ПОДУ́ШНАЯ ПО́ДАТЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДУ́ШНАЯ ПО́ДАТЬ, прямой личный налог. Взималась в Риме Древнем в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289–290, – со всех гор. жителей. В средние века и Новое время существовала в Зап. Европе: периодически вводилась в Англии в 14 и 16 вв.; в виде капитации (от лат. caput – голова) взималась во Франции в 1695–99 и 1704 – кон. 18 в. Аналог П. п. с немусульманского населения в Халифате и Османской империи – джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европ. России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
П. п. были обложены все категории крестьян (помещичьи, гос., дворцовые, монастырские, позднее – удельные), посадские люди, разночинцы, а также однодворцы и дворовые люди, которые до введения П. п. не несли тягла в пользу государства, с 1775 – мещанство. От уплаты П. п. были освобождены дворянство, духовенство, казачество, с 1775 – формировавшееся купечество (заменена сбором с объявленного капитала), с 1863 – мещанство (кроме Сибири; для него П. п. заменена налогом с гор. недвижимого имущества). Сословия, платившие П. п., назывались «податными» (ок. 90% от общей численности населения в Европ. России в сер. 19 в.).
Для подготовки к введению П. п. по указу от 26.11(7.12).1718 в 1719–21 произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 млн. чел.), в 1722–24 – проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 млн. ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание П. п. возлагалась у гос. крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях – на помещика, в городах – на органы посадского (мещанского) самоуправления и гор. администрацию. Величина П. п. законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку П. п. в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отд. дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер П. п. был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 П. п. определена в 74 коп. С 1725 для крестьян П. п. составляла 70 коп., для податного гор. населения – 80 коп. (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, гос. крестьяне и гор. население были обложены дополнит. оброчным сбором в пользу государства в размере 40 коп. с ревизской души). До 1782 старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Рус. православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядч. общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740–1750-е гг. 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отд. годы (от 3 до 17 коп.), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и др.). С нач. 1760-х гг., когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, П. п. возрастала, к 1798 составила 1 руб. 26 коп. для помещичьих крестьян, 4 руб. 26 коп. для гос. крестьян и близких к ним категорий и 2 руб. для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших воен. расходов подушный оклад в 1810 увеличен до 2 руб. для крестьян и до 5 руб. для мещан, к 1818 – до 3 руб. 30 коп. и 8 руб. 30 коп. соответственно. В 1839, с началом денежной реформы мин. финансов Е. Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 коп., для мещан – 2 руб. 38 коп.). В 1863–67 он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отд. местностям, составив от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Введение П. п. привело к значит. росту гос. доходов, поступления от неё составляли 54,1% гос. доходов в 1724, 52,7% – в 1749, 34,6% – в 1758, 57,1% – в 1785. В дальнейшем роль П. п. снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов – с гор. недвижимых имуществ (1863), гос. поземельного налога (1875). К 1881 П. п. составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% гос. доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату П. п. стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории П. п. её сбор сопровождался значит. недоборами. Так, к 1740-м гг. общая сумма недоимок достигла 5 млн. руб. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой – периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократич. аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й пол. 18 в.).
Согласно Плакату 1724, сбор П. п. осуществлялся земским комиссаром (выбирался дворянами дистриктов – воен.-адм. округов) совместно со штаб-офицерами и под наблюдением командира полка (в 1727–30 земские комиссары и штаб-офицеры подчинялись провинц. воеводам). С 1736 сбор был передан уездной администрации, которая собирала П. п. при содействии «офицеров у подушного сбора». После губернской реформы 1775 им занимались казённые палаты. В 18 в. сбором П. п. ведали как военные (Военная коллегия, Генеральный кригс-комиссариат), так и гражданские (Камер-коллегия и ряд др.) центр. учреждения под контролем Сената, в 19 в. – Мин-во финансов, а также МВД, которое осуществляло контроль за деятельностью губернского начальства по взысканию недоимок.
Правительство не раз официально признавало недостатки подушной системы налогообложения (1727, 1810, 1832). Комиссия для пересмотра системы податей и сборов при Мин-ве финансов в 1859 пришла к выводу, что «без совершенной отмены подушной системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей». П. п. в Европ. России постепенно отменена имп. Александром III. По указу от 18(30).5.1882 прекратилось с нач. 1883 взимание П. п. с безземельных крестьян, быв. дворовых людей и с крестьян, получивших в ходе крестьянской реформы 1861 земельный надел в размере 1/4 от высшей нормы (т. н. крестьян-дарственников). Законом от 14(26).5.1883 размер П. п. понижен, а для быв. фабричных и заводских крестьян она отменена. Законом от 28.5(9.6). 1885 взимание П. п. прекращено с нач. 1886 с большинства крестьян, а с нач. 1887 – со всех быв. податных сословий, кроме жителей Сибири, где П. п. законом от 18(30).1.1898 упразднена с нач. 1899. Отмена П. п. была компенсирована ростом поземельного налога, налога с гор. недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с быв. гос. крестьян с последующим её преобразованием в выкупные платежи.