ФЛОРЕ́НЦИЯ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЛОРЕ́НЦИЯ (Firenze), город в центр. части Италии, адм. центр обл. Тоскана и пров. Флоренция. Нас. 377,4 тыс. чел. (2015); в пределах метрополитенской гор. территории Флоренция – Прато – Пистоя св. 1,5 млн. чел. Расположена в окружении гор, у зап. подножия Апеннин, на р. Арно. Узел автомобильных (с запада и юга город огибает «Автострада Солнца») и железных (высокоскоростное ж.-д. сообщение с Болоньей) дорог. Междунар. аэропорт им. А. Веспуччи (1931).
Поселение Флоренция (лат. Florentia) получило статус рим. колонии при Гае Юлии Цезаре, в кон. 2 в. её население насчитывало ок. 10 тыс. жит. Резиденция епископа с 4 в. В 5–8 вв. находилась под властью остготов, византийцев и лангобардов; в 774 занята франками. Со 2-й пол. 10 в. в составе маркграфства Тоскана. Ок. 978 основано аббатство Св. Марии (т. н. флорентийская Бадия). В 11 в. Ф., расположенная на стыке торговых путей, превратилась в важный центр банковского дела, торговли и ремесла (гл. обр. произ-ва сукна). В сер. 11 в. флорентийцы принимали активное участие в Патарии (религ. движении против симонии в Сев. Италии), в период борьбы за инвеституру выступили на стороне графини Матильды Тосканской. Между 1115 и 1138 Ф. получила права коммуны. В 12–13 вв. активная завоеват. политика позволила Ф. значительно расширить свои владения за счёт соседних областей. Во время Итал. войн Фридриха I Барбароссы город сохранял нейтралитет. В 1193 власть во Ф. перешла к подеста; в 13 в. Ф. превратилась в одно из важнейших мест противостояния гвельфов и гибеллинов, в 1250 принята пополанская конституция (см. Пополаны). В 1252 начата чеканка золотого флорина (впоследствии фактически общеевропейская валюта). С 1282 правительство Ф. (синьория) комплектовалось только из представителей цехов. Принятые в 1293 «Установления справедливости» лишили грандов (знать) политич. прав, ставших привилегией объединённых в цехи горожан. В 14 в. во Ф., в мастерских текстильных цехов Лана и Сета, зародилась мануфактура с использованием труда наёмных рабочих. В 1378 место восстания ремесленников и рабочих, преим. сукноделов (чомпи), не объединённых в цехи. В 1382 восстановлено правление гор. олигархии (род Альбицци). После поражения в 1434 от миланских войск во Ф. утверждена власть (синьория) Козимо Медичи (см. Медичи). В 14–16 вв. ведущий центр итал. Возрождения, крупнейшими деятелями которого были жившие в городе Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини. С кон. 15 в. Ф. начала испытывать экономич. трудности из-за сокращения сбыта сукна. Восстание 1494 завершилось изгнанием рода Медичи и установлением республиканского режима под рук. Дж. Савонаролы и Н. Макиавелли. В 1512 Медичи при поддержке чужеземных войск вернули себе власть и удерживали её до 1737 (с перерывом в 1527–30). В 1532 государство со столицей во Ф. стало герцогством, охватившим значит. территории с городами Пиза, Ливорно и др., в 1569 – Вел. герцогством Тосканским. В 1801–07 столица зависимого от наполеоновской Франции королевства Этрурия. В 1848–49 один из центров революц. движения в Италии. В 1860 вошла в состав Сардинского (с 1861 Итальянского) королевства; в 1865 – янв. 1871 была его столицей. В 1943 захвачена войсками нацистской Германии; один из центров итал. Движения Сопротивления. Освобождена в авг. 1944 в результате действий партизан и соединений англо-амер. армии.
Планировка центр. гор. кварталов отражает структуру др.-рим. каструма. От др.-рим. периода сохранились археологич. фрагменты театра (1 – нач. 2 вв.) в подвалах Палаццо Веккьо. Наиболее значит. памятником раннесредневековой архитектуры являются открытые раскопками 1970-х гг. остатки базилики Санта-Репарата (в крипте собора Санта-Мария-дель-Фьоре). В результате развития экономики и роста политич. значения Ф. после 1000 сложилась местная архит. традиция – инкрустационный стиль, выделяющий постройки Ф. на фоне др. центров Тосканы: ц. Сан-Миньято-аль-Монте (1014–1207; в интерьере – ренессансная капелла кардинала Португальского, 1459–67, арх. А. Манетти, декор Л. делла Роббиа, А. Бальдовинетти, надгробие работы А. Росселлино, алтарный образ А. дель Поллайоло), баптистерий Сан-Джованни (освящён в 1059, апсида и декор интерьера, 13 в., 3 пары бронзовых врат, 14–15 вв., скульпторы Андреа Пизано, Л. Гиберти; мозаики купола, 1225–1325; в интерьере – надгробие антипапы Иоанна XXIII работы Донателло, 1425–27), Санти-Апостоли (11 в.), фасады ц. Сан-Сальваторе-аль-Весково (11 в., перестроена в 13 в., интерьер – 1737).
Флорентийская готика также имеет индивидуальный характер (с заметными антикизирующими тенденциями и без сильного развития композиций по вертикали), её крупнейший представитель – Арнольфо ди Камбио. По его проектам были построены собор Санта-Мария-дель-Фьоре (с музеем, 1891), Палаццо Веккьо, ц. Санта-Кроче, ц. Бадия-Фьорентина (основана 978, перестроена в 1285, двор Кьостро-дельи-Аранчи – 1432–38, арх. Б. Росселлино, фрески – 1436–39, Ж. Гонсалвиш) и внешнее кольцо гор. стен (начато в 1284). Среди др. значит. произведений готич. архитектуры – доминиканский мон. Санта-Мария-Новелла (церковь ок. 1246 – ок. 1360, арх. Я. Таленти, фасад – 1456–1470, арх. Л. Б. Альберти; в интерьере – распятия Ф. Брунеллески и Джотто, росписи А. Орканьи, Мазаччо, Д. Гирландайо, Филиппино Липпи и др.; в Испанской капелле – росписи Андреа да Фиренце, 1366, в клуатре Кьостро-Верде – П. Уччелло), церкви Санта-Тринита (начата ок. 1250, проект приписывается Н. Пизано, расширена в 14 в., фасад – 1593–94, арх. Б. Буонталенти; в капелле Сассетти – росписи Д. Гирландайо), Санта-Мария-дель-Кармине (1268, перестроена в 1771; в капелле Бранкаччи – фрески Мазолино, Мазаччо, Филиппино Липпи) и Оньиссанти (14 в., перестроена в 17 в., фасад – 1637, арх. М. Ниджетти; в интерьере – фрески С. Боттичелли, Д. Гирландайо). Заложенная в этот период ц. Сантиссима-Аннунциата (1250–1384, перестроена в 1444–1470-е гг. в ренессансных формах, архитекторы Микелоццо ди Бартоломмео, А. Манетти, Альберти; в интерьере – росписи А. дель Кастаньо; в атриуме – фрески Андреа дель Сарто, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др.). Среди гражд. построек – дворец Барджелло, комплекс зернохранилища с размещённой на 1-м этаже ц. Орсанмикеле (Сан-Микеле-ин-Орто – 1290, перестроена в 1337–50, архитекторы С. Таленти, Нери ди Фиораванте и др.; в нишах фасадов – статуи работы Л. Гиберти, Донателло, Нанни ди Банко, А. дель Верроккьо, и др., ныне оригиналы в Музее Орсанмикеле; в интерьере – образ «Мадонна делле Грацие» Б. Дадди, 1347, резной табернакль А. Орканьи, с 1352), лоджии деи-Ланци (1376–81, арх. С. Таленти) и дель-Бигалло (1352–1358). Уникальным образцом жилой архитектуры 14 в. является Палаццо Даванцати.
Особенно богата Ф. памятниками кватроченто. Гл. стилистич. особенностью архитектуры этого периода стало воспроизведение общих принципов, пропорциональной структуры и отд. мотивов античного зодчества. Важнейшие постройки 1-й пол. 15 в. возведены Ф. Брунеллески: Оспедале-дельи-Инноченти (1419–27; завершён в 1445), купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Старая сакристия ц. Сан-Лоренцо (ок. 1419–29), базилики Сан-Лоренцо (с 1421) и Санто-Спирито (с 1434), капелла Барбадори (ныне Каппони – 1420) в ц. Санта-Феличита, капелла Пацци (начата в 1429), ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (начата в 1434). К произведениям, созданным Л. Б. Альберти по заказам представителей семейства Ручеллаи, принадлежат Палаццо (ок. 1453) и Лоджия (до 1460) Ручеллаи, фасад базилики Санта-Мария-Новелла (1456–70), модель Кувуклии (часовни) Гроба Господня в капелле Ручеллаи в ц. Сан-Панкрацио (1467). Принципы новой архитектуры воплотились при перестройке мон. Сан-Марко (после 1436, арх. Микелоццо ди Бартоломмео, в интерьере – росписи Фра Анджелико, Д. Гирландайо, Фра Бартоломмео, и др.). Характерные образцы частных дворцов 15 в. – Палаццо: Палаццо Медичи – Риккарди, Гонди (ок. 1490, арх. Дж. да Сангалло), Строцци (с 1489, да Сангалло, Б. да Майано, С. дель Поллайоло) и Пацци (1458–69, приписывается Дж. да Майано).
Ко временам республики относятся сооружение и начало оформления монументального зала Пятисот в Палаццо Веккьо (1494–95, арх. С. дель Поллайоло), тогда как наиболее важными в худож. отношении являются архит. работы Микеланджело в комплексе ц. Сан-Лоренцо – интерьер Б-ки Лауренциана (1523–33 с последующими доработками), оформление центр. портала на внутр. стороне фасада и капелла Медичи (Новая сакристия – 1520–34).
После восшествия на трон Козимо I Медичи в городе возобновилось строительство. По проектам придворного арх. Дж. Вазари в стиле маньеризма сооружены здания галереи Уффици (1560–1564), коридор Вазари (1565), соединяющий здание Уффици и Палаццо Питти (при котором разбиты сады Боболи по проекту арх. и скульптора Н. Триболо, 1550, и Б. Амманати, после 1560), проведена масштабная реконструкция интерьеров целого ряда ср.-век. церквей (в соответствии с требованиями Контрреформации) и Палаццо Веккьо, где особенно выделяются Апартаменты Элементов, Элеоноры Толедской и кабинет-Студиоло Франческо I. По проектам Б. Амманати сооружены двор Палаццо Питти (1560–77) и мост Санта-Тринита (1567–71); по проектам Б. Буонталенти – дом Бьянки Капелло (1570–74), грот Буонталенти (1583–85) в садах Боболи, Палаццо Нонфинито (начато в 1593). Памятник фортификац. архитектуры – крепость Фортецца-да-Бассо (1534–37, архитекторы – Пьерфранческо да Витербо, А. да Сангалло Младший). На площади Пьяцца делла-Синьория установлены скульптурная группа «Геркулес и Какус» (1530–34, скульптор Б. Бандинелли), фонтан Нептуна (ок. 1560–1575, скульптор Амманати), конная статуя герцога Козимо I Медичи (1587–93, скульптор Джамболонья), в Лоджии деи-Ланци – статуя «Персей» Б. Челлини (1545–54), на пл. Сантиссима-Аннунциата – памятник вел. герцогу Тосканскому Фернандо I (Фердинанду I) Медичи (1601–08, скульпторы Джамболонья, П. Такка).
Возведение капеллы Принцев при ц. Сан-Лоренцо (начата в 1604 по проекту Дона Дж. Медичи и М. Ниджетти) ознаменовало стилистич. переход от Позднего Возрождения к барокко. Зрелые проявления флорентийского барокко, тяготеющего к отказу от кривых линий и чрезмерной динамики масс, – церкви Санти-Микеле-э-Гаэтано (1604–1701, архитекторы М. Ниджетти, Г. Сильвани и др.), Сан-Фиренце (начата в 1667, арх. П. Ф. Сильвани), перестройка ц. Санта-Феличита (начата в 1735), колокольня базилики Сан-Лоренцо (1740, оба – арх. Ф. Руджери), дворцы Корсини (начат в 1656, архитекторы А. Париджи Младший, Ф. Такка, П. Ф. Сильвани, А. М. Ферри и др.), Каппони (начат в 1702, арх. Ферри и др.) и Бастоджи (ок. 1740, арх. Руджери). Самым ярким из немногочисл. произведений рококо во Ф. является Кофейный домик в садах Боболи (1774–75, арх. Дзаноби дель Россо).
Крупнейшим архитектором неоклассицизма был П. Поччанти, построивший боковые ризалиты и парадную лестницу Палаццо Питти (1840-е гг.). Кратковрем. пребывание во Ф. столицы вновь образованного Итал. королевства дало мощный импульс к масштабным градостроит. работам, приведшим во многих кварталах к утрате историч. контекста (напр., ансамбль Площади Республики, 1885–1895) и к массовому строительству жилых зданий в центре и на окраинах, а также вилл в пригородах. Ведущую роль в обновлении Ф. во 2-й пол. 19 в. сыграл Дж. Поджи, автор проектов пьяццале Микеланджело (1869), площадей Беккариа (1877) и делла-Либерта (1865–1875), мн. частных вилл и дворцов. Доминирующей тенденцией в архитектуре 19 в. стало обращение к формам Высокого и Позднего Возрождения.
В стиле модерн возведены неск. частных вилл: Раваццини (1907), Броджи-Карачени (1910–11) и Галеотти-Флори (1914–15) и Галерея Вики (1911, все – по проектам Дж. Микелацци), в формах рационализма – один из самых значит. памятников итал. модернизма ж.-д. вокзал Санта-Мария-Новелла (1932–35, арх. Дж. Микелуччи) с Королевским павильоном (1935) и зданием котельной по проекту А. Мадзони (1929–34). Среди др. работ Микелуччи – мост Понте-алле-Грацие (1957), здание почтамта (1959–67) и ц. Иоанна Крестителя (т. н. Церковь автострады; 1964). Самым масштабным произведением архитектуры кон. 20 – нач. 21 вв. является Дворец правосудия (проект 1970-х гг., здание 1999–2012, арх. Л. Риччи). Историч. центр Ф. включён в список Всемирного наследия.
Один из крупнейших муз. центров эпохи Возрождения. В кон. 16 – нач. 17 вв. здесь работали члены Флорентийской камераты, создавшие первые образцы оперного жанра.
Центр науки и культуры междунар. значения. В сев.-зап. пригороде Сесто-Фьорентино размещается науч. парк Совета по науч. исследованиям, в самой Ф. – Брит. ин-т Ф. (1917), Итал. буддистский ин-т Сока гаккай (1998) и исследовательский отдел ЮНИСЕФ. Среди вузов – Флорентийский университет, Междунар. ун-т иск-ва (1970) и др., в т. ч. крупнейшее в мире средоточие амер. ун-тов за пределами США; Академии: художеств (ведёт историю с 1561; совр. назв. с 1784), иск-ва рисунка (1563), Круска академия делла, «Джеоргофили» (1753; агрономия, сельское и лесное хозяйство), Итальянская (1984; иск-во, высокая мода и дизайн) и др.; ин-ты: общеевропейский «Кабинет Вьёсё» (1819; изучение и реставрация старинных книг), Гос. искусств (1869), искусств «Лоренцо де Медичи» (1973) и др. Нац. школа независимого кино, Междунар. центр хореографии «Opus Ballet» (оба 1999). Итал. об-во Данте (1889). Б-ки: Нац. центр. Ф. (ведёт историю с 1714; крупнейшая в Италии); Риккардиана (1600), Лауренциана (одно из крупнейших в мире собраний редких манускриптов) и др.
Во Ф. ок. 90 музеев, в т. ч. 5 из 15 крупнейших итал. музеев. Ведущие музеи: Уффици, Барджелло, Питти и Капелла Медичи (семейная усыпальница). Среди др. музеев – Нац. археологич. музей Ф. (1870), Палаццо Даванцати (нач. 20 в.), Г. Галилея (1930), флорентийской мозаики (1975; включает реставрац. мастерскую мирового значения, 1588), натюрморта (2007), Хорна (иск-во 14–16 вв.), муз. инструментов (с 1996 в составе Галереи академии) и др. Крупнейшие гос. музеи объединены в музейный комплекс «Polo Museale Fiorentino».
Театры: драматические – «Гольдони» (1817), «Метастазио» (1830), «Лимонарий» (1987); мультижанровые «Комунале» (1862), «Верди» (основан в 1854 как «Пальяно», совр. назв. с 1901), «Пуччини» (1940) и др. Флорентийская междунар. театральная компания (2005). Оперы ставятся на сценах театров: «Пергола» (1656; регулярные постановки с 1718), «Гольдони», «Верди». Оперные постановки театра «Комунале» в 2011 перенесены на сцену «Оперы Флоренции» (в Парке музыки и культуры), которая функционирует и как крупнейшая во Ф. концертная и фестивальная площадка. Оркестры: камерный «Оркестр Тосканы» (1980), Итальянский молодёжный (1984). Конс. им. Л. Керубини (1923). Междунар. фестивали: «Флорентийский муз. май» (с 1933, с 1937 ежегодно; с постоянными оркестром и хором, мастер-классами; один из самых престижных фестивалей классич. музыки), совр. театра «Фаббрика Эуропа» (с 1994, ежегодно).
Спортивный комплекс на Марсовом поле, включает стадионы: футбольный им. А. Франки [1931, реконструкция 1990; 46,3 тыс. мест; домашний для клуба «Фиорентина», 1926; 2-кратный чемпион страны (1956, 1969) и 6-кратный обладатель Кубка Италии (в 1940–2001)] и легкоатлетический им. Л. Ридольфи (2001; 12 тыс. мест); баскетбольные и бейсбольные залы, теннисные корты, поля для гольфа, плавательные бассейны и др. В 2013 во Ф. состоялся чемпионат мира по велосипедному спорту.
Основа гор. экономики – сфера услуг (70% занятых, сер. 2010-х гг.); её ведущие сектора: адм., финансовые, транспортно-логистические, дизайнерские услуги, торговля, издательская деятельность, туристич. бизнес. Во Ф. размещаются Архив историч. документов ЕС, штаб-квартиры ряда итал. компаний и денежно-кредитных ин-тов (в т. ч. коммерч. банка Banca Toscana). Один из осн. центров итал. моды и издательского дела; здесь базируются дома моды «Gucci», «Roberto Cavalli», «Enrico Coveri», «Salvatore Ferragamo» и др., издательские дома «Guinti» (1841), «Remo Sandron», «Le Monnier» и др. Ок. 400 компаний ведут исследования в области фотоники, биомедицины, механики для энергетики и охраны окружающей среды, информац. и телекоммуникац. услуг (обеспечивают св. 1/3 рабочих мест). Город посещают 10 млн. туристов в год; гл. виды туризма: культурно-познавательный и событийный. Ежегодные междунар. выставки: моды и текстиля «Pitti Immagine» (с 1951), ремёсел и мн. др.; проходят в ярмарочном комплексе «Firenze Fiera», Дворце конгрессов (оба 1974), Дворце деловых встреч, многофункциональном комплексе «Форум Н. Манделы» (1985, реконструкция 2004) и др.
Важный пром. центр. Ведущие отрасли пром-сти: приборостроение, выпуск литейных изделий (предприятие компании «Nuovo Pignone»), пром. оборудования и бытовых электроприборов («Galileo TP Process Equipment» – холодильники, кондиционеры и вакуумное оборудование), осветит. техники, фотоаппаратуры, косметич. и фармацевтических (комплекс амер. компании «Eli Lilly and Company» – крупнейший в Италии центр развития биотехнологий) препаратов, мебели, изделий из стекла и фарфора («Richard Ginori»; с 1735), предметов роскоши (модной одежды, обуви и др. кожаных изделий, часов марки «Officine Panerai», ювелирных изделий), декоративной («флорентийской») бумаги, продуктов питания и вина. Ремесленное произ-во соломенных шляп, изделий из бронзы и др.