МОДЕ́РН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДЕ́РН (франц. moderne – новый, новейший, современный), стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразит. искусствах кон. 19 – нач. 20 вв. Другие названия: ар нуво и «современный стиль» (англ. modern style) в Великобритании и Франции [во Франции также «стиль метро» (style Métro), «стиль Гимара» (см. Гимар Э.), «стиль 1900», «иск-во конца века» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глазго» (Glasgow style) в Шотландии; югендстиль в Германии; сецессион в Австрии, Чехословакии, Польше; «стиль двадцати» (от наименования «Об-ва двадцати», созданного в 1884) и др. в Бельгии; либерти («стиль Либерти»), «цветочный стиль» (stile floreale), или «новый стиль» (stile nuovo) в Италии; «модерниста» (modernista), «модернисмо» (modernismo, каталонский М.) или «молодое иск-во» (arte joven) в Испании; «новое искусство» (nieuwe kunst) в Нидерландах; «стиль Тиффани» (см. Тиффани Л.) в США; в России закрепилось назв. «модерн».
М. возник как один из видов неоромантич. протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика М. развивала идеи символизма и эстетизма, философии жизни (Ф. Ницше). М., по мысли ряда его теоретиков (Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса), должен был создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиц. форм и приёмов, а также совр. материалов и конструкций. Самым ярким проявлением «предмодерна» в Великобритании (и в Европе в целом) принято считать оформление англо-амер. худ. Дж. Уистлером «Павлиньей комнаты» (1877; ныне – в галерее Фрир в Вашингтоне): оно включает мн. признаки будущего стиля М. – использование плоскостных живописных панно на стенах, прерванных резными дерев. панелями прихотливого рисунка, гнутых линий контуров, сочетание графич. начала с декоративностью.
Наиболее последовательно принципы М. осуществились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Так, мастера круга У. Морриса обновили тип индивидуального жилого дома (архитекторы Ч. Войзи, У. Р. Летаби, Ч. Р. Эшби, М. Х. Б. Скотт и др.), ориентированного на традиции нар. зодчества Англии. Но в духе М., стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома, рестораны и т. д. М. пытался преодолеть характерное для культуры 19 в. противоречие между художественным и утилитарным началом, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей худож. целого.
М. противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой – одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления М. – рубеж 19–20 вв. – отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и нар. искусству. Для этого этапа характерно возникновение худож.-ремесленных объединений, часто противопоставлявших себя индустриальному произ-ву: «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Объединённые худож.-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские худож. ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, и др.
Для М. характерны черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых худож. форм, взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм иск-ва, а также отсутствие эволюции. Орнамент М., во всех видах иск-ва структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий прежде всего сложились в графике, что способствовало быстрому распространению М. в 1890-х гг. Значит. роль сыграла прежде всего печатная графика (наиболее демократическая): театральные афиши и программы (Ж. Шере, Э. Грассе, чеш. худ. А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек во Франции; Х. К. ван де Велде в Бельгии; У. Брэдли в США, и др.), рекламные плакаты (Я. Тороп в Нидерландах, Муха и др.), календари, книжные и журнальные иллюстрации [художники берлинских журналов «Pan» и «Die Insel» (Г. Фогелер и др.), мюнхенских журналов «Jugend» и «Simplicissimus» (О. Экман, Ю. Диц, Т. Т. Хейне, О. Гульбрансон, Б. Пауль), парижского ж. «La Revue Blanche» (преим. мастера группы «Наби»), лондонских журналов «Hobby Horse» (А. Макмердо, С. Имейдж), «The Savoy», «The Yellow Book» и «The Studio» (О. Бёрдсли и др.), венского ж. «Ver Sacrum»]; станковые графич. произведения Т. Стейнлена, Ф. Брэнгвина и др.
В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отд. деталей историч. и нац. стилей, М. стремился возродить дух стилевого единства всех составляющих худож. организма, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей (дизайнера) и часто теоретика. Идея синтетического, цельного произведения иск-ва (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисл. дверными и оконными проёмами, живописными панно или витражами. В 1895 Х. К. ван де Велде создал проект отделки парижской галереи С. Бинга «Ар нуво», назв. которой (уже использованное в бельг. ж. «L’Art Moderne» в 1880-е гг.) стало одним из наименований нового стиля; для его творчества характерны осознание первостепенной значимости архитектуры, подчиняющей себе др. искусства, и ориентация на наследие ср.-век. и нар. иск-ва. Влиянием идей Э. Виолле-ле-Дюка, апологета готики, отмечено творчество ряда крупнейших мастеров М. в разных странах – В. Ортa, ван де Велде, Э. Гимара, А. Гауди, Х. П. Берлаге.
Архитектура М. в поисках единства конструктивного и художественного начал вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит. и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы М. восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архит. форм органич. природным явлениям (работы А. Гауди, В. Орта, Э. Гимара; А. Энделя, Б. Панкока, Р. Риммершмидта, Б. Пауля в Германии; Дж. Соммаруги, К. Бугатти, А. Кампанини в Италии, и др.), неприятием геометризма («прямая линия мертва», по выражению Х. К. ван де Велде), существовала и тенденция «рационального» М. Тяготение к геометрич. правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек Ч. Р. Макинтоша и др.), получило теоретич. обоснование в кн. «Современная архитектура» (1895) О. Вагнера. Идеи Вагнера получили своеобразное развитие в творчестве его учеников – Й. Хофмана и Й. Ольбриха в Австрии, М. Фабиани в Австрии и Словении, Я. Котеры в Чехии, Й. Плечника в Словении, а также О. Перре и Г. Перре во Франции, Г. Мутезиуса, А. Месселя, Г. Тессенова и П. Беренса в Германии и др. Некоторые архитекторы нач. 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд сооружений Вагнера, Беренса и др.). Важное место в М. занимало стилевое направление, развивавшееся в русле нац. романтизма; среди его образцов – архитектура т. н. северного М. (Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Э. Линдгрен, Л. Сонк в Финляндии; К. Вестман, Р. Эстберг в Швеции; М. Нюроп в Дании; Э. Э. Лехнер в Венгрии).
Осн. выразит. средством в стиле М. является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиц. структуру. В интерьерах бельг. архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растит. узоры покрывают стены, полы и потолки, концентрируются в местах их сопряжения, объединяя архит. плоскости и активизируя пространство. В бесконечно текущих, чувственно-сочных линиях декора сокрыт символич. смысл, в них сочетается изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского М. (Й. Хофмана, Й. Ольбриха), в работах шотл. группы «Четверо» во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый отказ от подражания историческим стилям, мастера М. использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованную орнаментику мавританского иск-ва (преим. зодчие Каталонии – А. Гауди, Л. Доменек-и-Монтанер и Дж. Пуч-и-Кадафальк), растит. узоры эгейского иск-ва и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Развитие М. в живописи, скульптуре и сценографии во многом предопределили установки лит. символизма, тяготевшего к мифотворчеству и повлиявшего на иконографию М. Среди крупнейших живописцев и скульпторов кон. 19 – нач. 20 вв. нет ни одного, творчество которого полностью вмещалось бы в рамки эстетич. и типовых особенностей М. Картины и панно М. рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из гл. качеств живописи М. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых» фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии и др.). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. В разной степени с М. соприкасается творчество мн. других живописцев символистского направления: поздний А. Бёклин, Ф. Ходлер и Ф. Валлоттон (Швейцария), М. Клингер, Ф. фон Штук (Германия), П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, О. Редон и художники группы «Наби» (Франция), Г. Кини (Италия), Я. Тороп (Нидерланды), А. Галлен-Каллела (Финляндия), Я. Прейслер, С. Выспяньский, В. Войткевич, Э. Окунь (Польша), Й. Риппль-Ронаи и А. Кёрёшфой-Криш (Венгрия) и др.; некоторые из них занимались монументальной живописью в содружестве с зодчими М. В области скульптуры несомненное влияние М. испытали О. Роден, П. Рош, А. Майоль (Франция), М. Клингер, В. Лембрук, Г. Кольбе, Г. Обрист (Германия), Ж. Минне (Бельгия), М. Россо (Италия). В иск-ве витража работали Э. Грассе (Франция), А. Муха (Чехия) и др.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны как для скульптуры, так и для произведений декоративно-прикладного иск-ва М., уподобляющихся феноменам природы с их органич. внутр. силами: керамич. и железные изделия А. Гауди; металлич. ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле и Л. Тиффани, бытовые предметы франц. мастеров Р. Ф. Ларша, А. Шарпантье, Э. Грассе; ювелирные украшения и др. изделия Р. Лалика и фирмы Картье; дизайн мебели Галле, Гимара, Л. Мажореля, Ж. Хёнтшеля во Франции, также Х. К. ван де Велде, А. Гауди, Ч. Войзи, Ч. Р. Макинтоша, П. Беренса, Й. Хофмана, Ф. Брэнгвина и др.
Своеобразной реакцией на декоративизм М. стало творчество таких значит. мастеров эпохи (испытавших в начале творч. пути влияние Л. Г. Салливена), как А. Лоз (Австрия) и один из основоположников органической архитектуры Ф. Л. Райт (США). В 1907 в Мюнхене был основан «Немецкий Веркбунд» – объединение архитекторов, художников декоративного иск-ва и промышленников; оно как бы утверждало преемственность по отношению к «рациональному» М. зодчества и иск-ва Новейшего времени: в деятельности этого объединения, помимо мастеров М. (Х. К. ван де Велде, Г. Мутезиус, Р. Риммершмидт, П. Беренс, Й. Хофман и др.), участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. В футуристич. проектах А. Сант-Элиа и сооружениях архит. экспрессионизма 1-й пол. 20 в. можно видеть влияние органичности форм М. Но по своей сути М. является завершающей стадией «исторического» развития архитектуры, осваивавшей опыт зодчества прошлого (в отличие от пришедшей ему на смену «внеисторической» архитектуры модернизма), и его наследие отражено в «традиционной» линии архитектуры 20 в. – неоклассицизме, ар деко, постмодернизме и др.
В России картина развития М. отличается многоликостью. Здесь также получили широкое распространение нац.-романтич. варианты М., его интернациональные «современные» разновидности в версиях, родственных франко-бельг., шотландско-австр. и скандинавскому М., а также самобытный вариант «рационального» М., полностью свободный от историч. аллюзий либо отмеченный использованием элементов классицизма. Предшественником этого направления стал кирпичный стиль, применявшийся чаще всего в утилитарном строительстве (фабрично-заводские сооружения, земские больницы и т. п.). «Рациональный» вариант М. смыкается с одновременно развивавшимся неоклассицизмом, представленным в России в силу ряда причин много полнее, чем в др. европ. странах. Ещё одна особенность, отличающая Россию, состояла в том, что стилевые поиски были сосредоточены в первую очередь в двух столицах – Москве и С.-Петербурге.
Зарождение рус. М. связано с деятельностью мастеров Абрамцевского художественного кружка (В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин и др.; также наиболее универсальный из мастеров этого круга – М. А. Врубель), мастерских Талашкино (Н. К. Рерих, С. В. Малютин и др.), позднее – худож. объединения «Мир искусства». Мастера «Мира искусства», помимо одноим. журнала, организовали две выставки в С.-Петербурге и Москве: «Современное иск-во» и «Выставка архитектуры и худож. пром-сти нового стиля» (обе 1902–1903). Национально-романтич. версия М. в зодчестве, прикладном иск-ве и живописи (монументальной и станковой) известна под назв. неорусского стиля. «Рациональный» М. и «классические» традиции проявились в деловых и конторских сооружениях, зданиях банков, доходных домов в обеих столицах. Построенный по проекту Ф. О. Шехтеля Ярославский вокзал в Москве (1902–1904) – одно из ярких гражд. сооружений неорусского стиля, в то время как его интерьеры, лишённые историч. реминисценций, отличаются последовательно рациональной трактовкой форм. Спроектированные им доходные дома с равным основанием можно отнести к «рациональному» М. и неоклассицизму, также и к «средневековому», романтич. направлению. Среди др. архитекторов М. – работавшие в Москве Л. Н. Кекушев, И. С. Кузнецов, И. А. Иванов-Шиц, Г. И. Макаев, И. А. Фомин, англ. арх. В. Ф. Валькот; петерб. мастера Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, М. С. Лялевич, Р. Ф. Мельцер. Своеобразным явлением рус. архитектуры следует считать появление архитекторов, занятых преим. проектированием церковных зданий: И. Е. Бондаренко, В. А. Покровский, А. В. Щусев (автор проекта Марфо-Мариинской обители) и др.
Среди мастеров рос. изобразит. иск-ва и сценографии, сближавшихся с М., – М. А. Врубель, художники-«мирискусники», В. Э. Борисов-Мусатов, скульпторы П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, модельер Н. П. Ламанова.