Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ»

Авторы: Е. А. Мельникова

«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ», за­кре­пив­шее­ся в ис­то­рио­гра­фии ле­то­пис­ное на­зва­ние трёх ев­роп. вод­ных пу­тей, со­еди­няв­ших Бал­тий­ское и Сре­ди­зем­ное мо­ря: 1) мор­ско­го пу­ти че­рез Се­вер­ное м. и Бис­кай­ский зал.; 2) реч­но­го Бал­тий­ско-Волж­ско­го пу­ти – от Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. че­рез «озе­ро Не­во» (р. Не­ва и Ла­дож­ское оз.), р. Вол­хов, оз. Иль­мень, р. Мста и др., р. Вол­га до Кас­пий­ско­го м.; 3) реч­но­го Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­ти – от Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. че­рез «озе­ро Не­во», р. Вол­хов, оз. Иль­мень, р. Ло­вать в Зап. Дви­ну и её при­то­ки (позд­нее также от Риж­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. в Зап. Дви­ну и её при­то­ки), от­ту­да в Днепр к Чёр­но­му («Рус­ско­му») м. и да­лее до ви­зант. пор­тов. Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь имел от­ветв­ле­ния: от Днеп­ра че­рез ре­ки Уг­ра, Ока до Вол­ги; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Бе­ре­зи­на, Не­ман до Бал­тий­ско­го м.; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Буг и Вис­ла до Бал­тий­ско­го м.; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Случь или Го­рынь в ре­ки Збруч или Се­рет, за­тем Днестр до Чёр­но­го мо­ря.

В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» все три пу­ти объ­е­ди­не­ны в еди­ный вод­ный путь во­круг Ев­ро­пы. Он упо­ми­на­ет­ся в эт­но­гео­гра­фич. вве­де­нии; фраг­мен­те, спе­ци­аль­но по­свя­щён­ном пу­ти «Из в. в г.»; рас­ска­зе о пу­те­ше­ст­вии ап. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. Часть Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­ти от Верх­не­го По­днеп­ро­вья до Ви­зан­тии опи­са­на Кон­стан­ти­ном VII Баг­ря­но­род­ным в трак­та­те «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (сер. 10 в.).

Мор. путь из Бал­тий­ско­го м. в Сре­ди­зем­ное м. во­круг Зап. Ев­ро­пы был про­ло­жен по­этап­но, в хо­де гра­би­тель­ских на­бе­гов ви­кин­гов на Анг­лию, Фран­цию и Ис­па­нию на про­тя­же­нии 9 в., но уже в 10 в. он стал ис­поль­зо­вать­ся для тор­го­вых це­лей и пре­вра­тил­ся в од­ну из осн. ком­му­ни­ка­ций Сев., Зап. и Юж. Ев­ро­пы.

Ос­вое­ние Бал­тий­ско-Волж­ско­го и Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­тей про­ис­хо­ди­ло на про­тя­же­нии 8–10 вв. (хо­тя ниж­нее те­че­ние р. Днепр бы­ло из­вест­но уже в ан­тич­но­сти). Оно со­про­во­ж­да­лось воз­ник­но­ве­ни­ем в уз­ло­вых пунк­тах тор­го­во-ре­месленных по­се­ле­ний, в них яв­но от­ме­ча­ет­ся при­сут­ст­вие ва­ря­гов. К древ­ней­шим по­се­ле­ни­ям со зна­чит. кон­цен­тра­ци­ей сканд. древ­но­стей от­но­сят­ся Ла­до­га (см. в ст. Ста­рая Ла­до­га), Рю­ри­ко­во го­ро­ди­ще, Ти­ми­рё­во (см. в ст. Ти­ми­рёв­ское по­се­ле­ние и мо­гиль­ник). На мес­те пе­ре­хо­да из Днеп­ра в Зап. Дви­ну воз­ник­ло Гнёз­до­во, став­шее в 10 в. круп­ней­шим тор­го­во-ре­мес­лен­ным и во­ен.-адм. цен­тром. В уз­ло­вых пунк­тах пу­ти от­ме­че­ны то­по­ни­мы Во­лок, Пер­во­лок, Пе­ре­ход­цы.

С кон. 9 в. на сев. часть Бал­тий­ско-Волж­ско­го (до впа­де­ния р. Ка­ма в р. Вол­га) и прак­ти­че­ски на весь Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь рас­про­стра­нял­ся кон­троль ки­ев­ских кня­зей. Ис­клю­че­нием яв­лял­ся уча­сток юж­нее при­то­ков Днеп­ра (пра­во­го – р. Рось и ле­во­го – р. Вор­ск­ла): он про­хо­дил по тер­ри­то­рии ко­чев­ни­ков (пе­че­не­гов, за­тем по­лов­цев), ре­гу­ляр­но на­па­дав­ших на су­да во вре­мя их раз­груз­ки для прео­до­ле­ния Днеп­ров­ских по­ро­гов (во вре­мя та­ко­го на­бе­га по­гиб кн. Свя­то­слав Иго­ре­вич). Для без­о­пас­но­сти ко­раб­ли со­би­ра­лись в ка­ра­ва­ны. В 11–12 вв. ки­ев­ские кня­зья не­ред­ко вы­сы­ла­ли ох­ра­ну к Днеп­ров­ским по­ро­гам.

Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь сыг­рал важ­ней­шую роль в раз­ви­тии вост. сла­вян, ста­нов­ле­нии Др.-рус. гос-ва, его по­ли­тич. и эко­но­мич. жиз­ни, с кон. 9 в. он свя­зы­вал два осн. цен­тра – Нов­го­род и Ки­ев и стя­ги­вал во­круг се­бя зем­ли за­воё­вы­вае­мых ки­ев­ски­ми князь­я­ми вост.-слав. пле­мен­ных об­ра­зо­ва­ний. Его эко­но­мич. зна­че­ние не­ук­лон­но воз­рас­та­ло по ме­ре рос­та внутр. тор­гов­ли в рус. кня­же­ст­вах и зем­лях. В 12 в. в Смо­лен­ском кн-ве и, воз­мож­но, зна­чи­тель­но рань­ше в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке воз­ник­ли во­ло­ко­вые служ­бы для про­ве­де­ния су­дов по опас­ным для на­ви­га­ции мес­там и пе­ре­груз­ки то­ва­ров; в до­го­во­рах Смо­лен­ска с Ри­гой и Гот­ским бе­ре­гом 1229 и Нов­го­ро­да с нем. го­ро­да­ми и Гот­лан­дом 1269 оп­ре­де­ля­лись ока­зы­вае­мые куп­цам ус­лу­ги и их стои­мость.

В кон. 12 – 13 вв. в ре­зуль­та­те ус­лож­не­ния об­ста­нов­ки в степ­ной зо­не (ак­ти­ви­за­ция по­лов­цев, а за­тем при­ход мон­го­ло-та­тар) и из­ме­не­ния тор­го­вой конъ­юнк­ту­ры на Чёр­ном и Сре­ди­зем­ном мо­рях (в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­ния го­су­дарств кре­сто­нос­цев на Ближ­нем Вос­то­ке и во­зоб­нов­ле­ния тор­гов­ли с Ле­ван­том, мо­но­по­ли­зи­ро­ван­ной Ве­не­ци­ей и Ге­ну­ей) зна­че­ние Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го и Бал­тий­ско-Волж­ско­го пу­тей ос­ла­бе­ло.

Лит.: За­гос­кин Н. П. Рус­ские вод­ные пу­ти и су­до­вое де­ло в до­пет­ров­ской Рос­сии. Ка­зань, 1910; Ры­ба­ков Б. А. Тор­гов­ля и тор­го­вые пу­ти // Ис­то­рия куль­ту­ры Древ­ней Ру­си. М.; Л., 1948. Т. 1; Noonan T. S. The Dnieper Tra­de Route in Kievan Russia (900–1240 A. D.). Ann Arbor, 1967; Ав­ду­син Д. А. Гнез­до­во и днеп­ров­ский путь // Но­вое в ар­хео­ло­гии. М., 1974; Ле­бе­дев Г. С. Путь из ва­ряг в гре­ки // Вест­ник ЛГУ. Сер. Ис­то­рия, язык, ли­те­ра­ту­ра. 1975. Вып. 4.

Вернуться к началу