КАРТЬЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРТЬЕ́ (Cartier), семья франц. ювелиров 19–20 вв.
Глава семьи – Луи Франсуа (1819, Париж – 1904, там же), родился в семье владельца мастерской, изготовлявшей пороховницы. Был подмастерьем ювелира А. Пикара; в 1847 стал его преемником, основателем Дома К., владельцем магазина (с 1859) на Итальянском бульваре в Париже. Изделия К. (колье, подвески, браслеты, кулоны, серьги, цепочки, карманные часы и шатлены для часов, также флаконы, табакерки, портсигары, печати и т. п.), отвечавшие элегантной роскоши Второй империи стиля, пользовались большой популярностью в кругах высшего общества (в числе заказчиков были принцесса Матильда и имп. Евгения). Участие Дома К. во Всемирных выставках 1878 и 1889 в Париже подтвердило приоритет Франции в ювелирном иск-ве своего времени.
Преемником Луи Франсуа в 1874 стал его единственный сын и ученик Альфред (1841, Париж – 1925, там же). Создаваемые в это время фирмой К. ювелирные произведения, а также сервизы из золота и серебра, часы свидетельствуют о стилистич. эклектизме (использование египетского стиля, этрусского стиля, стиля Людовика XVI и др.). Альфред нередко использовал эффект сочетания драгоценных камней со строгой простотой обрамления, мотивы банта (восходящие к 17 в.), изображения цветов и животных (бабочки, стрекозы, дельфины, химеры и т. д.). Сыновьями Альфреда были Пьер [1878, Париж – 27.10.1965, Женева (?)], возглавивший филиал Дома К. в Нью-Йорке (1908), Жак (1884, Париж – 1942), возглавивший филиал Дома К. в Лондоне (1902), и Луи, наиболее известный представитель фамилии.
Луи (1875, Париж – 1942, там же), в 1898 стал компаньоном отца, затем возглавил Дом К. Вместе с сотрудниками (М. Ролином, А. Шено, Ш. Жако, Ж. Туссен, часовщиком М. Куэ и др.) Луи стремился к обогащению языка форм ювелирного иск-ва за счёт использования мотивов франц. орнамента 17–18 вв., изучал кружево, произведения из кованого железа, исламское и дальневосточное иск-во; в ювелирных работах фирма К. впервые начала использовать платину в сочетании с бриллиантами и жемчугом. Работы Дома К. (диадемы, колье, броши, украшения для корсажа, часы-кулоны и т. п.) в стиле модерн (ар нуво) отмечены строгостью и гибкостью линий, гармонией и строгим чувством меры. В 1904 Луи исполнил (по заказу одного из пионеров авиации А. Сантос-Дюмона) первые наручные часы с кожаным ремешком. Заказчиками К. были многие европ. монархи. С 1907 Дом К. неоднократно организовывал выставки в С.-Петербурге (Луи посетил столицу России, Москву, и Киев в 1910), где вступил в творч. конкуренцию с К. Фаберже (также открывшим филиал своей фирмы в Лондоне в 1903). В отличие от эклектизма изделий Фаберже, фирма К. в своих элегантных работах [часы в форме вазы или с постаментом в виде каннелированной колонны, браслеты, серьги, ароматницы, пасхальные яйца (1906 и 1907) и т. п.] придерживалась строгости стиля Людовика XVI, используя эмали, сочетания изысканных и нежных тонов, мотивы цветов. С 1907 композиции изделий К. упрощались и становились более геометрическими; начали преобладать прямые и круглые линии, смелые цветовые аккорды. В 1920-е гг. творчество К. отразило гл. тенденции стиля ар деко в декоративно-прикладном иск-ве.
После 1962 Дом К. был разделён; с 1973 его возглавляет А. Д. Перен. Дизайнеры часов продолжают разработки Луи К. В 1983 в Париже организован Музей Дома Картье.