Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РЛАНД

Авторы: И. Е. Печёнкин
А. А. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Храм Воскресения Христова в С.-Петербурге (Спас на крови). 1887–1907. Фото В. М. Паппе

ПА́РЛАНД Альф­ред Алек­сан­д­ро­вич (12.12.1842, С.-Пе­тер­бург – 16.9.1919, Пет­ро­град), рос. ар­хи­тек­тор и пе­да­гог, акад. ар­хи­тек­ту­ры (1881), проф. (1892) и д. чл. (1905) пе­терб. АХ. Учил­ся в Штут­гарт­ской по­ли­тех­нич. шко­ле, за­тем в пе­терб. АХ (1862–71). В 1876–85 пен­сио­нер АХ в Ев­ро­пе. Пер­вая по­строй­ка П. – ц. Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Трои­це-Сер­гие­вой пус­ты­ни под С.-Пе­тер­бур­гом в не­ови­зан­тий­ском сти­ле (1872–76, не сохр.) – обес­пе­чи­ла ему из­вест­ность в при­двор­ных кру­гах, с ко­то­ры­ми был свя­зан на­стоя­тель пус­ты­ни ар­хим. Иг­на­тий (Ма­лы­шев). Бла­го­да­ря его про­тек­ции П. был за­ка­зан про­ект хра­ма-па­мят­ни­ка Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва на мес­те смер­тель­но­го ра­не­ния имп. Алек­сан­д­ра II на Ека­те­ри­нин­ском ка­на­ле в С.-Пе­тер­бур­ге (Спас на кро­ви, 1887–1907; в со­ав­тор­ст­ве с ар­хим. Иг­на­ти­ем). Про­ект в рус­ском сти­ле пред­став­лял со­бой «ком­пи­ля­цию» из зна­ме­ни­тых па­мят­ни­ков др.-рус. зод­че­ст­ва 16–17 вв.; за­тем он был до­ра­бо­тан и зна­чи­тель­но из­ме­нён груп­пой ар­хи­тек­то­ров под рук. Д. И. Грим­ма. Др. ра­бо­ты П. ме­нее из­вест­ны и ны­не поч­ти все пол­но­стью или час­тич­но ут­ра­че­ны. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют Ни­ко­ло-Ге­ор­ги­ев­ская ц. в усадь­бе Ра­кее­вых в Смо­лен­ской губ. (ны­не дер. Смо­ги­ри Смо­лен­ской обл.; 1878–84) и над­гро­бие В. Н. Хит­ро­во на Ни­коль­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры в С.-Пе­тер­бур­ге (1915). Кро­ме то­го, П. за­ни­мал­ся рес­тав­ра­ци­ей Ка­зан­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1910).

Соч.: Храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, со­ору­жен­ный на мес­те смер­тель­но­го по­ра­не­ния в бо­зе по­чив­ше­го им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра II на Ека­те­ри­нин­ском ка­на­ле в С.-Пе­тер­бур­ге. СПб., 1907; Хра­мы древ­ней Гре­ции. М., 1909; К ис­то­рии ар­хи­тек­тур­ной де­ко­ра­ции в Ита­лии. СПб., 1913. Т. 1.

Лит.: Ки­ри­ков Б. М. Храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (к ис­то­рии «рус­ско­го сти­ля» в Пе­тер­бур­ге) // Нев­ский ар­хив. М.; СПб., 1993; Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XIX – на­ча­ло XX в. СПб., 1998; Ли­сов­ский В. Г. Ар­хи­тек­ту­ра Рос­сии XVIII – на­ча­ла XX в. По­ис­ки на­цио­наль­но­го сти­ля. М., 2009.

Вернуться к началу