Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОЛО́ПЫ

Авторы: П. В. Лукин

ХОЛО́ПЫ, ка­те­го­рия за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния в Др.-рус. гос-ве, рус. зем­лях и кня­же­ст­вах 12–15 вв., Рус. гос-ве, Рос. им­пе­рии. В др.-рус. пра­во­вых па­мят­ни­ках (Рус­ская прав­да, до­го­вор­ные гра­мо­ты) Х. – са­мая низ­шая со­ци­аль­ная ка­те­го­рия, близ­кая по ста­ту­су к ра­бам. Жен­щи­на хо­лоп­ско­го ста­ту­са име­но­ва­лась «ро­ба» («ра­ба»), т. е. ра­бы­ня. Х. ока­зы­ва­лись вне пра­во­вой за­щи­ты, рас­про­стра­няв­шей­ся на сво­бод­ных лю­дей («в хо­ло­пе и в ро­бе ви­ры не­туть»). За убий­ст­во Х. по­ла­гал­ся са­мый низ­кий су­деб­ный штраф – 5 гри­вен. Ис­точ­ни­ка­ми пол­ного («обель­но­го») хо­лоп­ст­ва, со­глас­но Рус­ской прав­де, бы­ли тай­ное бег­ст­во за­ку­па от хо­зяи­на или со­вер­шён­ное за­ку­пом во­ров­ст­во, про­да­жа в раб­ст­во, лич­ная служ­ба без до­го­во­ра, же­нить­ба на ра­бы­не. В ис­то­рио­гра­фии тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что Х. ста­но­ви­лись по ро­ж­де­нию от Х., в ре­зуль­та­те пле­не­ния, за дол­ги. Пра­во­вая субъ­ект­ность Х. при со­вер­ше­нии пре­сту­п­ле­ний и при вы­сту­п­ле­нии в ка­че­ст­ве сви­де­те­лей ог­ра­ни­чи­ва­лась или во­об­ще от­сут­ст­во­ва­ла. Рус. цер­ковь, не вме­ши­ва­ясь в юри­дич. по­ло­же­ние Х., осу­ж­да­ла жес­то­кое об­ра­ще­ние с ни­ми и их умыш­лен­ное убий­ст­во.

Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос о со­от­но­ше­нии др.-рус. Х. с че­ля­дью (че­ля­ди­на­ми): по мне­нию од­них учё­ных, это раз­ные на­зва­ния од­ной и той же ка­те­го­рии на­се­ле­ния раб­ско­го ста­ту­са; по мне­нию дру­гих – ка­те­го­рии раз­но­го про­ис­хо­ж­де­ния и ста­ту­са; со­глас­но треть­ей точ­ке зре­ния, тер­мин «че­лядь» был обоб­щаю­щим и вклю­чал в се­бя Х. Не впол­не ясен так­же во­прос о со­от­но­ше­нии Х. и смер­дов.

До кон. 15 в. имен­но Х., по-ви­ди­мо­му, в осн. об­ра­ба­ты­ва­ли зем­ли, при­над­ле­жав­шие зна­ти. Поя­ви­лись бое­вые Х., слу­жив­шие сво­им хо­зяе­вам с ору­жи­ем в ру­ках. Бег­лые Х. при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в со­бы­ти­ях Смут­но­го вре­ме­ни. По­сле вве­де­ния под­вор­но­го об­ло­же­ния (1679) и по­душ­ной по­да­ти (1724) Х. сли­лись с кре­по­ст­ны­ми кре­сть­я­на­ми.

В лит. ис­точ­ни­ках (осо­бен­но пе­ре­вод­ных с греч. яз.) тер­мин «Х.» имел и бо­лее ши­ро­кое зна­че­ние – слу­ги, вас­са­лы пра­ви­те­ля или знат­но­го че­ло­ве­ка (напр., пер­вое упо­ми­на­ние Х. под 986 в «По­вес­ти вре­мен­ных лет»). Это зна­че­ние ока­за­ло влия­ние на фор­му об­ра­ще­ния пред­ста­ви­те­лей рус. зна­ти и при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сло­ёв к ве­ли­ким князь­ям мо­с­ков­ским (с 1547 рус. ца­рям) в че­ло­бит­ных в 16–17 вв. (ср. «хо­ло­пы го­су­да­ре­вы» и др.).

Лит.: Зи­мин А. А. Хо­ло­пы на Ру­си. М., 1973; Сверд­лов М. Б. Ге­не­зис и струк­ту­ра фео­даль­но­го об­ще­ст­ва в Древ­ней Ру­си. Л., 1983; Гор­ский А. А. Русь: От сла­вян­ско­го рас­се­ле­ния до Мо­с­ков­ско­го цар­ст­ва. М., 2004; Сер­гее­вич В. И. Древ­но­сти рус­ско­го пра­ва. М., 2006. Т. 1; Фроя­нов И. Я. За­ви­си­мые лю­ди Древ­ней Ру­си (че­лядь, хо­ло­пы, дан­ни­ки, смер­ды). СПб., 2010.

Вернуться к началу