ХОЛО́ПЫ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОЛО́ПЫ, категория зависимого населения в Др.-рус. гос-ве, рус. землях и княжествах 12–15 вв., Рус. гос-ве, Рос. империи. В др.-рус. правовых памятниках (Русская правда, договорные грамоты) Х. – самая низшая социальная категория, близкая по статусу к рабам. Женщина холопского статуса именовалась «роба» («раба»), т. е. рабыня. Х. оказывались вне правовой защиты, распространявшейся на свободных людей («в холопе и в робе виры нетуть»). За убийство Х. полагался самый низкий судебный штраф – 5 гривен. Источниками полного («обельного») холопства, согласно Русской правде, были тайное бегство закупа от хозяина или совершённое закупом воровство, продажа в рабство, личная служба без договора, женитьба на рабыне. В историографии традиционно считается, что Х. становились по рождению от Х., в результате пленения, за долги. Правовая субъектность Х. при совершении преступлений и при выступлении в качестве свидетелей ограничивалась или вообще отсутствовала. Рус. церковь, не вмешиваясь в юридич. положение Х., осуждала жестокое обращение с ними и их умышленное убийство.
Спорным является вопрос о соотношении др.-рус. Х. с челядью (челядинами): по мнению одних учёных, это разные названия одной и той же категории населения рабского статуса; по мнению других – категории разного происхождения и статуса; согласно третьей точке зрения, термин «челядь» был обобщающим и включал в себя Х. Не вполне ясен также вопрос о соотношении Х. и смердов.
До кон. 15 в. именно Х., по-видимому, в осн. обрабатывали земли, принадлежавшие знати. Появились боевые Х., служившие своим хозяевам с оружием в руках. Беглые Х. принимали активное участие в событиях Смутного времени. После введения подворного обложения (1679) и подушной подати (1724) Х. слились с крепостными крестьянами.
В лит. источниках (особенно переводных с греч. яз.) термин «Х.» имел и более широкое значение – слуги, вассалы правителя или знатного человека (напр., первое упоминание Х. под 986 в «Повести временных лет»). Это значение оказало влияние на форму обращения представителей рус. знати и привилегированных слоёв к великим князьям московским (с 1547 рус. царям) в челобитных в 16–17 вв. (ср. «холопы государевы» и др.).