Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРО́ГАНОВСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: П. С. Павлинов
Строгановская школа. Икона «Ангел хранит спящего человека душу и тело». Никифор Истомин Савин. 1-я пол. 17 в. Русский музей (С.-Петербург).

СТРО́ГАНОВСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из школ др.-рус. ис­кус­ст­ва. Тер­мин «стро­га­нов­ские пись­ма» вве­дён в 19 в. для на­име­но­ва­ния од­но­го из осн. на­прав­ле­ний в рус. ико­но­пи­си кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. На­зва­ние воз­ник­ло из-за час­то­го упот­реб­ле­ния фа­миль­ной мет­ки соль­вы­че­год­ских куп­цов Стро­га­но­вых на об­рат­ной сто­ро­не икон. Их ав­то­ра­ми бы­ли моcк. цар­ские ико­но­пис­цы, вы­пол­няв­шие за­ка­зы дво­ра, Ору­жей­ной па­ла­ты и Стро­га­но­вых как в Мо­ск­ве, так и в стро­га­нов­ских вот­чи­нах, а так­же ме­ст­ные мас­те­ра. Наи­бо­лее из­вест­ные мас­те­ра (име­на час­то пи­са­лись на обо­ро­те икон) – П. И. Чи­рин, Се­мён Бо­роз­дин, Сте­пан Арефь­ев, Емель­ян Мо­ск­ви­тин, Се­мён Хро­мой, Ми­ха­ил, Пер­ву­ша, Ис­то­ма Са­вин и его сы­но­вья На­за­рий и Ни­ки­фор.

Для икон С. ш. ха­рак­тер­ны ча­ще все­го не­боль­шие раз­ме­ры, ми­ниа­тюр­ность пись­ма, звуч­ная, плот­ная, по­стро­ен­ная на по­лу­то­нах цве­то­вая гам­ма, ши­ро­кое при­ме­не­ние зо­ло­та и се­реб­ра, изя­ще­ст­во поз и жес­тов пер­со­на­жей, узор­ча­тость одежд, слож­ная фан­та­сти­ка ар­хит. фо­нов. Боль­шую роль иг­ра­ли бас­мен­ные, че­кан­ные и гра­ви­ро­ван­ные ок­ла­ды. С. ш. по­влия­ла на раз­ви­тие ико­но­пи­са­ния в 17–19 вв., в т. ч. в Па­ле­хе и ста­ро­об­рядч. цен­трах. Чер­ты С. ш. на­хо­дят в книж­ной ми­ниа­тю­ре, ли­це­вом ши­тье, эма­ли, резь­бе, про­из­ве­де­ни­ях из зо­ло­та и се­реб­ра, в ко­то­рых так­же ощу­ти­мы нар. ос­но­ва (узор­ча­тость, кра­соч­ность) и влия­ние зап.-ев­роп. ре­нес­санс­но­го и ба­роч­но­го иск-ва (мо­де­ли­ров­ка объ­ё­мов, по­ве­ст­во­ва­тель­ность).

В ар­хи­тек­ту­ре т. н. стро­га­нов­ский стиль су­ще­ст­во­вал од­но­вре­мен­но с на­рыш­кин­ским ба­рок­ко в кон. 17 – нач. 18 вв.: тра­диц. ком­по­зи­ция церк­вей с вы­со­ким чет­ве­ри­ком, увен­чан­ным 5-гла­ви­ем и ук­ра­шен­ным пыш­ным де­ко­ром с ко­лон­на­ми, кар­ни­за­ми и на­лич­ни­ка­ми (Вве­ден­ский со­бор в Соль­вы­че­год­ске, 1688–1693; ц. в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ус­тюж­не, 1694; ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в Ниж­нем Нов­го­ро­де, ок. 1697–1719, и др.).

Лит.: Ис­кус­ст­во стро­га­нов­ских мас­те­ров в со­б­ра­нии ГРМ. Кат. вы­став­ки. Л., 1987; Ис­кус­ст­во стро­га­нов­ских мас­те­ров. Кат. вы­став­ки. М., 1991; Ико­ны стро­га­нов­ских вот­чин XVI– XVII ве­ков: По ма­те­риа­лам рес­тав­ра­ци­он­ных ра­бот ВХНРЦ им. ака­де­ми­ка И. Э. Гра­ба­ря. М., 2003.

Вернуться к началу