Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ДВА́ЛЬ

Авторы: А. Ф. Крашенинников

ЛИ́ДВА́ЛЬ (Lidvall) Фё­дор Ива­но­вич (Йохан Фред­рик) [20.5(1.6).1870, С.-Пе­тер­бург – 13.3.1945, Сток­гольм], рос. ар­хи­тек­тор, акад. ар­хи­тек­ту­ры пе­терб. АХ (1909). Ро­дил­ся в се­мье со­стоя­тель­но­го швед. порт­но­го. На­чал обу­че­ние в 1888 в С.-Пе­тер­бур­ге в Центр. уч-ще тех­нич. ри­со­ва­ния ба­ро­на Штиг­ли­ца, в 1890 пе­ре­шёл в АХ, где учил­ся у Л. Н. Бе­нуа, в 1896 за ди­плом­ный «про­ект за­ла для вы­став­ки» по­лу­чил зва­ние ху­дож­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры. Сра­зу по окон­ча­нии АХ на­чал ак­тив­ную творч. дея­тель­ность, с пер­вых ша­гов про­явив се­бя при­вер­жен­цем се­вер­но­го мо­дер­на, сдер­жан­но­го по фор­мам, но бо­га­то­го по фа­сад­ной фак­ту­ре.

Ф. И. Лидваль. Дом И. Б. Лидваль в С.-Петербурге. 1899–1904. Фото В. М. Паппе

Пер­вая круп­ная ра­бо­та Л. в С.-Пе­тер­бур­ге – до­ход­ный дом И. Б. Лид­валь (ма­те­ри ар­хи­тек­то­ра; 1899–1904), ко­то­рый от­ли­чал­ся ра­цио­наль­но­стью про­стран­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции и удоб­ст­вом пла­ни­ров­ки: на боль­шом и слож­ном по кон­фи­гу­ра­ции уча­ст­ке ар­хи­тек­тор раз­мес­тил во­круг внутр. дво­ра неск. кор­пу­сов раз­ных очер­та­ний и раз­ме­ров с фа­са­дами, ре­шён­ны­ми в изы­скан­ной цве­то­вой гам­ме. Даль­ней­шее твор­че­ст­во Л. ста­но­вит­ся стро­же и ла­ко­нич­нее по де­ко­ру; во все­гда со­хра­няю­щих ма­не­ру мо­дер­на про­ек­тах по­яв­ля­ют­ся эле­мен­ты и приё­мы клас­сич. ар­хи­тек­ту­ры. Л. стро­ил в осн. мно­го­квар­тир­ные до­ма и стал од­ним из ве­ду­щих рос. ар­хи­тек­то­ров, стро­ив­ших зда­ния это­го ти­па в нач. 20 в. В сто­ли­це Л. воз­вёл св. 30 жи­лых (дом М. П. Тол­сто­го, 1910–12; ком­плекс «но­бе­лев­ский го­ро­док», 1910–13), ком­мер­че­ских (Азов­ско-Дон­ской банк, 1908–13) и об­ще­ст­вен­ных (гос­ти­ни­ца «Ас­то­рия», 1911–12; ин­терь­е­ры гос­ти­ни­цы «Ев­ро­пей­ская», 1908–10) со­ору­же­ний. По его про­ек­там по­строе­ны так­же зда­ния от­де­ле­ний Азов­ско-Дон­ско­го бан­ка в Ас­т­ра­ха­ни (1910), Са­ра­то­ве (1914) и Харь­ко­ве (1914), бан­ка для внеш­ней тор­гов­ли (1913–15) в Кие­ве, управ­ле­ния же­лез­ной до­ро­ги в Ом­ске (1913).

Л. поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том и как опыт­ный строи­тель, лич­но воз­глав­ляв­ший ре­а­ли­за­цию сво­их про­ек­тов. В мас­тер­ской Л. под его ру­ко­во­дством ра­бо­та­ли мо­ло­дые ар­хи­тек­то­ры А. А. Оль, Р. И. Кит­нер, А. Б. Ре­гель­сон и др., став­шие за­тем круп­ны­ми мас­те­ра­ми. Ок. 1909 Л. по­лу­чил пред­ло­же­ние стать при­двор­ным ар­хи­тек­то­ром, но от­ка­зал­ся, т. к. для это­го тре­бо­ва­лось пе­рей­ти из швед­ско­го в рос. под­дан­ст­во. В 1910–17 пре­по­да­вал на Жен­ских по­ли­тех­нич. кур­сах (с 1915 Жен­ский по­ли­тех­нич. ин-т). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917, ос­тав­шись без ра­бо­ты, Л. был вы­ну­ж­ден уе­хать в Шве­цию, ку­да уже пе­ре­бра­лась его се­мья. В Сток­голь­ме ему не уда­лось най­ти за­ка­зы, не­смот­ря на под­держ­ку Э. Л. Но­бе­ля, для ко­то­ро­го он не­од­но­крат­но стро­ил в С.-Пе­тер­бур­ге, и Л. за­ни­мал­ся в осн. ис­пол­не­ни­ем тех­нич. за­да­ний.

Лит.: [Оль А. А.]. Ф. И. Лид­валь. СПб., 1914; Ли­сов­ский В. Г. Мас­тер пе­тер­бург­ско­го мо­дер­на. Стра­ни­цы твор­че­ской био­гра­фии Ф. И. Ли­д­ва­ля // Строи­тель­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра Ле­нин­гра­да. 1980. № 1; Andersson H. O., Be­doire F. F. I. Lidvall – ett rysk-svenskt ar­ki­tek­tode // Arkitekturmuseet. Arsbok, 1980; Иса­чен­ко В. Г., Оль ГА. Ф. Лид­валь. Л., 1987; Ки­ри­ков Б. М. Ф. И. Лид­валь и швед­ская ко­ло­ния в Пе­тер­бур­ге // За­по­вед­ная зо­на Ле­нин­гра­да: вче­ра, се­го­дня, зав­тра. Л., 1989; Лид­валь И. Ф. Рус­ская се­мей­ная хро­ни­ка // Нев­ский ар­хив. М.; СПб., 1993; она же. Мой па­па Ф. Лид­валь // Пе­тер­бург­ская па­но­ра­ма. 1993. № 4; Янг­фельдт Б. Санкт-Пе­тер­бург и шве­ды // Вы­шго­род. 1994. № 3; Гинз­бург А. М., Ки­ри­ков Б. М. Ар­хи­тек­то­ры-строи­те­ли Санкт-Пе­тер­бур­га се­ре­ди­ны ХIХ – на­ча­ла ХХ в. СПб., 1996; Иса­чен­ко В. Г. Ф. Лид­валь // Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га ХIХ – на­ча­ла ХХ в. СПб., 1998; Шус­тер Д.  Ве­ду­щий мас­тер «се­вер­но­го» мо­дер­на // Не­ва. 2002. № 12.

Вернуться к началу