Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ЩНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУ́ЩНОСТЬ, то, что со­став­ля­ет внутр. со­дер­жа­ние, яд­ро, ос­но­ву че­го-ли­бо, од­но из цен­траль­ных по­ня­тий фи­ло­со­фии, важ­ней­ший ас­пект бы­тия, фик­си­рую­щий его оп­ре­де­лён­ность. В ан­тич­ной фи­ло­со­фии по­ня­тие С. в собств. смыс­ле сфор­ми­ро­ва­лось лишь у Ари­сто­те­ля. Пла­тон на­зы­вал «сущ­но­стя­ми» «умо­по­сти­гае­мые и бес­те­лес­ные идеи», от­де­лён­ные от чув­ст­вен­ных ве­щей и яв­ляю­щие­ся их про­об­ра­за­ми. Кри­ти­куя пла­то­нов­ское уче­ние об иде­ях, Ари­сто­тель ото­жде­ст­в­ля­ет «пер­вую сущ­ность» с еди­нич­ным ин­ди­ви­дом, «вто­ры­ми» же С. вы­сту­па­ют у не­го об­щие по­ня­тия – ро­ды и ви­ды-эй­до­сы (см. в ст. Бы­тие). В от­ли­чие от не­пре­ди­ка­тив­ной пер­вой С. (лат. substantia), вто­рую C., слу­жив­шую пре­ди­ка­том пер­вой, бы­ло при­ня­то на­зы­вать «чис­той» С. (лат. essentia). В си­лу то­го, что пер­вая С. в ка­че­ст­ве отд. ин­ди­ви­да в сво­ей еди­нич­но­сти не мо­жет быть по­зна­на, пред­ме­том зна­ния у Ари­сто­те­ля яв­ля­ет­ся «не­де­ли­мый вид», т. е. наи­ме­нее об­щий, бли­жай­ший к ин­ди­ви­дам вид-эй­дос, ко­то­рый да­лее уже на ви­ды не раз­де­ля­ет­ся.

В греч. пат­ри­сти­ке в про­цес­се ос­мыс­ле­ния три­ни­тар­ной про­бле­мы го­во­рит­ся о «еди­ной сущ­но­сти» Бо­га, на­ли­че­ст­вую­щей в трёх ипо­ста­сях (Ори­ген, Афа­на­сий Ве­ли­кий). В сред­ние ве­ка двой­ст­вен­ность Ари­сто­те­ле­ва уче­ния о С. по­ро­ди­ла два на­прав­ле­ния: по­ни­ма­ние её как еди­нич­но­го ин­ди­ви­да лег­ло в ос­но­ву но­ми­на­лиз­ма, к по­ни­ма­нию её как эй­до­са тя­го­тел край­ний реа­лизм. Од­ной из важ­ней­ших фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ских тем ста­ло взаи­мо­от­но­ше­ние С. и су­ще­ст­во­ва­ния (их то­ж­де­ст­во в Бо­ге и раз­ли­чие в твар­ных су­ще­ст­вах – см. Су­ще­ст­во­ва­ние).

Вос­хо­дя­щая к тра­ди­ции пла­то­низ­ма ан­ти­те­за С. (умо­по­сти­гае­мо­го под­лин­но­го бы­тия ве­щей) и яв­ле­ния (дан­но­го в не­по­средств. опы­те чувств. вос­при­ятия) по­лу­чи­ла разл. ис­тол­ко­ва­ние в но­во­ев­роп. фи­ло­со­фии: дуа­лизм не­по­зна­вае­мо­го транс­цен­дент­но­го ми­ра «ве­щей в се­бе» и обу­слов­лен­но­го им дос­туп­но­го по­зна­нию чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мо­го ми­ра яв­ле­ний (И. Кант); диа­лек­тич. един­ст­во С. и яв­ле­ния, по­ня­тое как яв­ляю­щее­ся в про­цес­се по­сле­до­ват. са­мооп­ре­де­ле­ния чис­то­го мыш­ле­ния рас­кры­тие С., дос­ти­гаю­щее пунк­та, ко­гда «яв­ле­ние ста­но­вит­ся рав­ным сущ­но­сти» (Г. В. Ф. Ге­гель); «со­зер­ца­ние сущ­но­стей» как по­ла­га­ние смы­сло­вых со­дер­жа­ний, связь ко­то­рых реа­ли­зу­ет­ся в по­то­ке фе­но­ме­нов, не за­клю­чаю­щих в се­бе раз­ли­чия ме­ж­ду яв­ле­ни­ем и бы­ти­ем (Э. Гус­серль; в рус­ле этой кон­цеп­ции на­хо­дит­ся и по­ни­ма­ние «фе­но­ме­на» как «са­мо се­бя по­ка­зы­ваю­ще­го» у М. Хай­дег­ге­ра).

Вернуться к началу