ТОРГО́ВЛЯ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОРГО́ВЛЯ, отрасль хозяйства, осуществляющая посредническую деятельность по купле-продаже товаров. Один из важнейших факторов развития человеческой цивилизации (в форме обмена материальными ценностями известна с каменного века). Т. имеет две основные формы: оптовую (купля-продажа товаров крупными партиями, гл. обр. предпринимателями через товарные биржи, аукционы, ярмарки) и розничную. По географич. признаку делится на внутреннюю Т., осуществляемую в границах страны, и внешнюю торговлю. Приграничная Т. между предприятиями и организациями сопредельных государств в приграничных районах, обычно по морской или речной границе, ведётся на основании межправительств. соглашений, обеспечивающих льготный режим. Правила междунар. Т. большинством товаров согласованы в рамках ВТО и ГАТТ.
С развитием Интернета получила распространение электронная Т. Оборот электронной Т. в России составил 10,9 трлн. руб. (2014), суммарный объём покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах превысил 1,4 трлн. руб. Больше всего товаров реализуется в категориях «одежда и обувь», «стройматериалы», «спортивный инвентарь».
В 2012–14 темпы роста мировой Т. снизились до 2–2,5%, что было связано с последствиями кризиса 2007–09. Проявилась тенденция к падению цен на сырьевые товары и росту цен на продовольствие.
В РФ оборот розничной Т. составил более 26 трлн. руб. (2014), занято ок. 12 млн. чел.