ФИЛОСО́ФИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИЛОСО́ФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв. – любовь к мудрости; от греч. φιλέω – любить и σοφία – мудрость), форма рационально-теоретич. мышления, имеющая своим предметом исследование предельных характеристик бытия, взаимоотношения человека и мира. К таковым относятся вопросы о первоначалах бытия, о возможности достижения истины, о сущности добра и красоты, о происхождении и назначении человека, а также о смысле его индивидуального существования как личности.
В отличие от конкретных наук, абстрагирующихся при изучении своего объекта от тех его свойств, которые для данной науки не являются существенными, Ф. пытается проникнуть в сущность исследуемых объектов как таковых. Условием такого типа постижения является опора как на предметные знания, доставляемые конкретными науками и затем перерабатываемые в Ф., так и на разл. формы ценностно-экзистенциального постижения бытия, которые реализуются, напр., через искусство, религию, саморефлексию и др. «Философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание. Хотя разработанная философия и связана с науками – она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определённую эпоху, – однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек» (Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. С. 10).
Это порождает целый ряд внутр. противоречий, всегда имеющих место в Ф. С одной стороны, в ней всегда присутствуют сложная интеллектуальная проблематика и её построения, реализуемые на высоком уровне абстрактного мышления. С др. стороны, Ф. отвечает и на кажущиеся простыми вопросы, которые человек задаёт миру, самому себе и др. людям, что может создавать видимость её доступности. Часто оказывается, что именно простые вопросы могут потребовать сложных ответов в силу того, что не опираются просто на совокупность имеющихся знаний, а требуют постоянной работы мысли. «Философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей» (Там же. С. 11). Особенность Ф. заключается в том, что она не является системой завершённого знания, это не достигнутая раз и навсегда мудрость, а лишь стремление к ней, не прекращающийся процесс мышления в поисках истины.
Особое место занимает история Ф. В отличие от конкретных наук, где история лишь фиксирует то, что было в данных науках в прошедший период, и для изучения их совр. состояния вовсе не обязательно знать историю их развития, в Ф. нет полностью устаревших идей, как и нет абсолютно новых. Если относительно науки с некоторыми оговорками можно сказать, что последняя науч. теория одновременно является и наиболее истинной, то в Ф. никогда нельзя указать на некую новейшую Ф., которая вобрала бы в себя всю предшествующую. Ф. уже по своему определению не может выступать в качестве системы единых, всеми принятых знаний. Это вечно развивающееся знание, внутри которого происходит столкновение противоречащих концепций, намечающих разл. пути постижения филос. истины. Ф. в своём актуальном свершении предстаёт как своеобразный диалог, который мыслители разных эпох ведут друг с другом поверх пространственно-временных и культурно-нац. границ. Многообразие концепций, наличие жёстко конкурирующих теоретич. альтернатив – это устойчивое состояние Ф., свидетельствующее о её жизненности в ту или иную историч. эпоху, в той или иной социально-культурной среде.
Возникновение Ф. в Древней Греции – осевой для европ. культуры интеллектуальной традиции – связано с уникальным стечением социокультурных и политич. факторов в греч. полисах 7–6 вв. до н. э., что привело к кризису традиц. культуры, в рамках которого происходил переход «от мифа к логосу», т. е. к поиску таких ответов на вопросы о мире, которые убедительны посредством аргументов или доказательств, а не посредством ссылки на традицию и авторитет (возникновение Ф. совпадает с появлением науки, вплоть до нач. 19 в. понятия «Ф.» и «наука» часто использовались как синонимичные). Такого рода аргументы и доказательства приобретают в рамках Ф. самостоят. значение: «К знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель). В течение нескольких столетий в Греции не только сформировалось множество разнообразных филос. концепций, но и были созданы образовательные институты – филос. школы (Академия Афинская, школы софистов, Ликей, Стоя), которые смогли обеспечить сохранение и трансляцию филос. интеллектуальной традиции.
Круг осн. филос. вопросов и способы их осмысления изменялись на всём протяжении существования Ф., формируя как преемственность, так и дискретность филос. традиции.
В истории Ф. схематично можно выделить 3 периода, существенно различающихся по типу постановки и обсуждения этих вопросов: 1) классическая Ф., сформировавшаяся в античности и сосредоточенная на проблематике бытия; 2) новоевропейская Ф., сосредоточенная на проблематике сознания; 3) аналитическая Ф. (кон. 19 – 20 вв.), сосредоточенная на проблематике языка. Каждый последующий период не отменяет, но дополняет и расширяет проблематику предшествующего.
Классическая философия бытия
Осн. вопрос классич. философии – это вопрос о том, чтó есть, чтó поистине существует. У первых философов это вопрос о «начале» (архе) природы, в качестве какового принимаются разл. материальные элементы – «вода», «воздух» и др. (ионийская Ф.), «число» в пифагореизме. Исходным мотивом философствования является удивление, вызванное недостаточным знанием (Аристотель).
Осн. оппозиция досократовской Ф. – противопоставление мыслимого истинного бытия, неизменного и неподвижного (Парменид с его тезисом о тождестве мышления и бытия) и обманчивого изменчивого мира, наблюдаемого человеком. Высказанный Гераклитом противоположный тезис о постоянной подвижности сущего (космос как «вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий») включается в позднейших теориях в более дифференцированное учение о бытии. Осн. филос. концепции античности – Платона, Аристотеля, Плотина – идут путём признания иерархии уровней бытия и, соответственно, разл. уровней их познаваемости: на более низких уровнях этой иерархии, доступных чувственному восприятию человека, существует также подвижный мир Гераклита, который, однако, является сферой «мнения», а не знания. Знание того, что нечто существует (бытие – εἶναι), означает также познание того, что оно собой представляет (сущность – οὐσία ). Такими сущностями у Платона являются идеи (эйдосы), которые вместе с числами образуют самостоят. регион бытия, созерцать который стремится философ, а также любая человеческая душа, стремящаяся к благу.
Концепция «блага», или Единого, как непознаваемого источника всякого бытия, намеченная Платоном и развитая Плотином в учении об экстатич. опыте слияния с невыразимым «божественным» первоначалом, оказала существенное влияние на апофатическое богословие в христианстве и исламе и явилась источником мистич. учений на всём протяжении европ. филос. традиции (Я. Бёме, концепция позднего Ф. В. Шеллинга и др.). Сходные интуиции относительно парадоксальной природы единого начала мира присутствуют и в др. религ.-филос. традициях, в частности в индуизме.
В иерархич. структуре бытия у Аристотеля различается «вторая философия» («физика», т. е. учение о природе) и «первая философия», позднее названная метафизикой («следующая за физикой»). Предмет её изучения – «первые начала и причины», она же является «наукой о божественном», или теологией. У стоиков закрепляется деление Ф. на логику, физику и этику.
Бытие и знание этого бытия в классич. Ф. соотнесены друг с другом, каждому уровню бытия соответствует особый тип познания. Платон и Аристотель сформулировали 2 осн. метода, которые, если воспользоваться совр. терминологией, можно назвать априорным, не зависимым от эмпирич. опыта, и апостериорным, опирающимся на такой опыт. Априорный основывается на допущении, что знание о высших уровнях бытия (идеях) не могут быть получены на основании знания низших уровней бытия, оно предполагает отстранение от чувственного опыта и обращение внутрь себя (платоновский анамнесис, «припоминание», возможное в силу предсуществования души). В апостериорном методе Аристотеля познание начинается с «первого для нас», т. е. единичного, данного в чувственном восприятии, и на основе опыта продвигается к «первому по природе», т. е. к общим и необходимым первым началам и причинам. Методом такого перехода является «наведение» (индукция); др. метод, разработанный Аристотелем, – метод силлогистич. доказательства, или логики (см. Силлогистика).
Для традиции платонизма Ф. как теоретич. знание неотделимо от её практич. роли и в качестве пути приготовления к смерти, рассматриваемой как освобождение бессмертной души, и при решении задач управления жизнью государства. Полемика Платона с софистами положила начало многовековой дискуссии о релятивизме, являющейся одной из сквозных тем в Ф. вплоть до 21 в. У Аристотеля филос. знание не распространяется на область человеческого поведения, целью этики является «не познание, а поступки». Платоновскому идеалу власти философа – обладателя истинного знания – противопоставляется идея управления государством на основе разумного здравого смысла.
С появлением христианства, а затем и ислама проблематика античной классич. Ф. была переосмыслена богословием, сохранив её базовую черту – представление об иерархич. структуре бытия и познания. В отличие от богословия, которое формулирует сверхразумные истины Откровения, составляющие предмет веры, Ф. раскрывает доступные разуму представления об Абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (этот тип религ. Ф., соответствующий аристотелевской «первой» Ф., в эпоху схоластики получил назв. «естественной теологии»). В споре об онтологич. статусе общих понятий – универсалий, проходящем через всю историю ср.-век. Ф., сформировались 3 направления в решении этой проблемы – реализм, номинализм и концептуализм, продолжающие обсуждаться в филос. дискуссиях вплоть до 21 в. (в частности, в филос. обосновании математики). Противоположность априорного и апостериорного подхода к познанию проявилась в выборе стратегий доказательства бытия Бога: предпочтение онтологич. доказательства у последователей Платона (Августин, Ансельм Кентерберийский), космологич. или др. типов доказательств, отталкивающихся от сферы опыта, – у последователей Аристотеля (Фома Аквинский и др.).
Значит. роль в формировании зап. ср.-век. Ф. сыграли кафедральные и монастырские школы (шартрская школа, сен-викторская школа и др.). Образовательный канон Ф., сложившийся в античных филос. школах («семь свободных искусств»), восстанавливается с 11 в. в институциональных рамках университета, где в 12–13 вв. преподавали крупнейшие философы Средневековья. Однако начиная с 14 в. значение университета как центра филос. жизни постепенно снижается, и осн. институциональной формой существования Ф. в эпоху Возрождения и раннего Нового времени является система патронажа, а её воплощением – фигура «гуманиста» (Ж. Ле Гофф) – учёного, ищущего состоятельного покровителя и занятого наукой частным образом.
Новоевропейская философия сознания
Осн. вопрос Ф. сознания: «Что я могу знать?» (И. Кант). Возникновение Ф. сознания связано с переходом европ. общества к цивилизации модерна, центр. фигурой которого становится индивид, автономная человеческая личность. Реформация и религ. конфликты поставили под сомнение возможность достижения общего представления о мире на основе религ. авторитета. Новое естествознание первоначально выступает как альтернативный путь богопознания, опирающийся не на спорные толкования неоднозначных священных текстов, а на природу – книгу, написанную самим Богом и содержащую недвусмысленную истину. Представление о единстве природы, созданной разумным Творцом, приводит к отказу от классич. модели качественной иерархии бытия. Становится возможным описание гомогенной природы единым языком математики (Г. Галилей), в частности геометрии (Р. Декарт), по образцу которой (more geometrico) строятся филос. система Б. Спинозы и политич. философия Т. Гоббса.
Исходным мотивом философствования является сомнение в возможности непосредств. познания бытия. Идя путём предельной радикализации сомнения, Р. Декарт обретает исходный достоверный принцип в самом акте мыслящего существа – «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Достижение «ясности и отчётливости» знания становится первым правилом аналитически-синтетич. метода Декарта. Правда, он ещё продолжает опираться на классич. модель выведения Ф. из несомненного и истинного начала: «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола,– все прочие науки...» (Первоначала философии // Декарт Р. Соч. М., 1989. Т. 1. С. 309). Эта модель построения Ф. сохраняет своё значение вплоть до Г. В. Ф. Гегеля, хотя и различается способом ведения доказательств – геометрич. аксиоматика (Б. Спиноза), дедукция категорий (И. Г. Фихте), диалектич. логика (Гегель). Уже в споре представителей картезианства и сторонников И. Ньютона эта модель систематич. построения знания входит в противоречие с тенденциями новоевропейской науки, отказывающейся от обоснования своих положений первыми началами и причинами. Смысл тезиса Ньютона «гипотез я не измышляю» заключается в самоограничении науки установлением функционально-математич. отношений между наблюдаемыми явлениями природы – тенденция, закрепившаяся затем в позитивизме и приведшая в конечном счёте к отказу от построения всеобъемлющих филос. систем.
Классич. проблематика уровней бытия заменяется в Ф. сознания проблематикой степеней достоверности познания и его границ, исследование которых находится в центре философии И. Канта (в неокантианстве за ним закрепляется термин «теория познания»). Исходя из картезианского принципа «cogito» привилегированной областью достоверного познания выступает область самого сознания, а осн. дискуссии между представителями рационализма и эмпиризма связаны с проблемой происхождения содержания нашего сознания и соответствия этого содержания внешнему миру. Так, если для Дж. Локка адекватными являются только некоторые представления нашего сознания («первичные качества»), то для Дж. Беркли всё, что существует, существует лишь постольку, поскольку представлено в нашем сознании («быть, значит быть воспринимаемым»). В учении об априорных формах чувственности и мышления как условии возможного опыта Кант ограничивает объективную значимость науч. познания областью этого опыта, вопросы метафизики, выходящие за его пределы (о бессмертии души, свободе воли, происхождении мира в целом, существовании Бога), не могут получить науч. ответа. Кант явился основоположником конструктивистской модели науч. познания: хотя мир и существует независимо от нас, мы познаём его лишь в той мере, в какой он конструируется познающим субъектом.
Если в классич. Ф. источником единства и познаваемости предмета является независимый онтологич. принцип – «форма» (см. Форма и материя), идея, Единое, то в Ф. сознания таким источником становится «я», субъективность, определённая Р. Декартом в качестве наиболее достоверного сущего. Субъективация источника единства получает систематич. завершение в философии Канта, где наряду с эмпирическим «я», данным в опыте самосознания, вводится также понятие трансцендентального «я», «благодаря которому всё данное в созерцании многообразное объединяется в понятие об объекте». При этом, в отличие от эмпирического «я», трансцендентальное «я» не может быть познано в к.-л. содержательных определениях, разделяя таким образом некоторые парадоксальные особенности Единого в классич. философии.
В практич. философии Канта, призванной ответить на вопросы «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?», формулируется стандартное для совр. культуры понимание взаимоотношения науки, морали и религии: моральные и религ. убеждения человека не входят в сферу компетенции науки, и хотя для Канта, как и для Аристотеля, вопросы морали являются сферой рационального обсуждения и аргументации, но эта рациональность не совпадает с научно-теоретической.
В последующей нем. классич. Ф., снимающей ряд ограничений кантовской Ф., в сознании субъекта обнаруживается момент Абсолюта, что открывает возможность для построения систем, претендующих на абсолютное знание и выражение его в форме законченной системы.
Сформулированная Р. Декартом психофизическая проблема взаимоотношения души и тела получила многообразное истолкование вплоть до разл. версий в совр. дискуссиях, опирающихся, в частности, на исследования в нейронауке (см. Философия сознания).
Ф. сознания получила новый импульс в нач. 20 в. в феноменологии Э. Гуссерля, воспринявшего понятие Ф. Брентано об интенциональности («направленности на предмет») как базовой структуре сознания и сделавшего предметом исследования смысловые структуры сознания, конститутивные для нашего восприятия мира и обладающие сущностно-всеобщим характером.
Изменение институционального положения новоевропейской Ф., первоначально формировавшейся в рамках системы патронажа (философ при просвещённом монархе), тесно связано с формированием института академии наук, создаваемого в 17–18 вв., в т. ч. философами (Г. В. Лейбниц) в качестве альтернативы университету, воспринимавшемуся просветительской критикой как устаревший ср.-век. институт (это отношение находит своё выражение и в России – академия наук появляется здесь раньше университета). Однако реформы 18 в. привели к постепенной локализации Ф. в рамках университетов (школа Х. фон Вольфа, И. Кант). В результате радикального преобразования университетов во Франции и Германии на рубеже 18–19 вв. академии наук уже в 19 в. утрачивают своё значение (исключение составляют Франция и Россия). Наиболее продуктивной оказалась модель «исследовательского университета», принципы которой были сформулированы К. В. фон Гумбольдтом на основе работ И. Г. Фихте, Ф. Шлейермахера и др. Первоначально филос. ф-т нового ун-та включал в себя всю совокупность науч. знания, к кон. 19 в. начинается выделение и институциональное обособление самостоят. науч. дисциплин. Наряду с профессиональной Ф., существуют также многообразные формы популярной Ф., адресованной широкой публике и выражающейся, в частности, в лит. форме.
Аналитическая философия языка. Аналитическая философия является фундаментом широкомасштабного «лингвистич. поворота» в гуманитарных науках 20 в. Осн. её вопрос: «Что я могу понять и выразить в языке?», исходный мотив – непонимание. Аналитич. Ф. программным образом противопоставляет себя Ф. сознания: не сознание, а язык выступает здесь медиумом филос. проблематики именно в силу его изначальной интерсубъективной значимости, в отличие от «приватного» интроспективного опыта сознания. Аналитич. Ф. стремится к достижению ясности и отчётливости, но уже не представлений сознания, а предложений языка как коррелята мыслей: «Цель философии – логическое прояснение мыслей» (Л. Витгенштейн), при этом многие филос. проблемы рассматриваются как языковые ошибки. Проблематика границ познания переформулируется как проблема осмысленного, доступного пониманию выражения мысли: если в философии Канта границы познания ограничивались сферой возможного опыта, то в философии Витгенштейна – границами языка: «Границы моего языка означают границы моего мира», то, что не может быть осмысленно выражено в языке, «о том следует молчать».
Позднее аналитич. Ф. языка возвращается к обсуждению проблематики бытия (онтологии), а также Ф. сознания в полном объёме, включая одну из её центр. тем – психофизич. проблему (mind-body problem), переформулируя её как вопрос соизмеримости языка нейрофизиологии и др. науч. подходов и языка «ментальных предикатов», используемых для описания психологич. состояний сознания от первого лица.
В дальнейшем развитии аналитич. Ф. – у позднего Л. Витгенштейна – происходит переход от нормативной критики языка к анализу фактических способов его употребления, к практике повседневного языка (соответствующий поворот к «жизненному миру» имеет место в феноменологии). Разл. формы анализа языка и его модели, а также изучение фактич. практик использования языка – стандартный методологич. элемент всех социально-гуманитарных направлений совр. науч. исследований.
Современная философия: основные направления и дисциплины
До нач. 19 в. Ф. сохраняла свою роль интегрирующей системы знания, включающей предельное обоснование принципов, возможностей и границ науч. познания. Однако быстрый процесс развития наук, не требующих больше теоретич. легитимации со стороны Ф., специализация науч. знания и институциональное обособление умножающихся науч. дисциплин сделало необходимым заново выстраивать отношения Ф. с науками, границы, методы и понятийный аппарат которых становится предметом анализа такого направления, как философия науки, разрабатывавшаяся в рамках позитивизма, неокантианства, неопозитивизма и др. подходов. Из первоначального систематич. единства в качестве самостоят. филос. дисциплин и направлений обособляются: с кон. 18 в. эстетика, Ф. права, в 19–20 вв. социальная Ф., филос. герменевтика – первоначально в качестве программы историч. исследований культуры и обоснования специфич. методов гуманитарного знания («понимание»), в отличие от естественно-науч. подходов («объяснение»), философия техники, в 20 в. – философия культуры, философская антропология, Ф. математики, Ф. образования и др. С кон. 19 в. происходит существенное обновление религ. философии (разл. направления неосхоластики, рус. религ. Ф.).
В постметафизич. период центром филос. размышлений становится человеческое бытие (философия жизни, экзистенциализм и др.). В «философии подозрения» (П. Рикёр) – у К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда – подвергается сомнению самоочевидный характер субъекта для самого себя, его сознание рассматривается как производное от социальных структур или бессознательного.
История философии как специальная дисциплина
В 18–19 вв. Ф. обращается к собств. истории как одному из осн. предметов исследования. Многотомные труды И. Я. Брукера («Краткие вопросы из философской истории», т. 1–7, 1731–36, и др.) положили начало становлению истории Ф. как спец. дисциплины, включающей – в разл. опытах её изложения – собств. «теорию и методологию» (В. Г. Теннеман, 1798), «сравнительную историю филос. систем» (Ж. М. Дежерандо, 1804), «историю истории философии» (Ф. А. Карус, 1809). Гегель создал систематич. концепцию историко-филос. процесса как поступат. движения мысли, сохраняющей пройденные ступени в составе более развитого конкретного целого. Создаются фундам. истории Ф. в трудах И. Э. Эрдмана (1805–92), К. Фишера, Ф. Ибервега и др., формулируются методологич. принципы историко-филос. исследований (Э. Целлер). Идея «философии философии», высказанная Ф. Шлегелем и затем В. Дильтеем, получила реализацию в многочисл. типологиях филос. систем и учений. Характерно, что многие систематич. направления 19–20 вв. развиваются под девизом «назад к» – Платону и Аристотелю (Ф. А. Тренделенбург), Фоме Аквинскому (неотомизм), Канту (неокантианство), Гегелю (неогегельянство) и т. д. В 20 в. историч. аспект является конститутивным для большинства филос. концепций, а история Ф. обогащается новыми методами – герменевтич. подходом, историч. семантикой, историей проблем и понятий («Исторический словарь философии» И. Риттера в 13 т., 1971–2007). Методология истории Ф. – помимо учебной доксографии – включает 2 осн. типа: систематич. обсуждение проблем независимо от их историч. возникновения и бытования и исследование их с учётом историч. контекста. Формируются такие спец. исследовательские программы, как социология филос. знания, институциональная история Ф. и др.
По мере развития межкультурных контактов начиная с 19 в. происходит постепенное осмысление филос. традиций, имевших место в неевропейских цивилизациях – индийской, китайской и др. Они оформляются как в ходе рецепции и взаимодействия с европ. традицией Ф., так и путём ретроспективного выделения филос. проблематики из религиозного и мировоззренч. наследия этих культур. В этой связи в нач. 20 в. появляется филос. компаративистика («Сравнительная философия» П. Массон-Урселя, 1923, и др.).