СУ́ЩНОСТЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУ́ЩНОСТЬ, то, что составляет внутр. содержание, ядро, основу чего-либо, одно из центральных понятий философии, важнейший аспект бытия, фиксирующий его определённость. В античной философии понятие С. в собств. смысле сформировалось лишь у Аристотеля. Платон называл «сущностями» «умопостигаемые и бестелесные идеи», отделённые от чувственных вещей и являющиеся их прообразами. Критикуя платоновское учение об идеях, Аристотель отождествляет «первую сущность» с единичным индивидом, «вторыми» же С. выступают у него общие понятия – роды и виды-эйдосы (см. в ст. Бытие). В отличие от непредикативной первой С. (лат. substantia), вторую C., служившую предикатом первой, было принято называть «чистой» С. (лат. essentia). В силу того, что первая С. в качестве отд. индивида в своей единичности не может быть познана, предметом знания у Аристотеля является «неделимый вид», т. е. наименее общий, ближайший к индивидам вид-эйдос, который далее уже на виды не разделяется.
В греч. патристике в процессе осмысления тринитарной проблемы говорится о «единой сущности» Бога, наличествующей в трёх ипостасях (Ориген, Афанасий Великий). В средние века двойственность Аристотелева учения о С. породила два направления: понимание её как единичного индивида легло в основу номинализма, к пониманию её как эйдоса тяготел крайний реализм. Одной из важнейших философско-богословских тем стало взаимоотношение С. и существования (их тождество в Боге и различие в тварных существах – см. Существование).
Восходящая к традиции платонизма антитеза С. (умопостигаемого подлинного бытия вещей) и явления (данного в непосредств. опыте чувств. восприятия) получила разл. истолкование в новоевроп. философии: дуализм непознаваемого трансцендентного мира «вещей в себе» и обусловленного им доступного познанию чувственно воспринимаемого мира явлений (И. Кант); диалектич. единство С. и явления, понятое как являющееся в процессе последоват. самоопределения чистого мышления раскрытие С., достигающее пункта, когда «явление становится равным сущности» (Г. В. Ф. Гегель); «созерцание сущностей» как полагание смысловых содержаний, связь которых реализуется в потоке феноменов, не заключающих в себе различия между явлением и бытием (Э. Гуссерль; в русле этой концепции находится и понимание «феномена» как «само себя показывающего» у М. Хайдеггера).