КРОССКУЛЬТУ́РНЫЕ ИССЛЕ́ДОВАНИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРОССКУЛЬТУ́РНЫЕ ИССЛЕ́ДОВАНИЯ, метод психологии, состоящий в сопоставлении поведения людей, принадлежащих к разным культурам, с целью изучения связи между особенностями психики и культуры (напр., между принятым возрастом отлучения от груди и тревожностью). К. и. предполагают измерение и сравнение психологич. переменных у групп людей, представляющих изучаемые сообщества. Причиной значимых различий измеренных свойств (черт личности, особенностей восприятия, памяти, мышления, общения, воспитания, организации труда и т. п.) считаются культурные факторы (между тем возможно и обратное влияние распространённых в том или ином обществе психологич. особенностей людей на характер их культуры). Обычно методом К. и. изучаются психологич. различия между этносами и религ. сообществами, а также между «городским» и «сельским», «цивилизованным» и «примитивным», «западным» и «восточным» обществами.
Первые К. и. были выполнены в кон. 19 в.; пик интереса к К. и. пришёлся на 1960–70-е гг. С 1970 выходит «Journal of Cross-Cultural Psychology», с 1972 каждые два года проходят конференции Междунар. ассоциации кросскультурной психологии.
К. и. познавательной сферы позволили сделать вывод о независимости уровня развития основных когнитивных способностей (восприятия, памяти, интеллекта) от культуры: изменчивость в их проявлении зависит прежде всего от конкретных обстоятельств их применения, обусловленных разными установками, привычками интерпретации воспринимаемого и т. п. (напр., ученики в афр. стране, испытывающие трудности с арифметикой в школе зап. типа, прекрасно считают на рынке). В то же время стала ясна ограниченность объяснительных возможностей К. и. (напр., стало очевидным, что тесты интеллекта измеряют не общую способность к пониманию и познанию, а являются показателем успешности обучения в культуре зап. типа).
Критика «этноцентризма» К. и., связанная с использованием в них стандартов и методик зап. культуры в качестве универсальных, привела в кон. 20 в. к переориентации К. и. на методы психологической антропологии, делающей акцент на специфич. особенностях конкретной культуры и стремящейся понять личность в их контексте, т. е. как бы «изнутри» миропонимания, свойственного данной культуре, а не с позиции внешнего наблюдателя.