БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ в России, бескорыстная добровольная помощь нуждающимся, не способным собств. трудом обеспечить себе необходимые средства. Существует как в виде традиционных индивидуальных пожертвований, помощи, остающейся в сфере личных взаимоотношений, так и в форме организованной благотворит. деятельности частных лиц и обществ. организаций, которая регулируется законодательством и учитывается статистикой. Подобную деятельность во многих странах принято называть филантропией. В России в сфере институциональной Б. распространённым явлением была совместная деятельность частных лиц с государством, церковью, органами местного самоуправления. Последние могли выступать посредниками в передаче пожертвований от частного лица или группы лиц. Мн. благотворит. заведения административно находились в системе гос. и др. учреждений или институтов, однако создавались и финансировались за счёт частных пожертвований. Государи и представители имп. фамилии покровительствовали благотворит. обществам и заведениям, привлекая к ним обществ. внимание, формируя традицию и моду в этой сфере.
Необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого нуждающимся издревле провозглашалась в христианстве, мусульманстве, иудаизме. В православии милостыня, наряду с молитвой и постом, является составной частью покаяния. После принятия кн. Владимиром Святославичем христианства в 988 сострадание к несчастным постепенно становилось воплощением религ. чувства. Одной из древнейших форм Б. были милостыня и призрение нищих, которых считали хорошими богомольцами. Церковным уставом 996 попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате «Правило о церковных людях» (13 в.) перечислены благотворит. дела: «нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастех поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье». Иосиф Волоцкий близ основанного им Волоколамского мон. построил «странноприимницу» с церковью, во время голода 1512 кормил 700 чел. В Судебнике 1550 (см. Судебники 15–16 вв.) нищим предписано жить при монастырях. В Стоглаве 1551 высказана идея создания на доброхотные пожертвования богаделен «для прокажённых и престаревшихся», которые должны были находиться под контролем священников и целовальников. Постепенно приходскими общинами создавались «избы для нищих», «вдовьи дворы» и пр. почти при каждой церкви. При патриархе Филарете (Романове) управление делами помощи бедным было сосредоточено в Дворцовом патриаршем приказе (до 1701, затем передано в Монастырский приказ). В 1670–80 существовал особый Приказ строения богаделен. В царствование Петра I велась адм. борьба с нищенством (неспособных к работе следовало отсылать в монастыри и церковные богадельни, а тунеядцев – на прежние места их жительства с наказанием). Законодательно под угрозой штрафа воспрещалась подача милостыни нищим на улице, а желавшим дать её указами 1718 и 1720 предложено передавать деньги «в гошпитали и в другие таковые подобные места». Сделаны шаги к созданию светских заведений обществ. призрения. В Регламенте Гл. магистрата 1721 заниматься призрением предписано полиции, при этом рекомендовано по примеру зап. стран средства для устройства госпиталей и детских заведений изыскивать не из казённых сумм, а от подаяния зажиточных людей. Центр. управление делами призрения в 1721 отнесено к компетенции Синода. Указом 1723 на постройку и содержание богаделен назначены церковные сборы из доброхотных подаяний. Реализация петровских узаконений на практике шла вяло, наиболее успешно осуществлялось призрение незаконнорождённых. Значительной в тот период была благотворит. деятельность митрополита Новгородского Иова, который устроил больницы в Антониевом (1698; на деньги П. М. Апраксина) и упразднённом Колмовом (1706) монастырях, при Знаменском соборе (1710; на пожертвование Я. Н. Римского-Корсакова), две больницы и странноприимное заведение в Новгороде, близ Софийского собора, открыл в Колмовом мон. первый в России детский приют (1706; деньги и вещи для него пожертвовали Пётр I и придворные). Впоследствии число благотворит. заведений постепенно увеличивалось. При имп. Анне Ивановне было устроено 17 новых богаделен в С.-Петербурге. Имп. Елизавета Петровна сочла обременительным для казны содержание призреваемых в богадельнях и в 1744 велела сократить число призреваемых с 5372 чел. до 3601 чел. Несмотря на уменьшение казённого финансирования в 1730–50-х гг., только в Москве существовало ок. 100 богаделен на 5 тыс. чел.
Во 2-й пол. 18 в. Б. осознавалась правительством как компонент политики просвещённого абсолютизма. В соответствии с указом имп. Екатерины II (1763) по плану, разработанному И. И. Бецким, для призрения «подкидышей и бесприютных детей» создавались воспитательные дома в Москве (1764; уральский промышленник П. А. Демидов пожертвовал для него свыше 1 млн. руб.), С.-Петербурге (1770) и других городах. Б. осуществлялась в осн. на частные пожертвования. «Учреждение о губерниях» 1775 законодательно разрешило открывать благотворит. заведения частным лицам, обществам и селениям; им же созданы губернские приказы общественного призрения (упразднены в 1864 в 34 земских губерниях; к 1917 оставались в 7 неземских губерниях). Сенатским указом 1781 разрешалась установка кружек в обществ. местах для сбора благотворит. средств. Возникли также «богоугодные заведения» вне системы приказов; некоторые из них с 1797 перешли под покровительство имп. Марии Фёдоровны (впоследствии составили основу Ведомства учреждений императрицы Марии), другие с 1802 – под эгиду основанного по инициативе имп. Александра I Филантропического об-ва (в 1816 переименовано в Человеколюбивое общество) и с 1812 – Женского патриотич. общества.
В 1-й пол. 19 в. Б. занималось прежде всего дворянство, в разных городах возникли крупные благотворит. заведения: Странноприимный дом «для больных и бездомных» гр. Н. П. Шереметева в Москве (1803; торжественно открыт в 1810), больница для бурлаков в Саратове (1809, на пожертвованные коллежским советником Злобиным 40 тыс. руб.), приют Св. Сергия в С.-Петербурге (1845, на средства коммерции советника В. Ф. Громова, давшего св. 100 тыс. руб.) и др. Существенный рост частных пожертвований на устройство лечебных заведений и богаделен для увечных воинов, на пособия инвалидам, их семьям и семьям погибших был вызван всплеском патриотич. настроений после Отеч. войны 1812. Для призрения заслуженных воинов образован «Комитет 18 августа 1814 года» (впоследствии Александровский комитет о раненых). Стали выходить газ. «Русский инвалид» (1813–1917) и «Журнал Императорского Человеколюбивого общества» (1817–26), первое в России спец. периодич. издание для обсуждения дел Б. Дальнейшее становление Б. сопровождалось развитием законодательства в этой сфере. Положение К-та министров от 4(16).10.1817 содержало подробную регламентацию внесения и приёма частных пожертвований. Все законодат. акты, касавшиеся Б., опубликованы Мин-вом полиции в 1818 в своде узаконений «О общественном призрении». С 1857 правовое регулирование Б. осуществлялось Уставом о обществ. призрении.
Отмена крепостного права и др. реформы имп. Александра II 1860–70-х гг. способствовали росту обществ. активности в области Б. В 1862 рассмотрение всех дел, относящихся к Б. и обществ. призрению, включая утверждение уставов обществ взаимопомощи и благотворит. обществ (с 1869 и заведений), передано от императора к министру внутр. дел. Ответственность за призрение нуждавшихся в земских губерниях в соответствии с земской реформой 1864 возложена на земства, в городах по гор. реформе 1870 (см. Городские реформы) – на городские думы и городские управы. Органы местного самоуправления получили право распоряжаться благотворит. пожертвованиями, которые были весьма существенным внебюджетным источником финансирования сферы обществ. призрения. Стимулом к развитию Б. стало положение К-та министров от 14(26).12.1877, которым впервые разрешено по желанию жертвователей присваивать их имена учреждённым на их пожертвования благотворит. заведениям. Благодаря полученным от частных лиц крупным пожертвованиям в 1860–90-е гг. создан ряд новых благотворит. заведений с земским и муниципальным статусом: Кинешемским уездным земством – богадельня в с. Покровском (1889; на завещанный дворянкой Молчановой капитал в 15 тыс. руб.), Полтавским уездным земством – богадельня в переданной земству усадьбе Н. Клименко (1890), и др.; муниципальными управлениями – детская больница Св. Владимира (1876; на пожертвование П. Г. фон Дервиза), Бахрушинская больница (1887; на пожертвования Бахрушиных) в Москве, богадельня обществ. управления в Томске (1892; на пожертвование братьев Королёвых) и др. С нач. 1890-х гг. под эгидой муниципальных органов возникали гор. участковые попечительства о бедных (к 1910 имелись более чем в 30 городах). Особое развитие они получили в Москве, где 28 попечительств в 1898 обладали капиталами на сумму ок. 160 тыс. руб., в их ведении находились, в частности, 39 богаделен, 27 детских приютов и яслей.
С кон. 19 в. для учреждения новых благотворит. обществ достаточно было принять за основу Примерный устав обществ пособия бедным, утверждённый МВД 10(22).6.1897, разрешение на открытие обществ стали давать губернаторы. Такой упрощённый (регистрационный) порядок их создания способствовал значит. росту институциональной Б. По данным Всерос. переписи населения 1897, в благотворит. учреждениях призревалось св. 108 тыс. чел.; ещё св. 314 тыс. чел. указали источником к существованию денежные пособия из благотворит. сумм. В 1902 насчитывалось св. 19 тыс. обществ. и частных благотворит. заведений, включая церковно-приходские попечительства и попечительства о народной трезвости. Сведения в МВД подали 11040 благотворит. учреждений (4762 общества и 6278 заведений), из них 6616 относились к МВД, 1697 – к Ведомству православного исповедания, 803 – к Ведомству учреждений имп. Марии, 439 – к Мин-ву нар. просвещения, 305 – к Рос. об-ву Красного Креста, 308 – к Попечительству о трудовой помощи, 872 – к др. ведомствам. Капиталами располагали все общества, их совокупная сумма составила 132,2 млн. руб., стоимость недвижимости обществ – св. 50,5 млн. руб. Среди благотворит. заведений капиталы имелись у 2446, их сумма – ок. 128,76 млн. руб. (наибольшие средства принадлежали богадельням – 52 млн. руб., воспитательным домам – 30 млн. руб. и детским приютам – 14 млн. руб.). Недвижимость была у 1941 заведения (её общая стоимость ок. 91 млн. руб.), земля – у 240 заведений (её стоимость ок. 4,7 млн. руб.). Крупнейшие благотворит. организации частично обеспечивались предоставлением привилегий и гос. субсидий. В сер. 1900-х гг. помощь от благотворит. обществ получали ок. 550 тыс. чел., в земских и муниципальных заведениях призревалось до 2,5 млн. чел. Продолжала существовать устойчивая традиция индивидуальных пожертвований частных лиц нуждающимся, не находившая отражения в статистике. На рубеже 19–20 вв. Б., в т. ч. её теоретич. вопросы, стала предметом широкого обсуждения в публицистике и спец. лит-ре. Начали выходить 2 осн. периодич. издания – журналы «Вестник благотворительности» (1897–1902) и «Трудовая помощь» (1897–1917). Был образован Всерос. союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению (1909), им созваны два Съезда рус. деятелей по обществ. и частному призрению (1910, 1914). В 1-ю мировую войну открыты многочисл. лазареты (напр., имени вел. кн. Алексея Николаевича в Зимнем дворце; лазарет, созданный Ф. И. Шаляпиным на свои средства); сёстрами милосердия были вел. кн. Мария Павловна, дочери имп. Николая II вел. княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Значит. помощь пострадавшим оказывалась на благотворит. пожертвования, поступавшие через Всерос. земский союз помощи больным и раненым и Всерос. союз городов помощи больным и раненым воинам. В составе Врем. правительства, образованного в результате Февр. революции 1917, действовало Мин-во гос. призрения [5(18).5–25.10(7.11).1917].
В Рос. империи получили развитие все осн. виды благотворит. помощи – от огромных пожертвований на строительство капитальных зданий для больниц, школ и богаделен до пособий бедным в виде мелких сумм (50 коп.) или даже вязанки дров. Значительные пожертвования денежных капиталов и имущества были сделаны графом С. В. Орловым-Давыдовым на детскую больницу Св. Ольги в Москве (679 тыс. руб. в 1884–98), графиней Н. А. Стенбок-Фермор на приют для детей-калек, Надеждинское убежище и др. заведения С.-Петербурга (св. 178 тыс. руб. в 1898), А. Г. и Е. И. Елисеевыми на содержание Еленинской больницы для онкологич. больных в С.-Петербурге (300 тыс. руб. в 1911), кожевенными фабрикантами Брусницыными, которые по случаю 50-летия своего предприятия в 1895–98 передали св. 1,5 млн. руб. муниципальному управлению С.-Петербурга, а в 1898 – комплекс зданий стоимостью 800 тыс. руб. (в них разместились богадельня на 60 чел., приют со школой, ремесленные мастерские на 160 детей). Д. И. Стахеев завещал св. 721 тыс. руб. на Б. в своём родном городе – Елабуге. В Москве 11 чел. (А. В. Алексеева, В. А. и А. А. Бахрушины, Н. И. Боев, Ф. Я. Ермаков, А. И. Коншина, А. К. Медведникова, К. Т. Солдатёнков, Г. Г. Солодовников, К. В. Третьяков, П. М. Третьяков) пожертвовали на муниципальную Б. св. 1 млн. руб. каждый. Регулярно в пользу неимущих из личных средств жертвовали рос. монархи. Анонимные пожертвования, воплощавшие наивысшую ступень христианского смирения, в денежном выражении составляли 10–15% от всех пожертвований. На рубеже 19–20 вв. большое значение приобрели формы массового сбора денег и вещей в помощь бедным и малоимущим – подписки, благотворит. лекции и концерты, лотереи, благотворит. базары в дни гл. православных праздников, особенно в Рождество и на Пасху; сборы – кружечные (напр., в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов; проводились Елисаветинским благотворит. об-вом) и в т. н. дни цветов (напр., в «День белой ромашки»; проводились Всерос. лигой для борьбы с туберкулёзом). Начиная с последней четв. 19 в. статья на Б. предусматривалась в бюджетах крупных фирм их уставами; напр., Т-во чайной торговли «Петра Боткина сыновья» ежегодно отчисляло 5% прибыли на благотворит. цели; за 1894–1914 общая сумма составила св. 120 тыс. руб. Благотворит. организации учреждались землячествами – национальными (латышские, эстонские и др. общества) и иностранными (швейцарские, французские, итальянские и др.), а также лицами одного вероисповедания (католические, лютеранские, иудейские, мусульманские и др. общества).
После Окт. революции 1917 функции опеки и попечительства остались практически всецело только у государства. Был создан наркомат гос. призрения [29.10 (11.11).1917–26.4.1918], преобразованный в наркомат (затем – министерство) социального обеспечения с одновременным расширением сферы его деятельности. Б. стала рассматриваться как «буржуазное явление», несовместимое с идеологией социалистич. общества, благотворит. деятельность обществ. организаций и частных лиц практически прекратилась. До 1922 действовали политич. «Красный крест», затем орг-ция «Помощь политическим заключённым» (Помполит; закрыта в 1938), которую возглавляла Е. П. Пешкова. Во время голода 1921–1922 благотворит. помощь оказывали зарубежные организации – Американская администрация помощи, Междунар. союз помощи детям и др. (действовали наряду с образованными при ВЦИК Центр. комиссией по борьбе с голодом, затем – Центр. комиссией по борьбе с последствиями голода). Среди сельских жителей в тот период сохранялась крестьянская взаимопомощь, гл. обр. трудовая (т. н. помочи – обществ. запашка и уборка полей, разные сборы нуждающимся; с мая 1921 возникали крестьянские общества взаимопомощи).
Возрождение Б. в стране относится к периоду перестройки, первыми образованы Детский фонд (1987), Фонд милосердия и здоровья (1989) (ранее, в 1986, создан Фонд культуры). Позднее по инициативе граждан возникли менее крупные благотворит. организации, появились частные благотворители. Законодательство о благотворит. деятельности состоит из соответствующих положений Конституции РФ, Гражд. кодекса РФ, Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995; участниками благотворит. деятельности для целей этого закона признаны граждане и юридич. лица, осуществляющие благотворит. деятельность, или те, в интересах которых она осуществляется) и др. По экспертным оценкам, в 2001 на Б., гл. обр. рос. компаниями, направлена сумма, эквивалентная 500 млн. долл. США. Вновь возникла и получает распространение практика предоставления помощи нуждающимся людям вне организационных форм.