ПИ́ТТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́ТТИ, Палаццо Питти (Palazzo Pitti), памятник архитектуры и истории, комплекс музеев во Флоренции. Дворец с прилегающими к нему садами Боболи расположен на юж. берегу р. Арно. В 1458 по заказу Луки Питти был заложен первый камень здания, проект которого приписывался Ф. Брунеллески (уже умершему к этому времени), а также Л. Фанчелли. Первоначально ядро здания представляло собой куб, на гл. фасаде которого, выходящем на пл. Питти, было по 7 окон на двух верхних этажах и 3 портала на первом. Строительство было прервано и возобновилось только в сер. 16 в. после покупки здания великим герцогом Тосканским Козимо I Медичи и Элеонорой Толедской в 1549 и последовавшим за этим переездом двора Медичи в Палаццо Питти из Палаццо Веккьо. Дворец оставался герцогской резиденцией до 19 в., а после объединения Италии в 1865–71 служил резиденцией короля Виктора Эммануила II. С 1912 в собственности государства.
В 16 в. по проекту Б. Амманати сооружён монументальный двор (ныне носящий его имя), шедевр архитектуры флорентийского маньеризма, и осуществлена разбивка гл. осей садов Боболи (перпендикулярные друг другу оси, одна из которых идёт от «Фонтана артишока» к крепости Форте-Бельведере, а вторая спускается к пл. Изолотто – искусств. острову, украшенному в нач. 17 в. скульптурой и лимонными деревьями в кадках). К северу от бокового фасада дворца Б. Буонталенти устроил грот, в котором находились статуи «Рабов» Микеланджело (заменены на копии, оригиналы находятся в Галерее Академии во Флоренции). На протяжении 17 и 18 вв. был существенно расширен гл. фасад здания (по проектам Дж. и А. Париджи, Дж. Руджери и П. Поччанти). В сер. 17 в. по проекту и при непосредственном участии Пьетро да Кортоны была выполнена декорация (лепная и живописная) 5 парадных залов в гл. анфиладе дворца, посвящённых божествам рим. мифологии, а также Сала-делла-Стуфа. Над украшением др. помещений дворца работали художники Б. Поччетти, Джованни да Сан-Джованни, Ф. Фурини, О. Ваннини, С. Риччи, Л. Сабателли.
Ныне в Палаццо Питти размещается ряд музеев, а также Инспекция по охране памятников провинций Флоренции, Пистойи и Прато. Б. ч. парадного этажа занимает Палатинская галерея – одно из наиболее выдающихся собраний живописи в Италии, особенно богатое произведениями 16–17 вв. разных школ – итальянской (Рафаэль, Фра Бартоломео, Я. Понтормо, А. дель Сарто, А. Бронзино, Д. Досси, Гарофало, Джорджоне, Тициан, Пальма Веккьо, П. Веронезе, Я. Тинторетто, Караваджо, Аннибале Карраччи, Гверчино, Г. Рени, С. Роза, Дж. Ланфранко, К. Дольчи и др.), фламандской (П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Брейгель «Бархатный»), голландской (К. ван Пуленбург, Я. Асселин), испанской (Х. Рибера, Д. Веласкес). Кроме этого, на парадном этаже находятся Королевские апартаменты, сохранившие отделку и обстановку 18–19 вв. На 3-м этаже располагается Галерея совр. иск-ва, включающая произведения мастеров гл. обр. тосканских или работавших в Тоскане в кон. 18 – 1-й пол. 20 вв. (П. Батони, А. Канова, П. Тенерани, Л. Бартолини, П. Бенвенути, Ф. Айец, К. П. Брюллов, Дж. Дюпре, Ф. Дзандоменеги, Дж. Фаттори, С. Лега, К. Писсарро, Дж. Болдини, М. Россо, Дж. Моранди). На 1-м этаже, в быв. летних апартаментах двора Медичи, находится Музей серебра – обширное собрание декоративно-прикладного иск-ва (ювелирные изделия флорентийской работы, произведения резьбы по слоновой кости, фарфор, посуда из золота и серебра, произведения вост. иск-ва), а на 1-м этаже в правой части дворца – Музей карет и экипажей. Спец. переход соединяет Палаццо Питти с расположенным к югу от бокового фасада дворцом Палаццина-делла-Меридиана (1778–1840, архитекторы Г. М. Паолетти, П. Поччанти; в стиле классицизма), который вмещает ныне Музей костюма (одежда и ткани итал. и европ. работы 16–20 вв.). В павильоне Касино-дель-Кавальере в садах Боболи – Музей фарфора.