МИКЕЛУ́ЧЧИ ДЖОВАННИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКЕЛУ́ЧЧИ (Michelucci) Джованни (2.1.1891, Пистоя – 31.12.1990, Флоренция), итал. архитектор, теоретик архитектуры и градостроительства. В 1900-е гг. изучал живопись и гравюру, работал в мастерской худож. ковки своего деда. Окончил во Флоренции Высшую школу архитектуры (1911) и АХ (1914). Во время 1-й мировой войны принимал участие в воен. действиях, возвёл свою первую постройку – ораторий в Ладрe близ Капоретто (г. Кобарид, Словения). В ранних работах М. (виллах в окрестностях Пистои, 1924–25) отразилось влияние Й. Хофмана. В 1925 переехал в Рим, изучал дизайн интерьеров в Школе искусств Р. Папини, где преподавал архитектуру в 1929–34. Сблизился с рим. архитекторами, в т. ч. с М. Пьячентини и рационалистами, в 1928 вступил в их объединение MIAR. Формы рационализма повлияли на рим. постройки М. – виллу Валиани (1929–30) и виллу А. Казеллы (1931). Первое крупное сооружение М., вокзал Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1932–35, совм. с Н. Барони, и др.; застеклённый фасад; интерьеры облицованы мрамором, украшены мозаикой, в вестибюле – фрески О. Розаи) выполняет функцию «ворот», ведущих из зоны ж.-д. путей в историч. часть города. Участвовал по приглашению Пьячентини в проектировании Университетского городка в Риме, где М. принадлежат 2 монументальных корпуса (1932–35). Тяготение к монументализации и неоклассич. формам обнаруживается и в адм. здании в Ареццо (1936). Для района Всемирной выставки E’42 в Риме М. спроектировал открытый театр и Дворец воды и света (не реализованы).
В 1940-е гг. М. обратился к изучению нар. зодчества и к органической архитектуре. В 1945–50-е гг. издавал ж. «La Nuova Cittа̀», в котором рассматривались вопросы реконструкции историч. города и проблемы существования совр. архитектуры в традиц. контексте. Во 2-й пол. 1940-х гг. разрабатывал новые генпланы Пистои и Флоренции. В первые послевоенные годы М. работал с доступными материалами и интерпретировал традиц. местные планировочные схемы: в ц. Санти-Пьетро-э-Джироламо в Понтелунго в коммуне Пистоя (1953–54) и ц. Богоматери в Ларделло (1956) использованы дерево и камень в сочетании со стеклом и бетоном. Внимание к материалу и к коммуникативной составляющей пространства отражают здания биржи в Пистое (1948–50) и сберегат. кассы во Флоренции (1961). В 1960-е гг. тяготел к созданию асимметричных геометрич. композиций. В связи с утверждением новой, более свободной концепции храмового пространства на Ватиканском II соборе вновь обратился к церковному строительству: в ц. Иоанна Крестителя в Кампи-Бизенцио близ Флоренции (т. н. Церковь автострады; 1964) органич. архитектура соединилась с элементами экспрессионизма, использованы символы (дерево, крест и др.), объём постройки трактован как элемент ландшафта. В этом же духе решена ц. Борго-Маджоре в Сан-Марино (1961–67). М. экспериментировал с типологией высотного жилого дома (небоскрёбы в Сан-Ремо и Ливорно, оба 1966). Эстетика брутализма и пространственные эксперименты отличают здания почтамта во Флоренции (1959–67), сберегат. кассы в Пистое (1957–65), гостиницы «Остерия дель Гамберо Россо» в Коллоди (1958–63). В 1970–80-е гг. активно использовал металлич. конструкции (обществ. центр в Арциньяно, 1968–81; здание банка «Монте деи Паски ди Сиена» в Колле-ди-Валь-д’Эльса, 1973–83).