СТРО́ГАНОВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРО́ГАНОВСКАЯ ШКО́ЛА, одна из школ др.-рус. искусства. Термин «строгановские письма» введён в 19 в. для наименования одного из осн. направлений в рус. иконописи кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. Название возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон. Их авторами были моcк. царские иконописцы, выполнявшие заказы двора, Оружейной палаты и Строгановых как в Москве, так и в строгановских вотчинах, а также местные мастера. Наиболее известные мастера (имена часто писались на обороте икон) – П. И. Чирин, Семён Бороздин, Степан Арефьев, Емельян Москвитин, Семён Хромой, Михаил, Первуша, Истома Савин и его сыновья Назарий и Никифор.
Для икон С. ш. характерны чаще всего небольшие размеры, миниатюрность письма, звучная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, широкое применение золота и серебра, изящество поз и жестов персонажей, узорчатость одежд, сложная фантастика архит. фонов. Большую роль играли басменные, чеканные и гравированные оклады. С. ш. повлияла на развитие иконописания в 17–19 вв., в т. ч. в Палехе и старообрядч. центрах. Черты С. ш. находят в книжной миниатюре, лицевом шитье, эмали, резьбе, произведениях из золота и серебра, в которых также ощутимы нар. основа (узорчатость, красочность) и влияние зап.-европ. ренессансного и барочного иск-ва (моделировка объёмов, повествовательность).
В архитектуре т. н. строгановский стиль существовал одновременно с нарышкинским барокко в кон. 17 – нач. 18 вв.: традиц. композиция церквей с высоким четвериком, увенчанным 5-главием и украшенным пышным декором с колоннами, карнизами и наличниками (Введенский собор в Сольвычегодске, 1688–1693; ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, 1694; ц. Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, ок. 1697–1719, и др.).