Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ

Авторы: Г. Н. Ульянова
«Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным». Миниатюра из Хлудовской Псалтири. 9 в. Архив «Православной энциклопедии»

БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ в Рос­сии, бес­ко­ры­ст­ная доб­ро­воль­ная по­мощь ну­ж­даю­щим­ся, не спо­соб­ным собств. тру­дом обес­пе­чить се­бе не­об­хо­ди­мые сред­ст­ва. Су­ще­ст­ву­ет как в ви­де тра­ди­ци­он­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных по­жерт­во­ва­ний, по­мо­щи, ос­таю­щей­ся в сфе­ре лич­ных взаи­мо­от­но­ше­ний, так и в фор­ме ор­га­ни­зо­ван­ной бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти ча­ст­ных лиц и об­ществ. ор­га­ни­за­ций, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом и учи­ты­ва­ет­ся ста­ти­сти­кой. По­доб­ную дея­тель­ность во мно­гих стра­нах при­ня­то на­зы­вать фи­лан­тро­пи­ей. В Рос­сии в сфе­ре ин­сти­ту­цио­наль­ной Б. рас­про­стра­нён­ным яв­ле­ни­ем бы­ла со­вме­ст­ная дея­тель­ность ча­ст­ных лиц с го­су­дар­ст­вом, цер­ко­вью, ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. По­след­ние мог­ли вы­сту­пать по­сред­ни­ка­ми в пе­ре­да­че по­жерт­во­ва­ний от ча­ст­но­го ли­ца или груп­пы лиц. Мн. бла­го­тво­рит. за­ве­де­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но на­хо­ди­лись в сис­те­ме гос. и др. уч­ре­ж­де­ний или ин­сти­ту­тов, од­на­ко соз­да­ва­лись и фи­нан­си­ро­ва­лись за счёт ча­ст­ных по­жерт­во­ва­ний. Го­су­да­ри и пред­ста­ви­те­ли имп. фа­ми­лии по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли бла­го­тво­рит. об­ще­ст­вам и за­ве­де­ни­ям, при­вле­кая к ним об­ществ. вни­ма­ние, фор­ми­руя тра­ди­цию и мо­ду в этой сфе­ре.

«Раздача милостыни по умершим». Гравюра Л. Бунина из Синодика. 1700. Архив «Православной энциклопедии»

Не­об­хо­ди­мость еже­год­ной пе­ре­да­чи бо­га­ты­ми де­ся­той час­ти на­жи­то­го ну­ж­даю­щим­ся из­древ­ле про­воз­гла­ша­лась в хри­сти­ан­ст­ве, му­суль­ман­ст­ве, иу­да­из­ме. В пра­во­сла­вии ми­ло­сты­ня, на­ря­ду с мо­лит­вой и по­стом, яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью по­кая­ния. По­сле при­ня­тия кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем хри­сти­ан­ст­ва в 988 со­стра­да­ние к не­сча­ст­ным по­сте­пен­но ста­но­ви­лось во­пло­ще­ни­ем ре­лиг. чув­ст­ва. Од­ной из древ­ней­ших форм Б. бы­ли ми­ло­сты­ня и при­зре­ние ни­щих, ко­то­рых счи­та­ли хо­ро­ши­ми бо­го­моль­ца­ми. Цер­ков­ным ус­та­вом 996 по­пе­че­ние о бед­ных воз­ла­га­лось на ду­хо­вен­ст­во. В трак­та­те «Пра­ви­ло о цер­ков­ных лю­дях» (13 в.) пе­ре­чис­ле­ны бла­го­тво­рит. де­ла: «ни­щих корм­ле­ние и чад мног, странь­ным при­ле­жа­ние, си­ро­там и убо­гим про­мыш­ле­ние, вдо­вам по­со­бие, де­ви­цам по­тре­бы, обид­ным за­сту­п­ле­ние, в на­пас­тех по­мо­же­нье, в по­жа­ре и в по­то­пе, плен­ным ис­ку­п­ле­нье, в гла­де пре­корм­ле­нье». Ио­сиф Во­лоц­кий близ ос­но­ван­но­го им Во­ло­ко­лам­ско­го мон. по­стро­ил «стран­но­при­им­ни­цу» с цер­ко­вью, во вре­мя го­ло­да 1512 кор­мил 700 чел. В Су­деб­ни­ке 1550 (см. Су­деб­ни­ки 15–16 вв.) ни­щим пред­пи­са­но жить при мо­на­сты­рях. В Сто­гла­ве 1551 вы­ска­за­на идея соз­да­ния на доб­ро­хот­ные по­жерт­во­ва­ния бо­га­де­лен «для про­ка­жён­ных и пре­ста­рев­ших­ся», ко­то­рые долж­ны бы­ли на­хо­дить­ся под кон­тро­лем свя­щен­ни­ков и це­ло­валь­ни­ков. По­сте­пен­но при­ход­ски­ми об­щи­на­ми соз­да­ва­лись «из­бы для ни­щих», «вдо­вьи дво­ры» и пр. поч­ти при ка­ж­дой церк­ви. При пат­ри­ар­хе Фи­ла­ре­те (Ро­ма­но­ве) управ­ле­ние де­ла­ми по­мо­щи бед­ным бы­ло со­сре­до­то­че­но в Двор­цо­вом пат­ри­ар­шем при­ка­зе (до 1701, за­тем пе­ре­да­но в Мо­на­стыр­ский при­каз). В 1670–80 су­ще­ст­во­вал осо­бый При­каз строе­ния бо­га­де­лен. В цар­ст­во­ва­ние Пет­ра I ве­лась адм. борь­ба с ни­щен­ст­вом (не­спо­соб­ных к ра­бо­те сле­до­ва­ло от­сы­лать в мо­на­сты­ри и цер­ков­ные бо­га­дель­ни, а ту­не­яд­цев – на преж­ние мес­та их жи­тель­ст­ва с на­ка­за­ни­ем). За­ко­но­да­тель­но под уг­ро­зой штра­фа вос­пре­ща­лась по­да­ча ми­ло­сты­ни ни­щим на ули­це, а же­лав­шим дать её ука­за­ми 1718 и 1720 пред­ло­же­но пе­ре­да­вать день­ги «в гош­пи­та­ли и в дру­гие та­ко­вые по­доб­ные мес­та». Сде­ла­ны ша­ги к соз­да­нию свет­ских за­ве­де­ний об­ществ. при­зре­ния. В Рег­ла­мен­те Гл. ма­ги­ст­ра­та 1721 за­ни­мать­ся при­зре­ни­ем пред­пи­са­но по­ли­ции, при этом ре­ко­мен­до­ва­но по при­ме­ру зап. стран сред­ст­ва для уст­рой­ст­ва гос­пи­та­лей и дет­ских за­ве­де­ний изы­ски­вать не из ка­зён­ных сумм, а от по­дая­ния за­жи­точ­ных лю­дей. Центр. уп­рав­ле­ние де­ла­ми при­зре­ния в 1721 от­не­се­но к ком­пе­тен­ции Си­но­да. Ука­зом 1723 на по­строй­ку и со­дер­жа­ние бо­га­де­лен на­зна­че­ны цер­ков­ные сбо­ры из доб­ро­хот­ных по­дая­ний. Реа­ли­за­ция пет­ров­ских уза­ко­не­ний на прак­ти­ке шла вя­ло, наи­бо­лее ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­лось при­зре­ние не­за­кон­но­ро­ж­дён­ных. Зна­чи­тель­ной в тот пе­ри­од бы­ла бла­го­тво­рит. дея­тель­ность ми­тро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Ио­ва, ко­то­рый уст­ро­ил боль­ни­цы в Ан­то­ние­вом (1698; на день­ги П. М. Ап­рак­си­на) и уп­разд­нён­ном Кол­мо­вом (1706) мо­на­сты­рях, при Зна­мен­ском со­бо­ре (1710; на по­жерт­во­ва­ние Я. Н. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва), две боль­ни­цы и стран­но­при­им­ное за­ве­де­ние в Нов­го­ро­де, близ Со­фий­ско­го со­бо­ра, от­крыл в Кол­мо­вом мон. пер­вый в Рос­сии дет­ский при­ют (1706; день­ги и ве­щи для не­го по­жерт­во­ва­ли Пётр I и при­двор­ные). Впо­след­ст­вии чис­ло бла­го­тво­рит. за­ве­де­ний по­сте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось. При имп. Ан­не Ива­нов­не бы­ло уст­рое­но 17 но­вых бо­га­де­лен в С.-Пе­тер­бур­ге. Имп. Ели­за­ве­та Пет­ров­на со­чла об­ре­ме­ни­тель­ным для каз­ны со­дер­жа­ние при­зре­вае­мых в бо­га­дель­нях и в 1744 ве­ле­ла со­кра­тить чис­ло при­зре­вае­мых с 5372 чел. до 3601 чел. Не­смот­ря на умень­ше­ние ка­зён­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния в 1730–50-х гг., толь­ко в Мо­ск­ве су­ще­ст­во­ва­ло ок. 100 бо­га­де­лен на 5 тыс. чел.

«Благотворительность императрицы Марии Фёдоровны». Гравюра. 19 в. Архив «Православной энциклопедии»

Во 2-й пол. 18 в. Б. осоз­на­ва­лась пра­ви­тель­ст­вом как ком­по­нент по­ли­ти­ки про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма. В со­от­вет­ст­вии с ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II (1763) по пла­ну, раз­ра­бо­тан­но­му И. И. Бец­ким, для при­зре­ния «под­ки­ды­шей и бес­при­ют­ных де­тей» соз­да­ва­лись вос­пи­та­тель­ные до­ма в Мо­ск­ве (1764; ураль­ский про­мыш­лен­ник П. А. Де­ми­дов по­жерт­во­вал для не­го свыше 1 млн. руб.), С.-Пе­тер­бур­ге (1770) и других го­ро­дах. Б. осу­ще­ст­в­ля­лась в осн. на ча­ст­ные по­жерт­во­ва­ния. «Уч­ре­ж­де­ние о гу­бер­ни­ях» 1775 за­ко­но­да­тель­но раз­ре­ши­ло от­кры­вать бла­го­тво­рит. за­ве­де­ния ча­ст­ным ли­цам, об­ще­ст­вам и се­ле­ни­ям; им же соз­да­ны гу­берн­ские при­ка­зы об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния (уп­разд­не­ны в 1864 в 34 зем­ских гу­бер­ни­ях; к 1917 ос­та­ва­лись в 7 не­зем­ских гу­бер­ни­ях). Се­нат­ским ука­зом 1781 раз­ре­ша­лась ус­та­нов­ка кру­жек в об­ще­ст­в. мес­тах для сбо­ра бла­го­тво­рит. средств. Воз­ник­ли так­же «бо­го­угод­ные за­ве­де­ния» вне сис­те­мы при­ка­зов; не­ко­то­рые из них с 1797 пе­ре­шли под по­кро­ви­тель­ст­во имп. Ма­рии Фё­до­ров­ны (впо­след­ст­вии со­ста­ви­ли ос­но­ву Ве­дом­ст­ва уч­ре­ж­де­ний им­пе­рат­ри­цы Ма­рии), дру­гие с 1802 – под эги­ду ос­но­ван­но­го по ини­циа­ти­ве имп. Алек­сан­д­ра I Фи­лан­тро­пи­че­ско­го об-ва (в 1816 пе­ре­име­но­ва­но в Че­ло­ве­ко­лю­би­вое об­ще­ст­во) и с 1812 – Жен­ско­го пат­рио­тич. об­ще­ст­ва.

Фото А. И. Нагаева Странноприимный дом Н. П. Шереметева в Москве. Ныне корпус НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. Фото. 2005.

В 1-й пол. 19 в. Б. за­ни­ма­лось пре­ж­де все­го дво­рян­ст­во, в раз­ных го­ро­дах воз­ник­ли круп­ные бла­го­тво­рит. за­ве­де­ния: Стран­но­при­им­ный дом «для боль­ных и без­дом­ных» гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва в Мо­ск­ве (1803; тор­же­ствен­но от­крыт в 1810), боль­ни­ца для бур­ла­ков в Са­ра­то­ве (1809, на по­жерт­во­ван­ные кол­леж­ским со­вет­ни­ком Зло­би­ным 40 тыс. руб.), при­ют Св. Сер­гия в С.-Пе­тер­бур­ге (1845, на сред­ст­ва ком­мер­ции со­вет­ни­ка В. Ф. Гро­мо­ва, дав­ше­го св. 100 тыс. руб.) и др. Су­ще­ст­вен­ный рост ча­ст­ных по­жерт­во­ва­ний на уст­рой­ст­во ле­чеб­ных за­ве­де­ний и бо­га­де­лен для увеч­ных вои­нов, на по­со­бия ин­ва­ли­дам, их семь­ям и семь­ям по­гиб­ших был вы­зван вспле­ском пат­рио­тич. на­строе­ний по­сле Отеч. вой­ны 1812. Для при­зре­ния за­слу­жен­ных вои­нов об­ра­зо­ван «Ко­ми­тет 18 ав­гу­ста 1814 го­да» (впо­след­ст­вии Алек­сан­д­ров­ский ко­ми­тет о ра­не­ных). Ста­ли вы­хо­дить газ. «Рус­ский ин­ва­лид» (1813–1917) и «Жур­нал Им­пе­ра­тор­ско­го Че­ло­ве­ко­лю­би­во­го об­ще­ст­ва» (1817–26), пер­вое в Рос­сии спец. пе­рио­дич. из­да­ние для об­су­ж­де­ния дел Б. Даль­ней­шее ста­нов­ле­ние Б. со­про­во­ж­да­лось раз­ви­ти­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва в этой сфе­ре. По­ло­же­ние К-та ми­ни­ст­ров от 4(16).10.1817 со­дер­жа­ло под­роб­ную рег­ла­мен­та­цию вне­се­ния и приё­ма ча­ст­ных по­жерт­во­ва­ний. Все за­ко­но­дат. ак­ты, ка­сав­шие­ся Б., опуб­ли­ко­ва­ны Мин-вом по­ли­ции в 1818 в сво­де уза­ко­не­ний «О об­ще­ст­вен­ном при­зре­нии». С 1857 пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние Б. осу­ще­ст­в­ля­лось Ус­та­вом о об­ществ. при­зре­нии.

От­ме­на кре­по­ст­но­го пра­ва и др. ре­фор­мы имп. Алек­сан­д­ра II 1860–70-х гг. спо­соб­ст­во­ва­ли рос­ту об­ществ. ак­тив­но­сти в об­лас­ти Б. В 1862 рас­смот­ре­ние всех дел, от­но­ся­щих­ся к Б. и об­ществ. при­зре­нию, вклю­чая ут­вер­жде­ние ус­та­вов об­ществ взаи­мо­по­мо­щи и бла­го­тво­рит. об­ществ (с 1869 и за­ве­де­ний), пе­ре­да­но от им­пе­ра­то­ра к ми­ни­ст­ру внутр. дел. От­вет­ст­вен­ность за при­зре­ние ну­ж­дав­ших­ся в зем­ских гу­бер­ни­ях в со­от­вет­ст­вии с зем­ской ре­фор­мой 1864 воз­ло­же­на на зем­ст­ва, в го­ро­дах по гор. ре­фор­ме 1870 (см. Го­род­ские ре­фор­мы) – на го­род­ские ду­мы и го­род­ские упра­вы. Ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния по­лу­чи­ли пра­во рас­по­ря­жать­ся бла­го­тво­рит. по­жерт­во­ва­ния­ми, ко­то­рые бы­ли весь­ма су­ще­ст­вен­ным вне­бюд­жет­ным ис­точ­ни­ком фи­нан­си­ро­ва­ния сфе­ры об­ществ. при­зре­ния. Сти­му­лом к раз­ви­тию Б. ста­ло по­ло­же­ние К-та ми­ни­ст­ров от 14(26).12.1877, ко­торым впер­вые раз­ре­ше­но по же­ла­нию жерт­во­ва­те­лей при­сваи­вать их име­на уч­ре­ж­дён­ным на их по­жерт­во­ва­ния бла­готво­рит. за­ве­де­ни­ям. Бла­го­да­ря по­лу­чен­ным от ча­ст­ных лиц круп­ным по­жерт­во­ва­ни­ям в 1860–90-е гг. соз­дан ряд но­вых бла­го­тво­рит. за­ве­де­ний с зем­ским и му­ни­ци­паль­ным ста­ту­сом: Ки­не­шем­ским уезд­ным зем­ст­вом – бо­га­дель­ня в с. По­кров­ском (1889; на за­ве­щанный дво­рян­кой Мол­ча­но­вой ка­пи­тал в 15 тыс. руб.), Пол­тав­ским уезд­ным зем­ст­вом – бо­га­дель­ня в пе­ре­дан­ной зем­ст­ву усадь­бе Н. Кли­мен­ко (1890), и др.; му­ни­ци­паль­ны­ми управ­ле­ния­ми – дет­ская боль­ни­ца Св. Вла­ди­ми­ра (1876; на по­жерт­во­ва­ние П. Г. фон Дер­ви­за), Бах­ру­шин­ская боль­ни­ца (1887; на по­жерт­во­ва­ния Бах­ру­ши­ных) в Мо­ск­ве, бо­га­дель­ня об­ществ. управ­ле­ния в Том­ске (1892; на по­жерт­во­ва­ние брать­ев Ко­ро­лё­вых) и др. С нач. 1890-х гг. под эги­дой му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов воз­ни­ка­ли гор. уча­ст­ко­вые по­пе­чи­тель­ст­ва о бед­ных (к 1910 име­лись бо­лее чем в 30 го­ро­дах). Осо­бое раз­ви­тие они по­лу­чи­ли в Мо­ск­ве, где 28 по­пе­чи­тельств в 1898 об­ла­да­ли ка­пи­та­ла­ми на сум­му ок. 160 тыс. руб., в их ве­де­нии на­хо­ди­лись, в ча­ст­но­сти, 39 бо­га­де­лен, 27 дет­ских при­ютов и яслей.

С кон. 19 в. для уч­ре­ж­де­ния но­вых бла­го­тво­рит. об­ществ дос­та­точ­но бы­ло при­нять за ос­но­ву При­мер­ный ус­тав об­ществ по­со­бия бед­ным, ут­вер­ждён­ный МВД 10(22).6.1897, раз­ре­ше­ние на от­кры­тие об­ществ ста­ли да­вать гу­бер­на­то­ры. Та­кой уп­ро­щён­ный (ре­ги­ст­ра­ци­он­ный) по­ря­док их соз­да­ния спо­соб­ст­во­вал зна­чит. рос­ту ин­сти­ту­цио­наль­ной Б. По дан­ным Все­рос. пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 1897, в бла­го­тво­рит. уч­ре­ж­де­ни­ях при­зре­ва­лось св. 108 тыс. чел.; ещё св. 314 тыс. чел. ука­за­ли ис­точ­ни­ком к су­ще­ст­во­ва­нию де­неж­ные по­со­бия из бла­го­тво­рит. сумм. В 1902 на­счи­ты­ва­лось св. 19 тыс. об­ществ. и ча­ст­ных бла­го­тво­рит. за­ве­де­ний, вклю­чая цер­ков­но-при­ход­ские по­пе­чи­тель­ст­ва и по­пе­чи­тель­ст­ва о народной трез­во­сти. Све­де­ния в МВД по­да­ли 11040 бла­го­тво­рит. уч­ре­ж­де­ний (4762 об­ще­ст­ва и 6278 за­ве­де­ний), из них 6616 от­но­си­лись к МВД, 1697 – к Ве­дом­ст­ву пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния, 803 – к Ве­дом­ст­ву уч­ре­ж­де­ний имп. Ма­рии, 439 – к Мин-ву нар. про­све­ще­ния, 305 – к Рос. об-ву Крас­но­го Кре­ста, 308 – к По­пе­чи­тель­ст­ву о тру­до­вой по­мо­щи, 872 – к др. ведомствам. Ка­пи­та­ла­ми рас­по­ла­га­ли все об­ще­ст­ва, их со­во­куп­ная сум­ма со­ста­ви­ла 132,2 млн. руб., стои­мость не­дви­жи­мо­сти об­ществ – св. 50,5 млн. руб. Сре­ди бла­го­тво­рит. за­ве­де­ний ка­пи­та­лы име­лись у 2446, их сум­ма – ок. 128,76 млн. руб. (наи­боль­шие сред­ст­ва при­над­ле­жа­ли бо­га­дель­ням – 52 млн. руб., вос­пи­та­тель­ным до­мам – 30 млн. руб. и дет­ским при­ютам – 14 млн. руб.). Не­дви­жи­мость бы­ла у 1941 за­ве­де­ния (её об­щая стои­мость ок. 91 млн. руб.), зем­ля – у 240 за­ве­дений (её стои­мость ок. 4,7 млн. руб.). Круп­ней­шие бла­готво­рит. ор­га­ни­за­ции час­тич­но обес­пе­чи­ва­лись пре­дос­тав­ле­ни­ем при­ви­ле­гий и гос. суб­си­дий. В сер. 1900-х гг. по­мощь от бла­го­тво­рит. об­ществ по­лу­ча­ли ок. 550 тыс. чел., в зем­ских и му­ни­ци­пальных за­ве­де­ни­ях при­зре­ва­лось до 2,5 млн. чел. Про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­вать ус­той­чи­вая тра­ди­ция ин­ди­ви­ду­аль­ных по­жерт­во­ва­ний ча­ст­ных лиц ну­ж­даю­щим­ся, не на­хо­див­шая от­ра­же­ния в ста­ти­сти­ке. На ру­бе­же 19–20 вв. Б., в т. ч. её тео­ре­тич. во­про­сы, ста­ла пред­ме­том ши­ро­ко­го об­су­ж­де­ния в пуб­ли­ци­сти­ке и спец. лит-ре. На­ча­ли вы­хо­дить 2 осн. пе­рио­дич. из­да­ния – жур­на­лы «Вест­ник бла­го­тво­ри­тель­но­сти» (1897–1902) и «Тру­до­вая по­мощь» (1897–1917). Был об­ра­зо­ван Все­рос. со­юз уч­ре­ди­те­лей об­ществ и дея­те­лей по об­ще­ст­вен­но­му и ча­ст­но­му при­зре­нию (1909), им со­зва­ны два Съез­да рус. дея­те­лей по об­ществ. и ча­ст­но­му при­зре­нию (1910, 1914). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну от­кры­ты мно­го­числ. ла­за­ре­ты (напр., име­ни вел. кн. Алек­сея Ни­ко­лае­ви­ча в Зим­нем двор­це; ла­за­рет, соз­дан­ный Ф. И. Ша­ля­пи­ным на свои сред­ст­ва); сё­ст­ра­ми ми­ло­сер­дия бы­ли вел. кн. Ма­рия Пав­лов­на, до­че­ри имп. Ни­ко­лая II вел. княж­ны Оль­га Ни­ко­ла­ев­на и Тать­я­на Ни­ко­ла­ев­на. Зна­чит. по­мощь по­стра­дав­шим ока­зы­ва­лась на бла­го­тво­рит. по­жерт­во­ва­ния, по­сту­пав­шие че­рез Все­рос. зем­ский со­юз по­мо­щи боль­ным и ра­не­ным и Все­рос. со­юз го­ро­дов по­мо­щи боль­ным и ра­не­ным вои­нам. В со­ста­ве Врем. пра­ви­тель­ст­ва, об­ра­зо­ван­но­го в ре­зуль­та­те Февр. ре­во­лю­ции 1917, дей­ст­во­ва­ло Мин-во гос. при­зре­ния [5(18).5–25.10(7.11).1917].

Глазная больница имени В. А. и А. А. Алексеевых в Москве. Фото. Нач. 20 в.

В Рос. им­пе­рии по­лу­чи­ли раз­ви­тие все осн. ви­ды бла­го­тво­рит. по­мо­щи – от ог­ром­ных по­жерт­во­ва­ний на строи­тель­ст­во ка­пи­таль­ных зда­ний для боль­ниц, школ и бо­га­де­лен до по­со­бий бед­ным в ви­де мел­ких сумм (50 коп.) или да­же вя­зан­ки дров. Зна­чи­тель­ные по­жерт­во­ва­ния де­неж­ных ка­пи­та­лов и иму­ще­ст­ва бы­ли сде­ла­ны гра­фом С. В. Ор­ло­вым-Да­вы­до­вым на дет­скую боль­ни­цу Св. Оль­ги в Мо­ск­ве (679 тыс. руб. в 1884–98), гра­фи­ней Н. А. Стен­бок-Фер­мор на при­ют для де­тей-ка­лек, На­де­ж­дин­ское убе­жи­ще и др. за­ве­де­ния С.-Пе­тер­бур­га (св. 178 тыс. руб. в 1898), А. Г. и Е. И. Ели­сее­вы­ми на содер­жа­ние Еле­нин­ской боль­ни­цы для он­ко­ло­гич. боль­ных в С.-Пе­тер­бур­ге (300 тыс. руб. в 1911), ко­же­вен­ны­ми фаб­ри­кан­та­ми Брус­ни­цы­ны­ми, ко­то­рые по слу­чаю 50-ле­тия сво­его пред­при­ятия в 1895–98 пе­ре­да­ли св. 1,5 млн. руб. му­ни­ци­паль­но­му уп­рав­ле­нию С.-Пе­тер­бур­га, а в 1898 – ком­плекс зда­ний стоимо­стью 800 тыс. руб. (в них раз­мес­ти­лись бо­га­дель­ня на 60 чел., при­ют со шко­лой, ре­мес­лен­ные мас­тер­ские на 160 де­тей). Д. И. Ста­хе­ев за­ве­щал св. 721 тыс. руб. на Б. в сво­ём род­ном го­ро­де – Ела­бу­ге. В Мо­ск­ве 11 чел. (А. В. Алек­сее­ва, В. А. и А. А. Бах­ру­ши­ны, Н. И. Бо­ев, Ф. Я. Ер­ма­ков, А. И. Кон­ши­на, А. К. Мед­вед­ни­ко­ва, К. Т. Сол­да­тён­ков, Г. Г. Со­ло­дов­ни­ков, К. В. Треть­я­ков, П. М. Треть­я­ков) по­жерт­во­ва­ли на му­ни­ци­паль­ную Б. св. 1 млн. руб. каж­дый. Ре­гу­ляр­но в поль­зу не­иму­щих из лич­ных средств жерт­во­ва­ли рос. мо­нар­хи. Ано­ним­ные по­жерт­во­ва­ния, во­пло­щав­шие наи­выс­шую сту­пень хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния, в де­неж­ном вы­раже­нии со­став­ля­ли 10–15% от всех по­жерт­во­ва­ний. На ру­бе­же 19–20 вв. боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли фор­мы мас­со­во­го сбо­ра де­нег и ве­щей в по­мощь бед­ным и ма­ло­иму­щим – под­пис­ки, бла­го­тво­рит. лек­ции и кон­цер­ты, ло­те­реи, бла­го­тво­рит. ба­за­ры в дни гл. пра­во­слав­ных празд­ни­ков, осо­бен­но в Ро­ж­де­ст­во и на Пас­ху; сбо­ры – кру­жеч­ные (напр., в поль­зу дет­ских тру­до­вых ар­те­лей и дет­ских ноч­леж­ных до­мов; про­во­ди­лись Ели­са­ве­тин­ским бла­го­тво­рит. об-вом) и в т. н. дни цве­тов (напр., в «День бе­лой ро­маш­ки»; про­во­ди­лись Все­рос. ли­гой для борь­бы с ту­бер­ку­лёзом). На­чи­ная с по­след­ней четв. 19 в. ста­тья на Б. пре­ду­смат­ри­ва­лась в бюд­же­тах круп­ных фирм их ус­та­ва­ми; напр., Т-во чай­ной тор­гов­ли «Пет­ра Бот­ки­на сы­но­вья» еже­год­но от­чис­ля­ло 5% при­бы­ли на бла­го­тво­рит. це­ли; за 1894–1914 об­щая сум­ма со­ста­ви­ла св. 120 тыс. руб. Бла­го­тво­рит. ор­га­ни­за­ции уч­ре­ж­да­лись зем­ля­че­ст­ва­ми – на­цио­наль­ны­ми (ла­тыш­ские, эс­тон­ские и др. об­ще­ст­ва) и ино­стран­ны­ми (швей­цар­ские, фран­цуз­ские, италь­ян­ские и др.), а так­же ли­ца­ми од­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния (ка­то­ли­че­ские, лю­те­ран­ские, иудейские, му­суль­ман­ские и др. об­ще­ст­ва).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 функ­ции опе­ки и по­пе­чи­тель­ст­ва ос­та­лись прак­ти­че­ски все­це­ло толь­ко у го­су­дар­ст­ва. Был соз­дан нар­ко­мат гос. при­зре­ния [29.10 (11.11).1917–26.4.1918], пре­об­ра­зо­ван­ный в нар­ко­мат (за­тем – ми­ни­стер­ст­во) со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния с од­но­вре­мен­ным рас­ши­ре­ни­ем сфе­ры его дея­тель­но­сти. Б. ста­ла рас­смат­ри­вать­ся как «бур­жу­аз­ное яв­ле­ние», не­со­вмес­ти­мое с идео­ло­ги­ей со­циа­ли­стич. об­ще­ст­ва, бла­го­творит. дея­тель­ность об­ществ. ор­га­ни­за­ций и ча­ст­ных лиц прак­ти­чески пре­кра­ти­лась. До 1922 дей­ст­во­ва­ли по­ли­тич. «Крас­ный крест», за­тем орг-ция «По­мощь по­ли­ти­че­ским за­клю­чён­ным» (Пом­по­лит; за­кры­та в 1938), ко­то­рую воз­глав­ля­ла Е. П. Пеш­ко­ва. Во вре­мя го­ло­да 1921–1922 бла­го­тво­рит. по­мощь ока­зы­ва­ли за­ру­беж­ные ор­га­ни­за­ции – Аме­ри­кан­ская ад­ми­ни­ст­ра­ция по­мо­щи, Ме­ж­ду­нар. со­юз по­мо­щи де­тям и др. (дей­ст­во­ва­ли на­ря­ду с об­ра­зо­ван­ны­ми при ВЦИК Центр. ко­мис­си­ей по борь­бе с го­ло­дом, за­тем – Центр. ко­мис­си­ей по борь­бе с по­след­ст­вия­ми го­ло­да). Сре­ди сель­ских жи­те­лей в тот пе­ри­од со­хра­ня­лась кре­сть­ян­ская взаи­мо­по­мощь, гл. обр. тру­до­вая (т. н. по­мо­чи – об­ществ. за­паш­ка и убор­ка по­лей, раз­ные сбо­ры ну­ж­даю­щим­ся; с мая 1921 воз­ни­ка­ли кре­сть­ян­ские об­ще­ст­ва взаи­мо­по­мо­щи).

Воз­ро­ж­де­ние Б. в стра­не от­но­сит­ся к пе­рио­ду пе­ре­строй­ки, пер­вы­ми об­ра­зо­ва­ны Дет­ский фонд (1987), Фонд ми­ло­сер­дия и здо­ро­вья (1989) (ра­нее, в 1986, соз­дан Фонд куль­ту­ры). Позд­нее по ини­циа­ти­ве гра­ж­дан воз­ник­ли ме­нее круп­ные бла­го­тво­рит. ор­га­ни­за­ции, поя­ви­лись ча­ст­ные бла­го­тво­ри­те­ли. За­ко­но­да­тель­ст­во о бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти со­сто­ит из со­от­вет­ст­вую­щих по­ло­же­ний Кон­сти­ту­ции РФ, Гражд. ко­дек­са РФ, Фе­де­раль­но­го за­ко­на РФ «О бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти и бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях» (1995; уча­ст­ни­ка­ми бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти для це­лей это­го за­ко­на при­зна­ны гра­ж­да­не и юри­дич. ли­ца, осу­ще­ст­в­ляю­щие бла­го­тво­рит. дея­тель­ность, или те, в ин­те­ре­сах ко­то­рых она осу­ще­ст­в­ля­ет­ся) и др. По экс­перт­ным оцен­кам, в 2001 на Б., гл. обр. рос. ком­па­ния­ми, на­прав­ле­на сум­ма, эк­ви­ва­лент­ная 500 млн. долл. США. Вновь воз­ник­ла и по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ну­ж­даю­щим­ся лю­дям вне ор­га­ни­за­ци­он­ных форм.

Ис­точн.: Сбор­ник све­де­ний по об­ще­ст­вен­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти в Рос­сии. СПб., 1880–1886. Т. 1–7; Сбор­ник све­де­ний о бла­го­тво­ри­тель­но­сти в Рос­сии с крат­ки­ми очер­ка­ми бла­го­тво­ри­тель­ных уч­ре­ж­де­ний в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве. СПб., 1899; Бла­го­тво­ри­тель­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сий­ской им­пе­рии. СПб., 1900. Т. 1–3; Бла­го­тво­ри­тель­ность в Рос­сии. СПб., 1907. Т. 1–2; Об­ще­ст­вен­ное и ча­ст­ное при­зре­ние в Рос­сии. СПб., 1907; Бла­го­тво­ри­тель­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии. СПб., 1912.

Лит.: Ге­ор­ги­ев­ский П. И. При­зре­ние бед­ных и бла­го­тво­ри­тель­ность. СПб., 1894; Мак­си­мов Е. Д. Очерк зем­ской дея­тель­но­сти в об­лас­ти об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния. СПб., 1895; он же. Очер­ки ча­ст­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти в Рос­сии // Тру­до­вая по­мощь. 1897. № 1–2. 1898. № 3–4, 6; он же. Очерк ис­то­ри­че­ского раз­ви­тия и со­вре­мен­но­го по­ло­же­ния об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния в Рос­сии // Об­ще­ст­вен­ное и ча­ст­ное при­зре­ние в Рос­сии. СПб., 1907; Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь в Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989; Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996; Уль­я­но­ва Г. Н. Бла­го­тво­ритель­ность мо­с­ковских пред­при­ни­ма­те­лей. 1860–1914. М., 1999; Бо­ча­но­ва Г. А., Го­рюш­кин Л. М., Ноз­д­рин Г. А. Очер­ки ис­то­рии бла­го­тво­ри­тель­но­сти в Си­би­ри во вто­рой по­ло­ви­не XIX – на­ча­ле XX вв. Но­во­сиб., 2000; Вла­сов П. В. Бла­го­тво­ри­тель­ность и ми­ло­сер­дие в Рос­сии. М., 2001; Бла­го­тво­ри­тель­ность в Рос­сии: [Еже­год­ник]. СПб., 2001–2005.

Вернуться к началу