на­ру­жи­ва­ет рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­дов вдоль не­пре­рыв­ной шка­лы, при­бли­жаю­щее­ся к ко­ло­ко­ло­об­раз­ной кри­вой нор­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния. По­доб­ное, ско­рее ко­ли­че­ст­вен­ное, не­же­ли ка­че­ст­вен­ное, рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий при­су­ще и лю­бым жи­вот­ным, при­над­ле­жа­щим к од­но­му ви­ду. При про­ве­де­нии срав­не­ний групп, раз­ли­чаю­щих­ся по воз­рас­ту, по­лу, эт­ни­че­ской и куль­тур­ной при­над­леж­но­сти и т. д., ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия внут­ри ка­ж­дой груп­пы ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­но боль­ше сред­них раз­ли­чий ме­ж­ду груп­па­ми; т. о. груп­по­вая при­над­леж­ность ин­ди­ви­да не мо­жет слу­жить на­дёж­ным ин­ди­ка­то­ром вы­ра­жен­но­сти пси­хо­ло­гич. черт. Кросс­куль­тур­ные ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что тес­ты, раз­ра­бо­тан­ные в зап. куль­ту­ре, час­то не под­хо­дят для срав­не­ния её пред­ста­ви­те­лей с людь­ми иных куль­тур (напр., тес­ты ин­тел­лек­та из­ме­ря­ют спо­соб­ность к ака­де­мич. обу­че­нию, иг­но­ри­руя та­кие ме­нее вос­тре­бо­ван­ные в зап. об­ще­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­ные ка­че­ст­ва, как ин­туи­ция).

Важ­ной за­да­чей Д. п. яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ных па­ра­мет­ров ор­га­ни­за­ции пси­хич. дея­тель­но­сти «глу­бин­ных фак­то­ров», от ко­то­рых за­ви­сят «по­верх­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки» по­ве­де­ния, для че­го был раз­ра­бо­тан ма­те­ма­тич. ме­тод фак­тор­но­го ана­ли­за, ши­ро­ко при­ме­няе­мый в Д. п. с сер. 20 в. Для по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий воз­ник­но­ве­ния ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий важ­но изу­че­ние их ге­не­тич. и ней­ро­фи­зио­ло­гич. кор­ре­ля­тов; в Рос­сии Б. М. Те­п­ло­вым и В. Д. Не­бы­ли­цы­ным на ос­но­ве уче­ния И. П. Пав­ло­ва с сер. 20 в. раз­ви­ва­ет­ся диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­фи­зио­ло­гия, ис­сле­дую­щая пси­хо­фи­зио­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми.

На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Д. п. идут ост­рые дис­кус­сии об от­но­си­тель­ном вкла­де на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды в ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия (напр., в ген­дер­ной пси­хо­ло­гии). Дан­ные Д. п. име­ют важ­ное при­клад­ное зна­че­ние для обу­че­ния, пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, оп­ре­де­ле­ния проф. при­год­но­сти, проф­ори­ен­та­ции, ди­аг­но­сти­ки и про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия склон­но­стей и спо­соб­но­стей ин­ди­ви­дов и др.

Лит.: Anastasi A. Differential psychology. N. Y., 1981; Individual differences in infancy: reliability, stability, prediction / Ed. J. Colom­bo, J. Fagen. Hillsdale, 1990; Jonassen D. H., Grabowski B. L. Handbook of individu­al diffe­rences, learning, and instruction. Hil­ls­dale, 1993; Aiken L. R. Human differences. Mah­wah, 1999; Те­п­лов Б. М. Пси­хо­ло­гия и пси­хо­фи­зио­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. М., 2003; Ли­бин А. В. Диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: на пе­ре­се­че­нии рос­сий­ских, ев­ро­пей­ских и аме­ри­кан­ских тра­ди­ций. 4-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу