ЛА́МАНОВА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́МАНОВА Надежда Петровна [14(26).12.1861, дер. Шутилово (Шузилово) Нижегородской губ. – 14.10.1941, Москва], рос. модельер и художник по костюмам. Родилась в семье военного. Училась в Москве в школе кройки О. А. Суворовой (до 1879). В 1885 открыла собств. мастерскую; к нач. 20 в. у неё работало не менее 300 работников. В 1895 «моделистка» Л. (как она сама себя называла) получила право писать на вывеске «Поставщик двора Е. И. В.» (среди её гл. заказчиков – имп. Александра Фёдоровна); в этот период Л. создавала серии придворных туалетов (частично в Эрмитаже, С.-Петербург). В 1901 приглашена К. С. Станиславским в костюмерную мастерскую МХТ, где работала до конца жизни (самые известные спектакли – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904; «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927; «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, 1937). Сотрудничала также с другими моск. театрами («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922, 3-я Студия МХАТ, реж. Е. Б. Вахтангов). Существенное влияние на Л. оказало общение с А. А. Экстер, А. Я. Головиным, В. А. Серовым, В. И. Мухиной, М. Горьким, М. Ф. Андреевой, знакомство с франц. модельером П. Пуаре (был в России в 1911–12 с показами и лекциями). Она брала уроки живописи, старалась воплотить в материале образные качества авторского эскиза.
По инициативе Л. в 1919 организована Мастерская совр. костюма (при Главнауке); программы, разработанные ею в 1920-х гг. для обучения художников-модельеров, включали изучение рус. худож. наследия (в т. ч. нар. костюма). В 1919 лишена всего имущества (как крупная домовладелица) и арестована; для освобождения потребовалось вмешательство М. Горького. Чл. ГАХН (в кустарной секции; с 1922). Получила Гран-при на Всемирной выставке 1925 в Париже («за нац. самобытность в сочетании с совр. модным направлением»). В 1920-е гг. публиковала статьи (в ж. «Красная Нива») о проблемах рус. моды и совр. костюма. С 1926 создавала модели по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза), затем разрабатывала коллекции меховых изделий. С сер. 1920-х гг. активно работала в кино («Аэлита», «Цирк», «Александр Невский» и др.).