Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ЗНИЧНАЯ ТОРГО́ВЛЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 608

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Гоненко

РО́ЗНИЧНАЯ ТОРГО́ВЛЯ, ком­мер­че­ская дея­тель­ность по про­да­же то­ва­ров и ус­луг за на­лич­ный и/или без­на­лич­ный рас­чёт по­тре­би­те­лю, пред­по­ла­гаю­щая их не­по­сред­ст­вен­ное ис­поль­зо­ва­ние. Р. т. вы­сту­па­ет за­клю­чит. эта­пом то­ва­ро­дви­же­ния.

Р. т. за­ро­ди­лась вме­сте с раз­ви­ти­ем об­ществ. раз­де­ле­ния тру­да и то­вар­но-ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми; из­на­чаль­но пред­став­ля­ла со­бой на­ту­раль­ную фор­му об­ме­на, позд­нее ста­ли ис­поль­зо­вать эк­ви­ва­лент (от лат. aequus – рав­ный и valens, род. п. valen­tis – имею­щий зна­че­ние, це­ну) то­ва­ра в ви­де шкур ред­ких жи­вот­ных, дра­го­цен­ных ме­тал­лов и т. д. Рас­ши­ре­ние об­ме­на спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию роз­нич­ной тор­гов­ли.

Осн. за­да­чи Р. т. – соз­да­ние по­тен­ци­аль­ным по­ку­па­те­лям наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для удов­ле­тво­ре­ния их нужд и по­треб­но­стей в отд. то­ва­рах. Пред­ла­гае­мые в Р. т. то­ва­ры долж­ны иметь тре­буе­мые ка­че­ст­вен­ные по­ка­за­те­ли и быть пред­став­лен­ны­ми в не­об­хо­ди­мом ас­сор­ти­мен­те в оп­ре­де­лён­ном мес­те и в при­ем­ле­мое для по­ку­па­те­ля вре­мя. В слу­чае на­добно­сти долж­но быть обес­пе­че­но по­сле­про­даж­ное об­слу­жи­ва­ние. Функ­ции Р. т. вклю­ча­ют фор­ми­ро­ва­ние ас­сор­ти­мен­та, пре­дос­тав­ле­ние ин­фор­ма­ции по­тре­би­те­лям (че­рез про­дав­цов, рек­ла­му и т. д.), про­из­вод­ст­во опе­ра­ций с то­ва­ра­ми (хра­не­ние, сор­ти­ров­ка, ус­та­нов­ле­ние цен и др.), а так­же со­вер­ше­ние сде­лок ку­п­ли-про­да­жи (ма­га­зи­ны, кре­дит, дос­тав­ка).

Р. т. клас­си­фи­ци­ру­ет­ся по фор­мам, ме­то­дам осу­ще­ст­в­ле­ния дея­тель­но­сти и при­над­леж­но­сти (соб­ст­вен­но­сти) тор­го­вой точ­ки.

По фор­мам – это уни­вер­ма­ги и уни­вер­са­мы, су­пер­мар­ке­ты, спе­циа­ли­зир. и де­жур­ные ма­га­зи­ны, ма­га­зи­ны сни­жен­ных цен, тор­го­вые ба­за­ры, улич­ные раз­нос­чи­ки, про­да­жи с лот­ков. В совр. ус­ло­ви­ях Р. т. то­ва­ра­ми осуществляют мно­го­фи­ли­аль­ные сис­те­мы, вклю­чаю­щие уни­вер­саль­ные и спе­циа­ли­зир. ма­га­зи­ны (в мар­те 2014 в РФ на до­лю Р. т. се­тей в ср. при­хо­ди­лось 23,1% об­ще­го объ­ё­ма обо­ро­та Р. т.). Пер­вая мно­го­фи­ли­аль­ная сис­те­ма воз­ник­ла в сер. 19 в., ко­гда нем. фир­ма швей­ных ма­шин «Singer» от­кры­ла спе­циа­ли­зир. ма­га­зин в США, за­тем та­кие же фи­лиа­лы в Ве­ли­ко­бри­та­нии. К 1877 в Ве­ли­ко­бри­та­нии ей уже при­над­ле­жа­ли 160 од­но­тип­ных ма­га­зи­нов, а к нач. 20 в. – ок. 400.

Клас­си­фи­ка­ция по при­над­леж­но­сти тор­го­вой точ­ки основа­на на оп­ре­де­ле­нии её вла­дель­ца: вы­де­ля­ют не­за­ви­си­мо­го роз­нич­но­го тор­гов­ца, со­вме­ст­ное вла­де­ние роз­нич­ной точ­кой, арен­ду и др.

Ме­то­ды Р. т. раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни «при­вяз­ки» к ста­цио­нар­но­му по­ме­ще­нию (тор­гов­ля че­рез роз­нич­ные ма­га­зи­ны, вне­ма­га­зин­ная тор­гов­ля), ши­ро­ты и глу­би­ны пред­ла­гае­мо­го ас­сор­ти­мен­та (уз­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные, уни­вер­саль­ные ма­га­зи­ны), раз­ме­ров роз­нич­но­го ма­га­зи­на (круп­ные, сред­ние, мел­кие), по­ли­ти­ки цен (тор­гую­щие по обыч­ным це­нам, по сни­жен­ным це­нам), сте­пе­ни кон­цен­тра­ции ма­га­зи­нов (рас­по­ло­жен­ные в центр. де­ло­вом рай­оне, тор­го­вые цен­тры мик­ро­рай­онов) и т. д.

К пред­при­яти­ям Р. т. ус­лу­га­ми от­но­сят­ся бан­ки, гос­ти­ни­цы, авиа­ком­па­нии, плат­ные учеб­ные и мед. уч­ре­ж­де­ния, час­тич­но уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры, рес­то­ра­ны, пред­при­ятия бы­то­вых ус­луг и т. д.

В 2013 со­во­куп­ный объ­ём вы­руч­ки круп­ней­ших ми­ро­вых ком­па­ний Р. т. со­ста­вил 4,3 трлн. долл. США, ср. объ­ём их вы­руч­ки 17 млрд. долл. Рост объ­ё­мов про­даж пред­при­ятий ор­га­ни­зо­ванной Р. т. на­блю­да­ет­ся пре­ж­де все­го в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах. Круп­ней­шие пред­при­ятия Р. т. – амер. гос. кор­по­ра­ция «Wal-Mart Stores» («Walmart»; вы­руч­ка в 2012 ок. 500 млрд. долл.), а так­же др. ком­па­нии США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии и Фран­ции (с вы­руч­кой от 75 до 100 млрд. долл.). В сфе­ре ор­га­ни­зо­ван­ной Р. т. вы­де­ля­ет­ся ин­тер­нет-тор­гов­ля. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ин­тер­нет-ком­па­ний, за­ня­тых роз­нич­ной он­лайн-тор­гов­лей, име­ют так­же обыч­ные ма­га­зи­ны, и толь­ко не­мно­гие пред­при­ятия реа­ли­зу­ют про­дук­цию ис­клю­чи­тель­но че­рез Ин­тер­нет. Боль­шин­ст­во таких ком­па­ний на­хо­дят­ся в США, Ев­ро­пе, а так­же в Ки­тае.

В РФ Р. т. ре­гу­ли­ру­ет­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об ос­но­вах го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­вой дея­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (2009), а от­но­ше­ния ме­ж­ду про­дав­цом и по­ку­па­те­лем – за­ко­ном «О за­щи­те прав по­тре­би­те­лей». Часть не­боль­ших пред­при­ятий Р. т. (пло­щадь тор­го­во­го за­ла – не бо­лее 150 м2 по ка­ж­до­му объ­ек­ту ор­га­ни­за­ции тор­гов­ли, а так­же ки­ос­ки, па­лат­ки, лот­ки и др. объ­ек­ты ста­цио­нар­ной тор­го­вой се­ти, не имею­щие тор­го­вых за­лов, объ­ек­ты не­ста­цио­нар­ной тор­го­вой се­ти) под­па­да­ет под дей­ст­вие спец. ре­жи­ма на­ло­го­об­ло­же­ния в ви­де еди­но­го на­ло­га на вме­нён­ный до­ход (ЕНВД).

С нач. 2000-х гг. РФ ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­ти­ви­за­ци­ей дея­тель­но­сти ком­па­ний в сфе­ре роз­нич­ной тор­гов­ли (бо­лее вы­со­кие тем­пы рос­та, чем др. сек­то­ры эко­но­ми­ки); так, в 2013 объ­ём обо­ро­та Р. т. со­ста­вил в те­ку­щих це­нах 23685,9 млрд. руб.

В РФ объ­ём рын­ка ин­тер­нет-тор­гов­ли так­же рас­тёт вы­со­ки­ми тем­па­ми: в 2013 ра­бо­та­ло ок. 39 тыс. роз­нич­ных ин­тер­нет-ма­га­зи­нов, в ко­то­рых с раз­ной сте­пе­нью ре­гу­ляр­но­сти со­вер­ша­ют­ся за­ка­зы, и их сум­мар­ный обо­рот со­ста­вил 470 млрд. руб.

Вернуться к началу