Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТРИЦИА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Черных

ПАТРИЦИА́Т, наи­бо­лее бо­га­тый и влия­тель­ный слой на­се­ле­ния ср.-век. го­ро­дов Зап. Ев­ро­пы, за­кре­пив­ший за со­бой осо­бые пра­ва и при­ви­ле­гии в гор. об­щи­не. Тер­мин воз­ник в Гер­ма­нии в нач. 16 в. по ана­ло­гии с рим. пат­ри­ция­ми и под­чёр­ки­вал ро­до­ви­тость, знат­ность. Ра­нее П. на­зы­вал­ся по-раз­но­му: напр., нем. П. име­но­вал се­бя «луч­шие гра­ж­да­не» (нем. Geschlechtern, лат. cives meliores), фло­рен­тий­ский – «жир­ный на­род» (итал. popolo grasso). Со­сто­ял в осн. из рос­тов­щи­ков, бо­га­тых зем­ле- и до­мо­вла­дель­цев, ур­ба­ни­зи­ро­ван­но­го мел­ко­го и ср. ры­цар­ст­ва (во Фло­рен­ции), в нем. им­пер­ских го­ро­дах он фор­ми­ро­вал­ся из ме­ст­ной зна­ти или ми­ни­сте­риа­лов, пе­ре­шед­ших в бюр­гер­ст­во со сме­ной пра­во­во­го ста­ту­са, тор­гов­цев. Эко­но­мич. мощь П. ос­но­вы­ва­лась пре­им. на круп­ной тор­гов­ле, рос­тов­щи­че­ст­ве, соб­ст­вен­но­сти на гор. зем­лю и не­дви­жи­мость. По­сле об­ре­те­ния го­ро­да­ми в 12–13 вв. прав са­мо­управ­ле­ния (см. Ком­му­наль­ное дви­же­ние) П. со­сре­до­то­чил в сво­их ру­ках фи­нан­со­вую, по­ли­ти­ко-адм. и су­деб­ную власть: при­сво­ил се­бе пра­во из­бра­ния гор. со­ве­та и за­ме­ще­ния важ­ней­ших гор. ма­ги­ст­ра­тур, кон­тро­ли­ро­вал гор. фи­нан­сы (в т. ч. вво­дил вы­год­ную для не­го нало­го­вую сис­те­му), суд, а так­же ор­га­ни­за­цию воо­руж. сил (гор. опол­че­ния и внутр. стра­жи). В ис­то­рич. нау­ке тер­мин «П.» ино­гда при­ме­ня­ет­ся толь­ко в от­но­ше­нии го­ро­дов, до­бив­ших­ся прав са­мо­управ­ле­ния, по­сколь­ку в ос­таль­ных го­ро­дах наи­бо­лее бо­га­тый слой на­се­ле­ния не смог за­кре­пить за со­бой всю пол­но­ту прав и при­ви­ле­гий пра­вя­щей час­ти об­ще­ст­ва. Од­на­ко это ско­рее сви­де­тель­ст­во раз­ных сте­пе­ней раз­ви­тия П. В обо­их слу­ча­ях стра­те­гия удер­жа­ния вла­сти осу­ще­ст­в­ля­лась пу­тём со­хра­не­ния клю­че­вых долж­но­стей в гор. управ­ле­нии. На это бы­ла на­прав­ле­на и мат­ри­мо­ни­аль­ная по­ли­ти­ка пат­ри­циа­та.

П. яв­лял­ся от­но­си­тель­но за­кры­той со­ци­аль­ной эли­той. В не­ко­то­рых го­ро­дах он по­пол­нял­ся за счёт раз­бо­га­тев­ших ре­мес­лен­ни­ков. В Ве­не­ции П. был офи­ци­аль­но на­след­ст­вен­ным, и в Боль­шой со­вет вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли 27 наи­бо­лее знат­ных пат­ри­ци­ан­ских се­мей. На­про­тив, П. Ге­нуи был от­кры­тым и ко­оп­ти­ро­вал в свой со­став до 10 чел. в год, хо­тя власть ос­та­ва­лась в ру­ках уз­ко­го кру­га наи­бо­лее бо­га­тых ро­дов. Наи­выс­шей вла­сти П. до­бил­ся в го­ро­дах, поль­зо­вав­ших­ся боль­шей са­мо­стоя­тель­но­стью: в Гер­ма­нии – Кёльн, Аугс­бург, Нюрн­берг, Франк­фурт-на-Май­не, Гам­бург и боль­шин­ст­во го­ро­дов – чле­нов Ган­зы, в Ита­лии – Фло­рен­ция, Ге­нуя, Ве­не­ция.

По­ло­же­ние П. как со­ци­аль­но­го слоя бы­ло про­ти­во­ре­чи­вым. С од­ной сто­ро­ны, он про­ти­во­сто­ял сень­о­ри­аль­ным уст­рем­ле­ни­ям зна­ти, стре­мив­шей­ся ог­ра­ни­чить гор. сво­бо­ду, с дру­гой – об­на­ру­жи­вал тен­ден­цию к сбли­же­нию с ней. Пред­ста­ви­те­ли П. при­об­ре­та­ли вне го­ро­да зе­мель­ные вла­де­ния вме­сте с сень­о­ри­аль­ны­ми пра­ва­ми. Осо­бен­но силь­ное сбли­же­ние П. со зна­тью ха­рак­тер­но для Юж. Ев­ро­пы (Ита­лия, Про­ванс, Лан­гедок, Ис­па­ния), где со вре­мён ан­тич­но­сти со­хра­ня­лась тра­ди­ция по­се­ле­ния зем­ле­вла­дель­цев в го­ро­де. В этих го­ро­дах П. не­ред­ко вклю­чал в се­бя ме­ст­ных сень­о­ров. По об­ра­зу жиз­ни пред­ста­ви­те­ли П. ма­ло от­ли­ча­лись от зна­ти: строи­ли в го­ро­де ук­ре­п­лён­ные до­ма, по­доб­ные зам­кам, ве­ли ге­неа­ло­гич. счёт линь­я­жей, об­ла­да­ли гер­ба­ми, дос­пе­ха­ми и ору­жи­ем (од­на­ко не име­ли пра­ва уча­ст­во­вать в ры­цар­ских тур­ни­рах зна­ти), рос­кош­но оде­ва­лись. Имен­но про­тив это­го по­каз­но­го на­ру­ше­ния П. меж­со­слов­ной эти­ки на­чи­ная с 14 в. из­да­ва­лись мно­го­числ. «за­ко­ны про­тив рос­ко­ши». Пред­ста­ви­те­ли П. стре­ми­лись по­род­нить­ся со знат­ны­ми сень­о­ра­ми, прой­ти по­свя­ще­ние в ры­ца­ри и на пер­со­наль­ном уров­не сбли­жа­лись с феод. зна­тью. Од­на­ко как со­ци­аль­ная груп­па П. в пра­во­вом от­но­ше­нии ни­ко­гда с ней не сме­ши­вал­ся.

Оли­гар­хич. прав­ле­ние П. вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во ши­ро­ких масс гор. на­се­ле­ния и при­во­ди­ло к столк­но­ве­ни­ям с це­ха­ми, ко­то­рые обыч­но иг­ра­ли ру­ко­во­дя­щую роль в мя­те­жах и вос­ста­ни­ях. «Це­хо­вые ре­во­лю­ции» ино­гда за­кан­чи­ва­лись свер­же­ни­ем вла­сти и на­ча­лом про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния но­во­го П., но ча­ще ком­про­мис­сом П. с за­жи­точ­ны­ми слоя­ми го­ро­жан. Напр., в Кёль­не в ре­зуль­та­те борь­бы с П. в 1396 це­хи за­хва­ти­ли власть, од­на­ко вы­бран­ный ими со­вет пре­вра­тил­ся в замк­ну­тую кор­по­ра­цию, а управ­ле­ние го­ро­дом со­сре­до­то­чи­лось в ру­ках не­боль­шой груп­пы ро­дов, что при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию но­во­го П. Это ста­ло при­чи­ной по­сле­дую­щих вос­ста­ний про­тив гор. оли­гар­хии в 15–16 вв. Во Фло­рен­ции по­бе­да це­хов за­вер­ши­лась при­хо­дом к вла­сти «жир­но­го на­рода». В Ве­не­ции, Ге­нуе, го­ро­дах Ган­зы и др. круп­ных цен­трах тор­гов­ли, где наи­бо­лее влия­тель­ной груп­пой ос­та­ва­лось ку­пе­че­ст­во, П. пол­но­стью со­хра­нил свою власть.

В то же вре­мя П. был наи­бо­лее ак­тив­ной ча­стью гор. на­се­ле­ния. Имен­но он стал ини­циа­то­ром и ак­тив­ным уча­ст­ни­ком ре­во­лю­ций в Зап. Ев­ро­пе на­чи­ная с Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. По ме­ре раз­ви­тия цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва и об­ще­го­су­дарств. ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния П. ут­ра­тил своё зна­че­ние, хо­тя тер­мин ис­поль­зо­вал­ся и в 17–18 вв.

Лит.: Roth von Schreckenstein K. H. Das Pat­ri­ziat in den deutschen Städten, besonders Reic­hsstädten. Tüb., 1856; Elias I. Е. Geschie­de­nis van het Amsterdamche Regenten-patri­cia­at. ’s-Gravenhage, 1923; Lestocquoy J. Aux origines de la bourgeoisie: les villes de Flandre et d’Italie sous le gouvernement des patriciens (XI–XV siècles). P., 1952; Стам С. М. Об од­ном ре­ак­ци­он­ном те­че­нии в со­вре­мен­ной фран­цуз­ской ис­то­рио­гра­фии сред­не­ве­ко­во­го го­ро­да и о про­бле­ме го­род­ско­го пат­ри­циа­та // Сред­ние ве­ка. М., 1964. Вып. 25; Hecht M. Patriziatsbildung als kommu­ni­kativer Prozess: die Salzstädte Lüneburg, Halle und Werl in Spätmittelalter und Früher Neuzeit. Köln u. a., 2010.

Вернуться к началу