«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ», закрепившееся в историографии летописное название трёх европ. водных путей, соединявших Балтийское и Средиземное моря: 1) морского пути через Северное м. и Бискайский зал.; 2) речного Балтийско-Волжского пути – от Финского зал. Балтийского м. через «озеро Нево» (р. Нева и Ладожское оз.), р. Волхов, оз. Ильмень, р. Мста и др., р. Волга до Каспийского м.; 3) речного Балтийско-Днепровского пути – от Финского зал. Балтийского м. через «озеро Нево», р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать в Зап. Двину и её притоки (позднее также от Рижского зал. Балтийского м. в Зап. Двину и её притоки), оттуда в Днепр к Чёрному («Русскому») м. и далее до визант. портов. Балтийско-Днепровский путь имел ответвления: от Днепра через реки Угра, Ока до Волги; от Днепра через реки Припять, Березина, Неман до Балтийского м.; от Днепра через реки Припять, Буг и Висла до Балтийского м.; от Днепра через реки Припять, Случь или Горынь в реки Збруч или Серет, затем Днестр до Чёрного моря.
В «Повести временных лет» все три пути объединены в единый водный путь вокруг Европы. Он упоминается в этногеографич. введении; фрагменте, специально посвящённом пути «Из в. в г.»; рассказе о путешествии ап. Андрея Первозванного. Часть Балтийско-Днепровского пути от Верхнего Поднепровья до Византии описана Константином VII Багрянородным в трактате «Об управлении империей» (сер. 10 в.).
Мор. путь из Балтийского м. в Средиземное м. вокруг Зап. Европы был проложен поэтапно, в ходе грабительских набегов викингов на Англию, Францию и Испанию на протяжении 9 в., но уже в 10 в. он стал использоваться для торговых целей и превратился в одну из осн. коммуникаций Сев., Зап. и Юж. Европы.
Освоение Балтийско-Волжского и Балтийско-Днепровского путей происходило на протяжении 8–10 вв. (хотя нижнее течение р. Днепр было известно уже в античности). Оно сопровождалось возникновением в узловых пунктах торгово-ремесленных поселений, в них явно отмечается присутствие варягов. К древнейшим поселениям со значит. концентрацией сканд. древностей относятся Ладога (см. в ст. Старая Ладога), Рюриково городище, Тимирёво (см. в ст. Тимирёвское поселение и могильник). На месте перехода из Днепра в Зап. Двину возникло Гнёздово, ставшее в 10 в. крупнейшим торгово-ремесленным и воен.-адм. центром. В узловых пунктах пути отмечены топонимы Волок, Перволок, Переходцы.
С кон. 9 в. на сев. часть Балтийско-Волжского (до впадения р. Кама в р. Волга) и практически на весь Балтийско-Днепровский путь распространялся контроль киевских князей. Исключением являлся участок южнее притоков Днепра (правого – р. Рось и левого – р. Ворскла): он проходил по территории кочевников (печенегов, затем половцев), регулярно нападавших на суда во время их разгрузки для преодоления Днепровских порогов (во время такого набега погиб кн. Святослав Игоревич). Для безопасности корабли собирались в караваны. В 11–12 вв. киевские князья нередко высылали охрану к Днепровским порогам.
Балтийско-Днепровский путь сыграл важнейшую роль в развитии вост. славян, становлении Др.-рус. гос-ва, его политич. и экономич. жизни, с кон. 9 в. он связывал два осн. центра – Новгород и Киев и стягивал вокруг себя земли завоёвываемых киевскими князьями вост.-слав. племенных образований. Его экономич. значение неуклонно возрастало по мере роста внутр. торговли в рус. княжествах и землях. В 12 в. в Смоленском кн-ве и, возможно, значительно раньше в Новгородской республике возникли волоковые службы для проведения судов по опасным для навигации местам и перегрузки товаров; в договорах Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 и Новгорода с нем. городами и Готландом 1269 определялись оказываемые купцам услуги и их стоимость.
В кон. 12 – 13 вв. в результате усложнения обстановки в степной зоне (активизация половцев, а затем приход монголо-татар) и изменения торговой конъюнктуры на Чёрном и Средиземном морях (в результате образования государств крестоносцев на Ближнем Востоке и возобновления торговли с Левантом, монополизированной Венецией и Генуей) значение Балтийско-Днепровского и Балтийско-Волжского путей ослабело.