Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИКЕЛУ́ЧЧИ ДЖОВАННИ

Авторы: А. Г. Вяземцева

МИКЕЛУ́ЧЧИ (Michelucci) Джо­ван­ни (2.1.1891, Пис­тоя – 31.12.1990, Фло­рен­ция), итал. ар­хи­тек­тор, тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва. В 1900-е гг. изу­чал жи­во­пись и гра­вю­ру, ра­бо­тал в мас­тер­ской ху­дож. ков­ки сво­его де­да. Окон­чил во Фло­рен­ции Выс­шую шко­лу ар­хи­тек­ту­ры (1911) и АХ (1914). Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны при­ни­мал уча­стие в во­ен. дей­ст­ви­ях, воз­вёл свою пер­вую по­строй­ку – ора­то­рий в Ладрe близ Ка­по­рет­то (г. Ко­ба­рид, Сло­ве­ния). В ран­них ра­бо­тах М. (вил­лах в ок­ре­ст­но­стях Пис­тои, 1924–25) от­ра­зи­лось влия­ние Й. Хоф­ма­на. В 1925 пе­ре­ехал в Рим, изу­чал ди­зайн ин­терь­е­ров в Шко­ле ис­кусств Р. Па­пи­ни, где пре­по­да­вал ар­хи­тек­ту­ру в 1929–34. Сбли­зил­ся с рим. ар­хи­тек­то­ра­ми, в т. ч. с М. Пья­чен­ти­ни и ра­цио­на­ли­ста­ми, в 1928 всту­пил в их объ­е­ди­не­ние MIAR. Фор­мы ра­цио­на­лиз­ма по­влия­ли на рим. по­строй­ки М. – вил­лу Ва­лиа­ни (1929–30) и вил­лу А. Ка­зел­лы (1931). Пер­вое круп­ное со­ору­же­ние М., во­кзал Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции (1932–35, совм. с Н. Ба­ро­ни, и др.; за­стек­лён­ный фа­сад; ин­терь­е­ры об­ли­цо­ва­ны мра­мо­ром, ук­ра­ше­ны мо­заи­кой, в вес­ти­бю­ле – фре­ски О. Ро­заи) вы­пол­ня­ет функ­цию «во­рот», ве­ду­щих из зо­ны ж.-д. пу­тей в ис­то­рич. часть го­ро­да. Уча­ст­во­вал по при­гла­ше­нию Пья­чен­ти­ни в про­ек­ти­ро­ва­нии Уни­вер­си­тет­ско­го го­род­ка в Ри­ме, где М. при­над­ле­жат 2 мо­ну­мен­таль­ных кор­пу­са (1932–35). Тя­го­те­ние к мо­ну­мен­та­ли­за­ции и не­оклас­сич. фор­мам об­на­ру­жи­ва­ет­ся и в адм. зда­нии в Арец­цо (1936). Для рай­она Все­мир­ной вы­став­ки E’42 в Ри­ме М. спро­ек­ти­ро­вал от­кры­тый те­атр и Дво­рец во­ды и све­та (не реа­ли­зо­ва­ны).

Дж. Микелуччи. Церковь Иоанна Крестителя в Кампи-Бизенцио близ Флоренции. 1964.

В 1940-е гг. М. об­ра­тил­ся к изу­че­нию нар. зод­че­ст­ва и к ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ре. В 1945–50-е гг. из­да­вал ж. «La Nuova Cittа̀», в ко­то­ром рас­смат­ри­ва­лись во­про­сы ре­кон­ст­рук­ции ис­то­рич. го­ро­да и про­бле­мы су­ще­ст­во­ва­ния совр. ар­хи­тек­ту­ры в тра­диц. кон­тек­сте. Во 2-й пол. 1940-х гг. раз­ра­ба­ты­вал но­вые ген­пла­ны Пис­тои и Фло­рен­ции. В пер­вые по­сле­во­ен­ные го­ды М. ра­бо­тал с до­ступ­ны­ми ма­те­риа­ла­ми и ин­тер­пре­ти­ро­вал тра­диц. ме­ст­ные пла­ни­ро­воч­ные схе­мы: в ц. Сан­ти-Пьет­ро-э-Джи­ро­ла­мо в Пон­те­лун­го в ком­му­не Пис­тоя (1953–54) и ц. Бо­го­ма­те­ри в Лар­дел­ло (1956) ис­поль­зо­ва­ны де­ре­во и ка­мень в со­че­та­нии со стек­лом и бе­то­ном. Вни­ма­ние к ма­те­риа­лу и к ком­му­ни­ка­тив­ной со­став­ляю­щей про­стран­ст­ва от­ра­жа­ют зда­ния бир­жи в Пис­тое (1948–50) и сбе­ре­гат. кас­сы во Фло­рен­ции (1961). В 1960-е гг. тя­го­тел к со­зда­нию асим­мет­рич­ных гео­мет­рич. ком­по­зи­ций. В свя­зи с ут­вер­жде­ни­ем но­вой, бо­лее сво­бод­ной кон­цеп­ции хра­мо­во­го про­стран­ст­ва на Ва­ти­кан­ском II со­бо­ре вновь об­ра­тил­ся к цер­ков­но­му строи­тель­ст­ву: в ц. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в Кам­пи-Би­зен­цио близ Фло­рен­ции (т. н. Цер­ковь ав­то­стра­ды; 1964) ор­га­нич. ар­хи­тек­ту­ра со­еди­ни­лась с эле­мен­та­ми экс­прес­сио­низ­ма, ис­поль­зо­ва­ны сим­во­лы (де­ре­во, крест и др.), объ­ём по­строй­ки трак­то­ван как эле­мент ланд­шаф­та. В этом же ду­хе ре­ше­на ц. Бор­го-Мад­жо­ре в Сан-Ма­ри­но (1961–67). М. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ти­по­ло­ги­ей вы­сот­но­го жи­ло­го до­ма (не­бо­скрё­бы в Сан-Ре­мо и Ли­вор­но, оба 1966). Эс­те­ти­ка бру­та­лиз­ма и про­стран­ст­вен­ные экс­пе­ри­мен­ты от­ли­ча­ют зда­ния поч­там­та во Фло­рен­ции (1959–67), сбе­ре­гат. кас­сы в Пис­тое (1957–65), гос­ти­ни­цы «Ос­те­рия дель Гам­бе­ро Рос­со» в Кол­ло­ди (1958–63). В 1970–80-е гг. ак­тив­но ис­поль­зо­вал ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции (об­ществ. центр в Ар­цинь­я­но, 1968–81; зда­ние бан­ка «Мон­те деи Пас­ки ди Сие­на» в Кол­ле-ди-Валь-д’Эльса, 1973–83).

Соч.: La felicitа̀ dell’architetto: 1948–1980. Pistoia, 1981.

Лит.: G. Michelucci / A cura di F. Borsi. Fi­ren­ze, 1966; Quaroni L., Di Pasquale S., Lan­ducci G. G. Michelucci. Firenze, 1980; Bel­luz­zi A., Conforti C. G. Michelucci: catalogo del­le opere. Mil., 1986; Bertoni R., Portoghesi P. Michelucci mago. Firenze, 1991; Baratelli A. G. Michelucci: la stazione di Firenze. Firenze, 2003; Conforti C., Dulio R., Marandola M. G. Michelucci. Mil., 2006; G. Michelucci e la chiesa italiana. Cinisello Balsamo, 2009.

Вернуться к началу