ХАРА́КТЕР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАРА́КТЕР (от греч. χαραϰτήρ – отпечаток, признак, отличит. черта), совокупность индивидуальных психологич. особенностей (черт), определяющих присущие личности типичные способы действия и самопроявления в общении с др. людьми.
Древнейшая из известных типологий Х., основанная на 12 астрологич. знаках, обозначающих особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (30 в. до н. э.). Дальнейшее развитие астрологич. типология получила в труде Птолемея «Тетрабиблос».
В «Государстве» Платона описаны 5 осн. разновидностей Х. как типа социального поведения: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Теофраст в трактате «Нравственные характеры» дал развёрнутое психологич. описание 30 типов Х. на основе той или иной доминирующей черты (насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, трус и т. д.). Этот лит.-филос. описательный подход к Х. получил распространение в 17 в. в Англии и Франции (Ж. де Лабрюйер и др.).
Другим подходом к Х. была т. н. психогностика, гл. задачей которой являлось, во-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями, движениями и обликом человека и его индивидуальным своеобразием, во-вторых – определение на основе этих связей Х. отд. индивидов. Её ответвлениями, определяющими психич. склад личности по её особенностям, являются: физиогномика (по чертам лица), френология (по форме черепа), графология (по почерку).
С сер. 19 в., преим. в Германии, получает развитие характерология (термин введён Ю. Банзеном в 1867) как спец. науч. дисциплина. Систематич. анализ разл. аспектов Х. дан Л. Клагесом (1910) в его учении о выражении. Х. рассматривается как специфический для индивида способ переживания и поведения, отмечается заложенный в структуре Х. потенциальный конфликт между влечением и «свободной волей» (Банзен), влечениями и способностями в силу их разнонаправленности (Р. Хайс, 1936), витальной «эндотимной» основы и личностной «надстройки» (Ф. Лерш, 1938). В т. н. конституциональной типологии Э. Кречмера (1921) получил законченное выражение статич. подход к Х. как некоей неизменной структуре осн. черт, соответствующей строению тела (см. Темперамент); близок Кречмеру в своей морфологич. концепции Х. амер. психолог У. Шелдон.
В психоанализе З. Фрейда Х. понимался как прижизненно формирующаяся структура, направляющая динамику потоков психич. энергии. Типы Х. обусловлены фиксацией на одной из стадий развития либидо. Эти идеи по-разному развивались в работах авторов, отталкивавшихся от психоанализа: А. Адлер исследовал роль семейной ситуации в формировании Х.; В. Райх понимал Х. как «панцирь», отчуждённую систему защитных реакций человека. Э. Фромм ввёл понятие социального Х., обозначавшего совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате общего для этой группы способа жизни. В амер. психологии 20 в. понятие Х. постепенно вытесняется понятием личности. В русле позитивной психологии исследуются внутренние силы Х., заключающие в себе потенциал здоровья и процветания и позволяющие сохранять стойкость в неблагоприятных обстоятельствах (К. Питерсон, М. Селигман, В. Руш и др.).
В рос. психологии А. Ф. Лазурский рассматривал Х. как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. В 1980-е гг. в ряде работ Х. стал осмысляться как подструктура личности, связанная с формами её проявления вовне (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ю. Б. Гиппенрейтер), как готовность человека осуществлять в типичных ситуациях определённые фиксиров. способы поведения. Эти способы индивидуальны, они формируются на основе врождённых нейрофизиологич. и нейрогуморальных предпосылок (темперамент), условий и требований среды, с которой взаимодействует развивающаяся личность, и смысловых ориентаций самой личности. Х. выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и т. п.). По отношению к смысловым ориентациям личности Х. может выступать как инструмент достижения целей или внутр. преграда, мешающая осуществить желаемое. Личность может действовать вопреки характерологич. предрасположенности, относиться к Х. как к объекту («Характер – это то, что мы имеем; личность – это то, что мы есть» – В. Франкл).
В клинич. психологии А. Е. Личко, опираясь на понятие акцентуированных личностей (К. Леонгард), развил представление об акцентуациях Х. – повышенной выраженности тех или иных характерологич. комплексов. Акцентуации занимают пограничное положение между нормой и психич. патологией; типы акцентуаций Х.: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
В социальной психологии 2-й пол. 20 в. получило распространение понятие национального Х., означающее совокупность черт, характеризующих представителей к.-л. нации или этнокультурной общности в отличие от других. Однако в эксперим. исследованиях не удалось обнаружить устойчивых характерологич. различий между нациями; проблема национального Х. осталась в области социально-психологич. стереотипов и образов своей и др. наций.