ПЛЕ́ЧНИК ЙОЖЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЕ́ЧНИК (Plečnik) Йоже (23.1.1872, Любляна – 7.1.1957, там же), словен. архитектор. Родился в семье мастера-мебельщика. С 1882 обучался в мастерской отца, затем – в ремесленном уч-ще в Граце (1888–92). В 1892–94 разрабатывал проекты мебели в столярной мастерской Мюллера в Вене. В 1894–95 работал в архит. бюро О. Вагнера; учился у него же в венской АХ (1895–98). В 1898–99 совершил пенсионерскую поездку по Италии и Франции. Вернувшись в Вену, П. возвёл там многоквартирный дом «Вилла Лангер» (1900–01), доходный дом Лангер (1901–02), жилое и конторское здание Цахерльхаус (1903–05) и др. сооружения, в которых постепенно перешёл от свободного формообразования стиля модерн через его рациональный извод к упрощённому варианту неоклассицизма (ц. Св. Духа, 1910–13; недекорированные стены из монолитного железобетона). В 1911 П. по приглашению Я. Котеры переезжает в Прагу, где становится профессором в гор. худож. и ремесленном уч-ще. В 1920 получил должность проф. Технич. ун-та Любляны, которую занимал до своей смерти (с перерывом в 1943–45), но одновременно работал в Праге: занимался реконструкцией Пражского града (1920–35; преим. интерьеры, в т. ч. апартаменты президента Чехословакии, и оформление садов), построил ц. Пресвятого Сердца Господня (1928–32). С этого времени П. работает в русле собственного, порой эклектичного варианта нац. романтизма, основанного на средиземноморской и южнославянской традиции и включающего мотивы античности, зодчества Средневековья, местного варианта барокко, нар. архитектуры. В сер. 1920-х – сер. 1940-х гг. П. оформляет в центре Любляны площади (Св. Якова, 1926–27, и др.), улицы (Зойсова, 1927, и др.), мосты (Тройной мост, 1929–32, и др.; см. илл. к ст. Любляна) и набережные рек Градашчица и Любляница (комплекс рынка, 1940–44, и др.), парк Тиволи (1929–34). Также в Любляне П. возводит собств. дом (1924–1930, ныне Музей П.), реконструирует здание Торговой палаты (1925–27; ныне Конституционный суд), строит здание Нац. и университетской б-ки (1936–41), ц. Св. Михаила «на болоте» (1937–40), ансамбль кладбища Жале (1937–40). После 2-й мировой войны среди крупных работ П. – нереализованный проект парламента Словении (1947), реконструкция монастыря тевтонцев Крижанке в Любляне (1952–56). Автор мн. монументов, в т. ч. на пл. Французской революции в Любляне: «Иллирийская колонна» (в память об Иллирийских провинциях империи Наполеона I Бонапарта; 1929, скульптор Л. Долинар) и памятник С. Грегорчичу (1937, скульптор З. Калин). П. также занимался дизайном гор. мебели, литургич. предметов.
Творчество П., представляющее собой альтернативу модернизму в архитектуре 20 в., стало особенно востребованным в последней трети века, в период постмодернизма. Характерные для П. свободная трактовка архит. наследия, внимание к особенностям историч. застройки в градостроит. работах, отказ от формального, но не «идейного» подражания оригиналу при реконструкции архит. памятников остаются актуальными ориентирами для архитекторов и в нач. 21 в. (Б. Подрекка и др.).