КУПЕ́ЧЕСТВО
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУПЕ́ЧЕСТВО (англ. merchants, франц. les marchands, нем. Kaufmannschaft), в широком смысле – торговцы, в узком – исторически сформировавшаяся социальная общность людей, занятых торговлей или связанной с ней иной предпринимательской деятельностью. Образует сословия, корпорации, землячества и др. социальные и проф. группы. Хотя обмен вещами практиковался ещё при господстве родо-племенных отношений, торговля, как купля-продажа товаров, появилась в эпоху неолитической революции, когда возникла производящая экономика, обеспечивающая создание устойчивого прибавочного продукта. Процесс стратификации древнего общества и появление гор. поселений сопровождались формированием К., так же, как крестьян и ремесленников, власти с её бюрократией, воинства и жрецов. Торговля выступила экономич. альтернативой неэкономич. (военному) способу овладения прибавочным продуктом, произведённым в другом обществе, при этом на заре цивилизации и в отд. историч. эпохи, напр. в раннем Средневековье, оба способа могли осуществляться одними и теми же людьми.
Купечество в Древнем мире
Экономика раннеклассового общества мало зависела от торговли: правители и их окружение, пользуясь властью и воен. силой, отбирали у зависимых групп населения, которые вели натуральное хозяйство, значит. часть прибавочного продукта. Однако по мере развития государственности и формирования элит, отличавшихся образом жизни от осн. населения, росло значение обмена с отдалёнными землями, производившими незнакомые или малознакомые предметы, обладание которыми подчёркивало высокий социальный статус их хозяина. Т. о., внешняя торговля длительное время имела большее значение, чем внутренняя. И впоследствии, с появлением крупных городов и развитием обмена между ними и деревней, социальный статус купцов, торговавших «заморскими» товарами, оставался выше, чем у торговцев, получавших доход от внутр. торговли. Складывавшееся в обществе отношение к К. зависело не только от его роли в хозяйств. жизни, но и от историч. особенностей процесса социальной стратификации, религиозно-этических учений, распространившихся в каждом конкретном регионе. В греко-романском мире, где выше всего ставились земельная собственность, воинская доблесть и принадлежность к числу граждан, купцы не пользовались большим авторитетом. В Древней Индии с её жёсткой кастовой системой представители К. не принадлежали к брахманам и кшатриям и долгое время составляли часть низшей варны шудр, а впоследствии распределились в варне вайшью. Напротив, у семитских народов, особенно у финикийцев, занятие торговлей считалось необходимым и почётным делом. Финикийцы вели продуманную торговлю с записями и использованием точных мер веса. И именно финикийцы, освоив Средиземноморье, стали продвигаться со своими товарами вдоль океанского побережья. Но не только финикийцы занимались в древности торговлей на большие расстояния. Вслед за ними средиземноморское пространство стали осваивать купцы Крита, Египта и др. стран. С кон. 3-го тыс. до н. э. начал формироваться Великий шёлковый путь, вполне сложившийся во 2 в. до н. э. Этот путь протянулся от Китая до Рима и был разбит на неск. этапов, на каждом из которых караваны с товарами формировали купцы-посредники из разных народов. Параллельно существовала и морская междунар. торговля, связывавшая Китай с побережьем Индийского ок. Ещё до появления денег К. Древнего мира стало использовать в своих расчётах слитки серебра (см. также в ст. Деньги).
Купечество в средние века
В ср.-век. период К. наращивало свою экономич. и политич. мощь. Нередко функции купца и воина-завоевателя были мало различимы (от лат. hostis – враг во многих европ. языках происходят слова, обозначающие купцов, в т. ч. рус. – «гость»). Сарацины и викинги в Европе не только торговали, но и занимались грабежом. Гл. зоной контактов между ними явилось Средиземноморье, насыщавшее Восток захваченными норманнами европ. товарами, в т. ч. рабами, и Запад – арабским серебром. Новый этап в развитии К. связан с интенсивным ростом городов в Европе в 11–12 вв., который сопровождался превращением К. в важнейший элемент ср.-век. общества. Оно стало гл. фактором в образовании т. н. свободных городов. Само же К. формировало корпорации – гильдии. В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам. В свободных городах ганзейцы задавали тон в гор. советах, в столицах – создавали собств. кварталы, где был ограничен княжеский или королевский произвол (примером такого района, созданного ганзейскими купцами, может служить «Стальной двор» в Лондоне). Мощь города определялась богатством его купцов. Торгуя с Ближним Востоком, нем. купцы стали создавать в безопасных местах большие склады товаров (напр., в Венеции). На Востоке своими операциями славились хорошо организованные сир. купцы, связывавшие Средиземноморье с Ираном и др. странами Азии. Араб. торговцы, первенствовавшие в междунар. торговле с 7 в., способствовали распространению ислама. Приобщение народов Вост. Африки к исламу – результат деятельности араб. К. Побочным, но весьма важным результатом торговых операций купцов стало распространение информации о природе, обычаях, верованиях др. регионов. Своими рассказами о дальних землях любознательные купцы, подобные Марко Поло или Афанасию Никитину, развеивали предрассудки и мифы об антиподах, наводили, как и монахи-миссионеры, мосты между культурами разных народов. В то же время результатом «хождений» купцов на Восток стала «Чёрная смерть», занесённая в сер. 14 в. из Азии в Европу.
К. сталкивалось в средние века с немалыми трудностями. Интернационализации торговли мешало сложное адм.-терр. устройство ср.-век. мира, раздробленного на многие сотни государств. Затруднения для К. создавало не только существование многочисл. мытных дворов, но и разл. меры веса, длины, объёма, а главное – многообразие денежных систем, с которыми купцам приходилось иметь дело. Им пришлось устраивать повсюду меняльные конторы или способствовать их учреждению. Так купеч. капитал стимулировал развитие особой сферы предпринимательства, ставшей затем одним из элементов кредитно-финансовой системы европ. стран. Этому же способствовало и изобретение купцами переводных векселей (см. в ст. Вексель), избавивших коммерсантов от рискованной необходимости возить с собой на большие расстояния значит. суммы денег. Использование переводных векселей открывало купцам простор для манёвра: затруднения с обычным товаром преодолевались вложением средств в иные торговые операции и даже в др. области применения капитала (кредит, организация гостиничного дела, приобретение недвижимости и т. д.). Накопленный в торговых операциях капитал стал источником для создания банковской системы. Так, купеч. семья Фуггеров из Аугсбурга в кон. 15 в. главные свои доходы получала уже за счёт ростовщического процента, а затем и организации медных и серебряных рудников в Центр. Европе. Правда, такого рода превращения торгового капитала сталкивались с ещё одним препятствием – осуждением Римско-католич. церковью ростовщичества: им занимались евреи, которым был закрыт путь в купеч. гильдии.
В средние века купцы широко использовали ярмарки, проходившие неск. недель, чаще всего в приграничных городах. В ярмарочной торговле были особенно заинтересованы купцы среднего достатка, у которых не было больших капиталов и навыков для торговли с дальними странами. Ярмарки служили местом не только товарообмена, но и источником коммерч. информации об изменении цен на товары, динамике спроса и предложения и являли тем самым прообраз торговых бирж.
С ростом богатства менялся уклад жизни К., рос его престиж. В позднем Средневековье самые богатые купцы, составлявшие гор. патрициат, образом жизни, роскошью дворцов, изысканностью кухни, многочисленностью челяди не отличались от аристократов, которых даже превосходили в сфере меценатства и пожертвований в пользу Церкви.
Купечество в Новое время
В раннее Новое время для европ. К. характерны те же противоречия, которые были свойственны самой эпохе, когда сохранялись родовые черты Средневековья и в то же время неумолимо пробивались к жизни новые формы социального поведения, связанные с возникновением и становлением капитализма. С нач. 16 в. находят своё выражение и политич. амбиции К. Их появлению способствовала Реформация, но проявляли они себя по-разному. В одних странах (Нидерланды, Сев. Европа, часть герм. княжеств) К. увидело в лютеранстве, особенно в кальвинизме, идеологию, наилучшим образом отвечавшую его политич. и идеологич. запросам, в других (Франция) – оно поддержало оставшуюся верной католицизму королевскую власть в её борьбе с той частью аристократии, которая решила отстаивать свои древние привилегии под флагом протестантизма.
В раннее Новое время (кон. 15 – сер. 17 вв.) сложно складывались отношения К. с королевско-княжеской властью, которая проводила в отношении этого сословия политику протекционизма и меркантилизма. Купцов, вывозивших свои товары за рубеж и возвращавшихся с золотом и серебром, поощряли (это было особенно характерно для стран, где не добывались благородные металлы), а тех, кто тратил золотые и серебряные монеты на иностр. товары, преследовали. С появлением колоний расширился ассортимент товаров, но колониальная торговля находилась под особым контролем власти. Королевская власть отдавала себе отчёт, что К., платившее немалые налоги в казну и предоставлявшее займы правителям, фактически вкладывало инвестиции в государство. Именно союз монархии и К. стал важнейшим фактором возникновения и укрепления национальных государств. В подчинённом положении в отношении гос. власти находилось и К. в вост. странах, напр. в Китае 16–17 вв., где гос. казённое производство в значит. степени питалось денежными средствами от прибылей купцов.
К. лучше, чем остальные слои ср.-век. общества, справилось с последствиями изменения экономич. ситуации, порождённого открытием Америки и притоком в Старый Свет огромного количества драгоценных металлов. Революция цен больно ударила по дворянству и крестьянству, светской и духовной власти, но принесла определённые выгоды К., научившемуся создавать товарные запасы, что позволяло выбрасывать их на рынок по более высоким ценам. Сама торговля превратилась в занятие, требовавшее образования и спец. знаний. Это стало особенно очевидным после того, как итал. математик, монах-францисканец Лука Пачоли заложил ещё на рубеже 15–16 вв. основы совр. бухгалтерского учёта. С выгодой для себя К. находило и новые формы организации торговли. Усиление позиций голл. К. в 17 в. в значит. степени связано с развитием акционерных обществ. Голландцы отошли от практики организации торговых рейдов отд. купцами и стали формировать на базе акционерного капитала целые торговые флотилии, подавлявшие в конкурентной борьбе за азиат. рынки разрозненные силы купцов из др. европ. стран.
Развитие капиталистич. отношений не могло происходить без активного участия К. Особенную роль оно сыграло в развитии пром-сти. Эта функция К. реализовывалась двояко. Во-первых, купцы сами начинали заниматься произ-вом товаров. Самым наглядным образом это проявилось в Англии, где они организовали рассеянную мануфактуру, и с развитием сукноделия сельское население включилось в сферу товарно-денежных отношений (впоследствии купцы стали устраивать мануфактуры и в городах). Во-вторых, К. способствовало формированию механизма первоначального накопления капитала, вкладывая средства в любые операции, приносившие большие барыши. Именно европ. К. мировая история обязана широкому распространению с 16 в. работорговли, ставшей одним из элементов первоначального накопления. Создавая собств. отряды «ловцов живого товара» или подкупом вовлекая вождей афр. племён в этот промысел, европ. купцы разоряли огромные территории океанского побережья Африки и сказочно обогащались (Бристоль и Ливерпуль выбились в число гл. городов Англии именно благодаря работорговле).
Европ. К. являлось носителем двух историч. тенденций. 1-я из них вырастала из норм и узаконений Средневековья, ограничивавших свободу предпринимательства. Она особенно очевидно проявляла себя в торговых монополиях и патентах, выдаваемых королями привилегиров. купеч. корпорациям на торговлю отд. видами товаров или на торговлю в определённых странах. Эта система порождала недовольство купцов, не допущенных к прибыльной торговле, и коррупцию в среде чиновников, выступавших посредниками между верховной властью и купцами. 2-я тенденция заключалась в стремлении к макс. высвобождению торговли и ремесла от тенёт ср.-век. узаконений. Наиболее полное развитие этих двух тенденций проявилось в Англии. С одной стороны, в ней процветала очень прибыльная заморская торговля, где монопольно господствовали опекаемые королевской властью торговые компании. С другой стороны, к тем купцам, которые занимались местной торговлей, двор с презрением относился лишь как к податным людям. К тому же элита и торговый люд принадлежали к разным религ. течениям (двор насаждал англиканство, торговцы гл. товаром – сукном в массе своей были пуританами). Английская революция 17 в. высветила это противоречие: двор нашёл поддержку торговцев-монополистов, наживавшихся на операциях с Востоком и Рус. гос-вом, парламент же, вступивший в борьбу с королевским абсолютизмом, опирался на союз джентри и торговцев-мануфактуристов, из среды которых в первую очередь и стал уверенно формироваться класс буржуазии. В отличие от Англии и Голландии, где феодально-абсолютистские порядки подорвала революция, весь уклад обществ. жизни в Европе сдерживал процесс укрепления купеч. сословия. Стремясь влиться в дворянское сословие, самые богатые купцы (Фуггеры и др.) приобретали земельную собственность, строили величественные замки, заключали брачные союзы с представителями аристократии, искали способы оказаться при дворе, в конечном счёте их капиталы омертвлялись, а сами купцы причислялись к аристократии. Средние и мелкие торговцы были недовольны ограничениями и притеснениями, но будучи ещё не в состоянии выработать собств. политич. идеи, как правило, оспаривали не саму систему власти, а только те её проявления, которые ущемляли их корыстные интересы (напр., Фронда во Франции).
На фоне приниженного положения К. в феодально-абсолютистских государствах позиции в политике англ. и голл. купцов были хорошо обеспечены: власть руководствовалась в первую очередь их интересами. В 17 в. голландцы и англичане вели между собой мор. войны, вызванные коммерч. противоречиями, а в 1739 Великобритания объявила Испании «войну из-за уха Дженкинса», истинной причиной которой была не месть за оскорбление англичанина, а желание брит. купцов потеснить испанцев в торговле с Новым Светом.
К. явилось и одной из движущих сил буржуазных революций 18 в. Торговцы Франции, выступая вместе со всем народом, внесли немалую лепту в сокрушение абсолютизма. Ещё более важную роль сыграло амер. К. в Войне за независимость английских колоний в Америке.
В 18 в. выросло самосознание К., питавшегося идеями Просвещения. Особенно восприимчивым оно оказалось к тезису о естественном праве, несовместимому с практикой торговых монополий и вторжением власти в дела предпринимателей и в конце концов ставшему исходным моментом для борьбы за превращение ср.-век. сословного общества в общество полноправных граждан. Тогда же К. и др. элементы буржуазии обрели и науч. фундамент обеспечения своих интересов – теорию А. Смита, который увидел в рыночной конкуренции универсальный регулятор стихии экономич. жизни.
Промышленная революция инициировала процесс подчинения торгового пром. капиталу (см. Торговый капитал, Промышленный капитал). Одновременно восторжествовали принципы свободы торговли. К рубежу 19–20 вв. крупнейшие компании занимались в равной степени и произ-вом, и реализацией произведённой продукции на рынке, а понятия «фабрикант» и «купец», приобретавшие постепенно историч. звучание, замещались в экономич. и юридич. лит-ре понятием «владелец торгово-промышленных предприятий», хотя понятие «торговец» продолжало употребляться в отношении частных лиц, занятых торговлей со средними и небольшими оборотами. Крупные торговые компании стали сферой приложения капиталов для тех же лиц, что и пром. компании и банки.
Купечество в России
Процесс зарождения К. в Др.-рус. гос-ве начался в 9–10 вв. в военно-дружинной среде: воины-купцы занимались сбором дани с подвластных киевскому князю вост.-слав. племён и сбытом её излишков (пушнины, кожи, мёда, воска), а также продажей рабов на внешних рынках, но почти не участвовали в слабо развитой тогда внутр. торговле. Самым дальним пунктом на юге, куда купцы-русы добирались по Волге, Каспийскому м., через Персию, согласно информации перс. географа Ибн Хордадбеха (сер. 9 в.), был Багдад, откуда они привозили разл. вост. товары. Наиболее активная торговля с кон. 9 в. велась др.-рус. купцами с Византией (их положение там особо оговаривалось в русско-византийских договорах 10 в.), использовался путь «из варяг в греки». С 10 в. для обозначения др.-рус. купцов, занимавшихся междунар. торговлей, наряду с наименованием «купец» стало использоваться слово «гость» (с нач. 13 в. в новгородских летописях – иногда «гостебник»). К нач. 10 в. др.-рус. купцы освоили торговый маршрут из Юж. Руси на Верхний Дунай, в Баварию, что подтверждается их упоминанием в Раффельштеттенском таможенном уставе. К сер. 11 в. К. окончательно выделилось в самостоят. социальную группу др.-рус. общества. В домонгольское время среди южнорусских (преим. киевских) гостей различались ездившие регулярно из Киева в Византию «гречники» (от назв. торгового пути – Гречник) и совершавшие поездки на Кавказ «залозники» (от назв. Залозного торгового пути). Во 2-й пол. 14 в. в Моск. вел. кн-ве выделились гости-сурожане, ездившие в Крым (Сурож и др. центры), Византию, Османскую империю и др., а также суконники, торговавшие с Новгородом, Псковом, Прибалтикой, Вел. кн-вом Литовским (ВКЛ), Польшей. Условия деятельности купцов за границей оговаривались в межгосударств. договорах: в договоре смоленского кн. Мстислава Давидовича с Ригой 1229, в договорах Рус. гос-ва с Ливонским орденом 1481, 1509 и др., Ганзой 1487, 1514 и др.; на рус.-литов. переговорах постоянно поднимались проблемы, связанные с пребыванием рус. купцов в ВКЛ.
Внутр. торговлей купцы стали заниматься с 11 в. После образования Рус. гос-ва она стала важным, а затем гл. фактором формирования К. С 15 в. моск. гости-сурожане выступали также в роли строит. подрядчиков, первоначально в Москве (В. Д. Ермолин, Ховрины, Бобынины), а с 16 в. – и в Новгороде (Сырковы, Таракановы и др.). Уже с 16 в. представители зажиточного К. (напр., «именитые люди» солепромышленники Строгановы начали вкладывать капиталы в развитие промыслов, прежде всего соляного, кожевенного, рыболовного). В 17 в. усилилась связь купеч. капитала с пром. и с.-х. произ-вом (однако заметную роль в создании мануфактур рус. К. стало играть в 18 в.). С появлением пром. предпринимательства крупное К. соединяло торговые и кредитно-ссудные операции.
В домонгольский период К. пополнялось за счёт выходцев из среды ремесленников, крестьян-торговцев и др. групп населения (в т. ч. и холопов). С сер. 16 в. в торговых операциях активно участвовало иностр. К. (напр., члены Московской компании). Указом Бориса Фёдоровича Годунова от 25.1(4.2).1599 сформирована особая группа иностр. К., со временем получившая устоявшееся назв. «московские торговые немцы» (иноземцы). Некоторые купцы-иноземцы вошли в состав рус. привилегиров. купеч. корпораций, другие получали царские грамоты с отд. привилегиями на ведение торговли на территории Рус. гос-ва. Рус. К. стремилось оградить себя от конкуренции с иностр. коммерсантами на территории Рус. гос-ва и неоднократно обращалось к царям с челобитными, содержание которых было учтено правительством при подготовке Торгового устава 1653 и Новоторгового устава 1667. Развитие торговли вне города привело к появлению слоя «торгующих крестьян», хотя право на торговые занятия в сер. 17 в. законодательно было закреплено за посадским населением. К. пополнялось выходцами как из «торгующих крестьян», так и из среды гор. ремесленников-торговцев, торговцев из числа служилых людей «по прибору» (стрельцов, пушкарей). В состав рос. К. в 17 в. вошли укр. купцы, в 1-й четв. 18 в. – нем. купцы Прибалтики.
Купцы создавали свои объединения; одно из первых – «Иванское сто» – возникло в Новгороде (вероятно, в 12 в.) по примеру объединений зап.-европ. К. Со временем сложились привилегиров. сословные купеч. корпорации – гости (во 2-й пол. 15 в.; начало формирования их особого статуса отразилось в Судебнике 1550: штраф за оскорбление гостя в 10 раз превышал штраф за оскорбление рядового посадского человека), гостиная сотня (в последней трети 16 в.), суконная сотня (кон. 16 в.). К привилегиров. К. относились также торговые люди «белых слобод», а к непривилегиров. К. – посадские торговцы из «чёрных сотен». С кон. 14 в. известны сельские земельные владения богатых купцов под Москвой, Нижним Новгородом, с 15 в. – в Новгородской земле. Богатым гостям 17 в. (Гавриловым, Панкратьевым, Ревякиным, Стояновым, Харламовым, Шориным и др.) принадлежали деревни с крестьянами, соляные варницы, покосы, пастбища, места рыбной ловли. У них имелись и зависимые люди, и крепостные крестьяне.
В 13–15 вв. К. приобрело обществ.-политич. вес в Новгороде, Москве, Пскове, Твери, др. крупных торговых центрах. Некоторые его представители участвовали в политич. борьбе, в частности в Московской усобице 1425–53. В кон. 15 – нач. 16 вв., опасаясь оппозиц. настроений привилегиров. К., великие князья московские неоднократно «выводили» богатых купцов из Новгорода (1487, зима 1489), Вятской земли (1489), Пскова (1510), Смоленска (1514) в Москву и др. города Сев.-Вост. Руси. На их место переселяли моск. гостей-сурожан, получавших в Новгороде определённые привилегии, в частности освобождение от уплаты таможенных сборов. С 1566 представители К. участвовали в земских соборах, в т. ч. в соборах, избравших царём Бориса Фёдоровича Годунова (1598) и позднее – Михаила Фёдоровича (Романова) (1613). Большой ущерб К. был нанесён в годы опричнины (особенно пострадало новгородское К.), а также в Смутное время.
К. – одна из наиболее грамотных групп населения Рус. гос-ва (уже купцы-воины были знакомы с кириллич. письменностью), что, в частности, отчётливо видно из берестяных грамот торгового содержания. Представители др.-рус. К. в числе первых приняли христианство. Они на свои средства строили как храмы своих корпораций в Новгороде, Москве, Пскове, Русе (ныне Старая Русса), Новом Торге (Торжке) (14–15 вв.), так и церкви для всех гор. прихожан (напр., Троицы в Никитниках церковь в Москве, храм Ильи Пророка в Ярославле). Купцы выступали авторами хождений, которые с 15 в. стали неотъемлемой частью др.-рус. лит-ры. Им принадлежат, напр., «Хожение Василия-гостя в Малую Азию, Египет и Палестину» (1465–66), «Хожение за три моря» тверского купца А. Никитина (ок. 1474–75), «Хожение Василия Познякова» (1560-е гг.), «Хожение купца Федота Котова в Персию» (1623–24), «Житие и хожение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары» (1634–37). С именем Строгановых связано существование строгановской школы в рус. иск-ве. Из среды К. вышел ряд видных представителей рус. приказной администрации 17 в. – дьяки М. Смывалов, Н. И. Чистой, А. И. Иванов, А. С. Кириллов.
В быту зажиточное К. подражало дворянству, приобретая дорогую одежду и предметы роскоши, в кон. 17 в. гости Панкратьевы даже получили фамильный герб. Купцы возводили каменные палаты (сохранились в Гороховце, Пскове, Калуге, Нижнем Новгороде и др.). Уникальным явлением стала постройка крепости в 1640 в устье р. Яик (Урал) купцом-рыбопромышленником М. Гурьевым на свои средства (в его честь в 1734 возникший здесь населённый пункт назван Гурьев, ныне г. Атырау в Казахстане).
С 1724 «купцами» официально именовались посадские люди. К ним относились как собственники торгово-промышленного, купеч. и ссудного капитала, так и ремесленники и мелкие товаропроизводители, наёмные рабочие и даже нищие, во многих мелких городах – земледельцы. После неудачных попыток сосредоточить торговлю в городах правительство в 1745 легализовало сельскую крестьянскую торговлю, а в 1760–70-х гг. расширило права крестьянства на занятия промыслами и торговлей.
Как сословие К. законодательно оформлено при имп. Екатерине II. Манифестом от 17(28).3.1775 оно выделено из гор. населения и объединено в гильдии купеческие (в 1799 право на запись в К. принадлежало 31% горожан), а лица, не вошедшие в состав К., отнесены к мещанам. Права гильдейского К. окончательно установлены Жалованной грамотой городам 1785. Одновременно складывалась система купеческого самоуправления. В дальнейшем правовой статус К. уточнён манифестом имп. Александра I от 1(13).1.1807, гильдейской реформой 1824, а также положением «О товариществах по участкам или компаниях на акциях» [6(18).12.1836]. Критерием принадлежности к К. с 1775 являлось вхождение в одну из трёх гильдий в соответствии с ежегодно объявляемым капиталом. В 1786 записываться в гильдии запрещено дворянам, в 1807 им разрешено выкупать свидетельства 1-й и 2-й (с 1824 только 1-й) гильдий, с распространением на них прав и обязанностей купцов этих гильдий (при сохранении дворянских преимуществ). Выходцы из духовенства могли вступать в гильдию в случае снятия сана. Крепостные крестьяне и (до 1863) гос. служащие не могли выкупать гильдейские свидетельства и вступать в купеч. гильдии, однако крестьяне с 1812 пользовались правом вести крупную, в т. ч. внешнюю, торговлю путём покупки торговых свидетельств. В случае невозобновления купцом гильдейского свидетельства в срок, объявления его несостоятельным должником или признания по суду виновным в совершении преступления купец терял права состояния и переходил в мещанское сословие; с 1807 купеч. общество могло, не дожидаясь решения суда, общим приговором исключить купца из гильдии. В 1863 упразднена 3-я купеч. гильдия, а лица некупеческих сословий получили право выкупать гильдейское свидетельство с сохранением своей прежней сословной принадлежности (за исключением дворян).
Численность гильдейского К. в Европ. России составляла 68,9 тыс. чел. в 1827 и 176,5 тыс. чел. в 1854; в целом по Рос. империи в 1897 (с семьями) – св. 281,2 тыс. чел., или ок. 2% всего населения. Осн. часть К. концентрировалась в Моск. губ. (св. 23,4 тыс. чел. в 1897), Москве (ок. 19,5 тыс. чел.), С.-Петерб. губ. (ок. 20 тыс. чел.), С.-Петербурге (св. 17,4 тыс. чел.), Херсонской (св. 12,3 тыс. чел.) и Киевской (ок. 12 тыс. чел.) губерниях, Одессе (ок. 5 тыс. чел.).
В 19 – нач. 20 вв. К. стало вторым по численности после крестьянства источником формирования буржуазии. С принятием Положения «О пошлинах на право торговли и иных промыслов» [1(13).1.1863, с изменениями от 9(21).2.1865] представители всех сословий получили возможность заниматься торговым или пром. предпринимательством, платя особые сборы и не перечисляясь в К. Связь между получением купеч. гильдейского свидетельства и занятием предпринимательством окончательно прекратилась после издания Положения «О государственном промысловом налоге» [8(20).6.1898], согласно которому право на ведение собств. дела стали давать промысловые свидетельства 3 торговых и 8 пром. разрядов в зависимости от доходности, расположения, степени механизации предприятия, числа рабочих. Их ежегодно выкупали предприниматели всех сословий. С др. стороны, К. получило право, сохраняя свою сословную принадлежность, прекратить торгово-пром. деятельность. Гильдейские свидетельства стали выкупаться людьми, желавшими получить купеч. права, но не занимавшиеся предпринимательством («неторгующие купцы»). Численность гильдейского К. уже в 1899 сократилась почти в 2 раза, в дальнейшем этот процесс продолжался; напр., в Москве в 1899 она составила ок. 2,5 тыс. чел., в 1912 – ок. 2 тыс. чел., в 1914 – св. 1,7 тыс. чел. Единственным исключением являлся С.-Петербург, где после 1899 численность гильдейского К. возросла с 2 тыс. до 6 тыс. чел. в 1914. Некоторые купцы продолжали выкупать сословные свидетельства из соображений престижа и сохранения традиций; особое значение принадлежность к гильдиям имела для еврейского К., поскольку это позволяло проживать вне черты оседлости. Право на вступление в 1-ю гильдию (с выкупом купеч. сословного свидетельства стоимостью 50 руб.) давали торговые промысловые свидетельства 1-го разряда и пром. свидетельства 1–3-го разрядов, право на вступление во 2-ю гильдию (с уплатой 20 руб.) – торговые свидетельства 2-го разряда и пром. свидетельства 4–5-го разрядов.
Помимо особых торгово-пром. прав, К. имело ряд др. привилегий. Оно освобождалось от подушной подати (с 1775), от рекрутской повинности (1-я и 2-я гильдии) с уплатой денежного взноса в казну (1776), а также от телесных наказаний (1785). Во 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. равные с рос. купцами права получили купцы Белоруссии (исключая лиц иудейского вероисповедания) и др. территорий, вошедших в состав Рос. империи. В Прибалтике, Царстве Польском, Вел. кн-ве Финляндском К. сохраняло часть особых прав до 20 в. Купцы имели право представления лично и через купеч. общества соображений по делам торговли и пром-сти в Мин-во финансов (с 1807). Указом имп. Александра I от 12(24).12.1801 К. получило право приобретать ненаселённые земли; в результате сложилось купеческое землевладение. С 1807 за особо важные заслуги купцы награждались орденами и медалями, пользовались преимуществами, связанными с этими отличиями, до 1892 могли получать гражд. чины. На К. распространялась паспортная льгота, избавлявшая от необходимости приписки и получения увольнительной от своего общества, что было обязательно для крестьян и мещан. Купцы 1-й гильдии имели особые преимущества: право приезда к имп. двору (с 1785), ношения шпаги (при рус. одежде – сабли) и губернского мундира той губернии, где купец был приписан, а также записи в «Бархатную книгу» знатных купеческих родов (с 1807). Они могли получать звания именитых граждан (в 1785–1807), первостатейных купцов (в 1807–24), негоциантов или банкиров (с 1824), с 1832 могли быть причислены к почётным гражданам (потомственным и личным). С 1800 за успехи в торговой и пром. деятельности купцам присваивали звание коммерции советника, с 1807 – и мануфактур-советника (оба звания давали право на чин 8-го класса гражд. службы). С 1804 купцы 1-й гильдии в случае 100-летия существования фирмы или личных заслуг перед императором могли возводиться в личные и потомственные дворяне. С 1859 евреям – купцам 1-й гильдии разрешалось жить повсеместно. После реформ 1860–70-х гг., давших личную свободу большинству населения страны, сословные права и привилегии К. играли всё менее существенную роль. К кон. 19 в. (после введения всеобщей воинской повинности и отмены подушной подати) сословные права и льготы К. носили гл. обр. декоративный характер.
К. наделялось и рядом повинностей, основной из которых была необходимость платить гильдейскую подать (процент с объявленного капитала) и нести гор. службу. В силу цензовых ограничений, введённых Жалованной грамотой городам 1785, органы гор. самоуправления – «собрания Градского общества» – являлись по составу не всесословными, а купеч. учреждениями, состоявшими из купцов 1-й и 2-й гильдий. К. должно было из своей среды избирать каждые 3 года кандидатов в органы гор. самоуправления, причём из купцов 1-й гильдии избирались гор. головы, заседатели совестных судов и приказов обществ. призрения, торговые депутаты, церковные старосты, из купцов 2-й гильдии – бургомистры и ратманы, 3-й гильдии – градские старосты, члены Шестигласной думы и т. д. После введения Городового положения 1870 К. утратило определяющее влияние в органах гор. самоуправления.
В кон. 18 – нач. 19 вв. сложились мн. купеч. династии (Абрикосовы, Бахрушины, Елисеевы, Карзинкины, Каретниковы, Крестовниковы, Морозовы, Рябушинские и др.). Некоторые представители К. известны своей активной обществ. деятельностью (П. А. Бурышкин, А. С. Вишняков, А. И. Коновалов, Н. А. Найдёнов и др.), деятельностью в издательско-просветительной области (М. П. Беляев, братья Гранат, Н. П. Поляков, М. В. и С. В. Сабашниковы, К. Т. Солдатёнков, И. Д. Сытин и др.), в деле благотворительности и меценатства (Бахрушины, Боткины, Ф. Я. Ермаков, Куманины, Лепёшкины, С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов, П. М. Третьяков и С. М. Третьяков, Щукины, Хлудовы и др.). Из купеч. среды вышли мн. деятели отеч. культуры и науки: историки И. И. Голиков, В. В. Крестинин, Н. А. Полевой, М. Д. Чулков, физики С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Н. Лебедев, химик А. М. Зайцев, агрохимик Д. Н. Прянишников, биолог Н. И. Вавилов, клиницист С. П. Боткин и мн. др., литераторы В. Я. Брюсов, Г. П. Каменев, А. В. Кольцов, И. С. Шмелёв, театральные деятели Ф. Г. Волков, К. С. Станиславский, музыканты А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн и др.
Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10(23).11.1917 купеч. сословие наряду с др. сословиями упразднено.