КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ, течение в рос. архитектуре 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Назван по способу отделки фасадов обнажённой кирпичной кладкой или облицовкой высококачественным кирпичом, в т. ч. полихромным, с включением изразцов, терракотовых и каменных деталей; отразил архит. тенденцию создания рационально организованного здания. Возникновение К. с. было обусловлено ростом произ-ва кирпича (для промышленного, гл. обр. железнодорожного, строительства) и повышением качества этого материала в связи с внедрением новых технологий (особенно кольцевой обжиговой печи, запатентованной в 1858 нем. инж. Ф. Э. Гофманом). Среди источников этого стиля – «архитектура красного камня» (Backsteinbaukunst) К. Ф. Шинкеля и т. н. берлинской школы, рационалистич. концепция неоготики Э. Виолле-ле-Дюка (воплощена Х. П. Берлаге в здании Биржи в Амстердаме, 1897–1903).
К. с. сформировался в работах петерб. архитекторов Р. Б. Бернгарда, Г. А. Боссе, Р. А. Желязевича, И. С. Китнера, П. И. Таманского, К. Шмидта, В. А. Шрётера. Худож. свойства кирпича использовали также архитекторы русского стиля (В. О. Шервуд, А. А. Парланд и др.). К. с. органично вошёл в постройки модерна, был широко распространён в строительстве провинц. городов (в т. ч. в Моск. губ., Поволжье, регионах Юга и Севера России, Зап. Сибири и Дальнего Востока).
Аналоги К. с. можно найти в архитектуре Великобритании, Германии, Испании, Нидерландов и др. стран.