ЛИТЕРАТУ́РНАЯ КРИ́ТИКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТЕРАТУ́РНАЯ КРИ́ТИКА, вид словесного творчества, состоящий в оценке и истолковании произведений худож. литературы. В отличие от литературоведения, для которого естественной является временнáя дистанция по отношению к анализируемому тексту, позволяющая рассматривать его на фоне уже завершённой лит. эпохи, Л. к. обращается преим. к произведениям совр. лит-ры. Старые тексты могут привлечь внимание Л. к., но не в качестве исторически обусловленных феноменов, а как некие культурные символы, анализ которых способствует постановке злободневных проблем и самовыражению критика.
Л. к. и литературоведение в культурной традиции европ. стран разграничиваются в разл. степени: в России и в Германии их разграничение закреплено в языке, в то время как во Франции и в англосаксонской традиции термин «критика» (critique, literary criticism) применяется как к собственно Л. к., так и к филологич., литературоведч. штудиям. В рамках таких направлений совр. культуры и гуманитарной мысли, как постмодернизм и постструктурализм, разграничение литературоведения и Л. к. мыслится как неадекватное и архаичное, поскольку объективное, исторически ориентированное изучение лит. произведения признаётся невозможным.
Выявление смысла произведения в Л. к. всегда сопровождается оценочным суждением, которое основано не на науч. анализе (как в литературоведч. исследовании), но на субъективных представлениях критика о нормах художественности, правилах вкуса, эстетич. запросах эпохи. Критик высказывает мнение о том, насколько удачно воплощён в тексте авторский замысел, насколько убедительно автор решает ту или иную худож. проблему; сопоставляя рассматриваемый текст и современную писателю действительность, критик оценивает, насколько полно и точно автор воссоздал внехудожественную реальность, передал мироощущение времени (отсюда типичный для лит. критики 19–20 вв. переход от собственно литературных к социально-обществ. и даже политич. проблемам). На основании собств. представлений о лит. ситуации критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться лит-ра, какие жанры, темы, приёмы будут в ней преобладать. Поскольку критик пишет лишь о тех идеях и мотивах произведения, которые он считает важными, его истолкование, обращённое к широкому читателю и дающее ему ориентиры в мире книг, неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла. В противоположность критику, литературовед, как правило, устраняется от оценки исследуемого произведения и обращается не столько к читателям и к литераторам, сколько к коллегам-учёным.
Л. к. – это самосознание худож. лит-ры. Сочинения критиков часто приобретают значение лит. манифестов, выражающих худож. принципы того или иного лит. направления или течения. Господствующими формами бытования Л. к. являются журнал и газета; её осн. жанрами – рецензия (краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки), статья (развёрнутый анализ одного произведения, творчества писателя в целом), обзор лит. жизни за определённый период (напр., годовые обзоры рус. лит-ры В. Г. Белинского), лит. портрет, эссе. Лит.-критич. высказывания в прошлом нередко облекались и в формы лит.-худож. произведений – стихотв. сатиры (напр., «Чужой толк» И. И. Дмитриева, 1794; «Видение на брегах Леты» К. Н. Батюшкова, 1809), пародии и т. п. Лит.- критич. сочинения часто представляют собой реакцию не на само худож. произведение, но на его оценку др. критиком; диалоги критиков по поводу конкретного текста или определённой проблемы совр. лит. жизни часто перерастали в полемики, многие из которых сыграли важную роль в истории лит-ры.
Исторический очерк
Самостоятельной частью словесности Л. к. становится лишь в 17–18 вв.; до этого лит.-критич. суждения находили место в текстах разл. характера и предназначения. В эпоху античности элементы Л. к. присутствовали в филос. трактатах («Государство» Платона), трактатах по поэтике и риторике (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, Дионисий Галикарнасский, «О возвышенном» Псевдо-Лонгина и др.); лит. полемика отражена в аттической комедии (комедия Аристофана «Лягушки», направленная против Еврипида, и др.). В средние века лит.-критич. отступления могли быть частью куртуазного романа (напр., в «Тристане» Готфрида Страсбургского). Рамки поэтики (устанавливающей правила для поэтич. произведений) и риторики (содержащей свод правил красноречия для прозаич. жанров) в значит. мере определяли лит.-критич. суждения и в эпоху Возрождения. Повышению статуса поэтич. творчества (которое в эпоху Средневековья рассматривалось лишь как несовершенное подражание «древним») способствовали создаваемые мн. авторами (Дж. Боккаччо, К. Салутати, Ф. Сидни и др.) тексты в «защиту поэзии», понимаемой как отображение небесной гармонии, плод Божественного вдохновения, синтез всех прочих искусств и т. п.
В эпоху классицизма в роли законодательницы лит. вкусов выступает Франц. академия (создана в 1635), приверженная доктрине Ф. Малерба. Она деятельно участвовала в обсуждении достоинств и недостатков трагикомедии П. Корнеля «Сид» (1637); этот спор – один из ранних примеров лит. полемики в европ. словесности. Другой сферой формирования лит. вкусов, лит. языка и вынесения критич. оценок во Франции были аристократич. салоны. Роль салона как формы лит. быта и механизма Л. к. сохранялась во Франции и в 18 в. В Англии зарождение Л. к. связано с именами Дж. Драйдена («Опыт о драматической поэзии», 1668), с развитием журналистики (Дж. Аддисон).
Самый влиятельный поэтологич. трактат этой эпохи – поэма Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) – сочетает изложение нормативной поэтики с лит.-критич. полемикой. Буало отрицал галантно-прециозную барочную лит-ру как вычурную и легковесную и одновременно уличал в грубости и натуралистичности сочинения П. Скаррона; неоднозначно оценивались комедии Мольера. Под влиянием идей Буало классицистич. Л. к., утверждавшая важность для писателя следования правилам и нормам, развивалась во всех европ. странах: среди её представителей – Вольтер, Ж. Ф. Мармонтель, Ф. С. де Лагарп во Франции; А. Поуп в Англии; И. К. Готшед в Германии. Оппоненты Готшеда, швейцарцы И. Я. Бодмер и И. Я. Брейтингер, противопоставили классицистич. системе правил критерии свободы, новизны, силы воображения; одну из гл. задач Л. к. они видели в воспитании читателя.
Заметное событие лит. жизни во Франции на рубеже 17–18 вв. – «спор о древних и новых»: «древние» находили в античной лит-ре безусловные образцы для совр. авторов, «новыми» это мнение отвергалось.
В Германии 18 в. Л. к. теснейшим образом срастается с эстетикой как отраслью философии. Протестом против нормативной поэтики проникнуты лит.-эстетич. сочинения Г. Э. Лессинга («Гамбургская драматургия», т. 1–2, 1767–69, и др.) и И. Г. Гердера («Шекспир», 1773, и др.). Ориентация на филос. обоснование лит.-критич. высказываний характерна для Л. к. нем. писателей этого периода, в частности Ф. Шиллера и И. В. Гёте. Позиции классицизма отстаивал англ. критик С. Джонсон, соединивший Л. к. с жанром лит. биографии («Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов», т. 1–3, 1779–81).
На рубеже 18–19 вв. в Л. к. развиваются новые явления, связанные с движением романтизма: в Германии лит.-критич. мысль облекается в культивируемую иенскими романтиками форму фрагмента (Новалис, Ф. Шлегель); в Великобритании С. Т. Колридж вводит лит.-критич. рассуждения в автобиографию («Biographia Literaria», 1817); во Франции ещё в 1820-е гг. продолжается лит.-критич. борьба с классицизмом, один из гл. документов которой – предисловие В. Гюго к драме «Кромвель» (1827), провозгласившее право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. У истоков амер. лит. критики – Ч. Б. Браун, начавший издавать в 1799 ж. «Американское обозрение».
В 1830-е гг. широкую известность получили лит.-критич. труды Ш. О. Сент-Бёва, развивавшего метод худож. биографии и делавшего упор на нравственно-психологич. изучении творчества писателя; с его именем связано зарождение жанра лит. портрета. В сер. 19 в. успех естеств. наук способствовал утверждению позитивизма, распространившего законы природы на культуру, в т. ч. и на лит-ру: «Критические опыты» И. А. Тэна (1858) и др. Идеями Тэна вдохновлялись в своих лит.-критич. выступлениях Э. Золя, Ф. Брюнетьер («Эволюция французской лирической поэзии в 19 в.», т. 1–2, 1894–1895) и др. В Великобритании Л. к. склонялась к соединению собственно литературных и социальных проблем, тяготея к негативной оценке викторианского общества (М. Арнолд, У. Пейтер). Среди ведущих критиков рубежа 19–20 вв. – датчанин Г. Брандес, давший в своих трудах широкую панораму совр. европ. лит-ры с позиций приветствуемого им реализма. Первыми крупными представителями амер. критики в 19 в. были писатели: Э. По, Р. У. Эмерсон, У. Д. Хоуэлс, Г. Джеймс, Дж. Лондон, Т. Драйзер.
В 20 в. Л. к., испытавшая сильное воздействие разл. филос. учений, лингвистики, антропологии, психоанализа, развивалась усилиями как проф. критиков, так и писателей. Среди наиболее известных её представителей: Ф. Р. Ливис, Т. С. Элиот, У. Эмпсон в Великобритании; П. Валери, Ж. П. Сартр во Франции; Дж. Де Робертис в Италии; Г. Бар в Австрии; В.Беньямин, Т. Манн, Б. Брехт, М. Райх-Раницки в Германии; Н. Фрай в Канаде; Р. П. Уоррен, К. Брукс, С. Льюис, Т. Вулф, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер в США.
В России Л. к. зарождается в 18 в. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, в отличие от европ. теоретиков, в своих лит.-критич. разборах не столько утверждали новые принципы в борьбе со старыми, сколько создавали новую светскую лит-ру как таковую. Формирование Л. к. в совр. смысле слова в России связано с деятельностью Н. М. Карамзина, освободившего критич. оценки от нормативности, от ориентации на безусловные правила поэтики и риторики и поставившего в центр внимания личность писателя. Карамзин создал новый для рус. лит-ры жанр рецензии; в своих рецензиях он совместил черты критич. разбора с элементами худож. эссе. Он же впервые ввёл постоянный раздел рецензий в своём «Московском журнале».
В 1800–10-х гг. развернулась полемика между сторонниками «нового слога» («карамзинистами») и «архаистами» («шишковистами»), которые ориентировались на «высокий слог», восходивший к церковнославянскому языку. Сторонники «нового слога», приверженные «среднему» стилю и культивировавшие «лёгкие жанры», развивали идеи Карамзина; их гл. оппонентом был А. С. Шишков. Весьма резкий характер приобретает в рус. лит-ре 1810–20-х гг. обсуждение на страницах журналов новых жанров и отд. произведений (дискуссия о балладе «Людмила» В. А. Жуковского, о поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, о комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова). В сер. 1820-х – 1-й пол. 1830-х гг. защитником романтизма выступил Н. А. Полевой, основатель ж. «Московский телеграф». Критиком рус. романтизма с позиций нем. идеализма стал Н. И. Надеждин, в журнале которого «Телескоп» и приложении к нему – газ. «Молва» в 1833 начал свою лит. деятельность В. Г. Белинский. Непримиримый борец с «запоздалым» романтизмом, он отстаивал худож. принципы натуральной школы, ориентированной на изображение типичных случаев и ситуаций повседневной жизни, в развернувшейся в 1840-е гг. дискуссии о поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. В 1840-е гг. лит. полемика в России сращивается с обществ. спорами, прежде всего с дискуссией между западниками и славянофилами. В это же время происходит и профессионализация Л. к.: лит.-критич. деятельность для некоторых авторов становится практически единственным видом писательства, в то время как ранее она обычно была побочной формой занятий для поэта или прозаика.
1850–60-е гг. характеризуются противостоянием в Л. к. «эстетической критики», или «пушкинского направления» (П. В. Анненков, А. В. Дружинин), и «реальной критики» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.), для приверженцев которого Л. к. была формой не столько анализа и эстетич. оценки лит. произведений, сколько выражения социально-политич. идей. Концепцию «органической критики» выдвинул в 1850-е гг. А. А. Григорьев, опиравшийся на взгляды Ф. Шеллинга и убеждённый в том, что лит-ра должна вырастать из нар. «почвы». Позднее почвеннические взгляды развивал в своей критике Н. Н. Страхов. Значит. явлением в Л. к. 1870–80-х гг. стали статьи Н. К. Михайловского.
В 1890-е гг. формированию символизма в рус. лит-ре предшествовали статьи Н. М. Минского и Д. С. Мережковского, в которых критически оценивалась совр. словесность и были намечены пути дальнейшего лит. развития. Среди жанров Л. к. рус. символистов – лит. манифест, импрессионистич. эссе, лит.-филос. трактат, иногда в их сложном соединении. Философски ориентированная Л. к. характерна для рус. религ. мыслителей рубежа 19–20 вв.: В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др. Особое значение в этот период приобретает жанр лит. манифеста, который становится формой утверждения лит. течений акмеизма, футуризма, конструктивизма и др. В 1920-е гг. литературоведы, в т. ч. представители формальной школы, активно участвуют в лит. процессе как критики (В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон, Ю. Н. Тынянов).
Развитие Л. к. в России в сов. период происходит под знаком идеологизации и превращения её в инструмент управления лит-рой со стороны власти. В Л. к. возвращается нормативность, казалось бы, ушедшая в прошлое вместе с разрушением классицизма. К 1930-м гг., в связи с исчезновением возможностей для открытых дискуссий, Л. к. перестаёт быть формой самосознания соперничающих лит. направлений, групп и кружков. В то же время традиции рус. Л. к. продолжали сохраняться в лит-ре эмиграции. На страницах рус. газет («Последние новости», «Возрождение» и др.) и журналов («Современные записки», «Числа» и др.), в лит. кружках и объединениях велись оживлённые дискуссии о новинках эмигрантской и сов. лит-ры.
Перемены в Л. к. происходят в период «оттепели», когда возрождаются элементы литературной, а также социальной полемики, а Л. к. становится закамуфлированной формой идеологической борьбы (спор «прогрессистов» и «консерваторов», наиболее ярким проявлением которого было противостояние журналов «Новый мир» и «Октябрь»). Новая идеологич. эмансипация Л. к. совершается в период перестройки, при этом возрождаются давние споры между «либералами» и «консерваторами». В связи с отменой цензуры роль Л. к. меняется: она перестаёт быть скрытой формой выражения социально-политич. идей. Происходит уменьшение влияния журналов как осн. формы бытования Л. к. и возрастает роль газетных рецензий. Формируется новое поле существования Л. к. в Интернете.