РИТМ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИТМ МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ, организация музыки во времени. Основу Р. м. составляют соотношения длительностей (звуков и пауз), реализующиеся в различных ритмических фигурах (любых последовательностях длительностей). Длительности и акценты составляют Р. м. на уровне мотивов, тактов, тактовых групп и других мелких структурных единиц музыкальной формы. Метр (размер), как и в стихе, представляет собой схему ритма – ритмическое правило, норму, регулирующую ритмические элементы. Метр – понятие абстрактное; важнейшая категория метра, доля (принято различать сильную и слабую доли), особенно в классической тактовой метрике, полагается как психологический, а не материальный объект. Ритм, в отличие от метра, конкретен (он нотируется, измеряется в физических единицах). Ритм в музыке присутствует всегда («в начале был ритм», по выражению Х. фон Бюлова); метр может быть, а может отсутствовать. Ритм есть, но метра нет в григорианском хорале, знаменном распеве, старинном испанском вокальном стиле канте хондо, вступительном разделе (алап) в северо-индийском кхайяле, метрически свободных разделах (шобе) азербайжанского мугама и др. Метр как правило организации ритма есть во всех жанрах и видах музыки, связанных с движением, – трудовых песнях, танцах (сицилиана, мазурка, полонез, чардаш, вальс, полька, кадриль и мн. др.), маршах, а также в любой профессиональной музыке классико-романтической эпохи. Как и гармония, Р. м. – один из важнейших, непосредственно воспринимаемых на слух элементов музыкального стиля (таковы, например, ритмика гокета 13 в., пуантилизма 20 в., танцев фламенко, джаза). Термин «ритм» в 19 в. применяли в узком смысле к группировке тактов (итал. ritmo di tre battute – трёхтактовый, ritmo di quattro battute – четырёхтактовый ритм, например, в партитурах Л. ван Бетховена), позднее – к ритмическому рисунку, образуемому нотными длительностями (к нему сводят Р. м. учебники элементарной теории музыки). Как сущностное свойство мелодии и гармонии в музыке классико-романтической эпохи Р. м. допускает обобщения: ритм гармонических смен (аккордовых функций), «ладовый ритм» (в теоретической концепции Б. Л. Яворского), композиционный ритм и др. В традиционных жанрах устной культуры, где музыка находится в синкретическом единстве со словом и танцем (например, в хороводе), распространена организация Р. м. в виде ритмоформул. В классической музыке Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии сложные ритмоформулы могут повторяться в виде остинато, образуя ритмические циклы – «круги» (довр в макаме; см. также Тала, Усуль). См. также Полиритмия, Синкопа, Фермата, Цезура.
Исторический очерк. В античности Р. м. не отделялся от стихотворного и танцевального; ритмопея (ритмическая композиция) изучалась в составе науки ритмики (так же, как мелопея – в составе «гармоники»). В музыке устной традиции и в монодии христианской Церкви господствовал «свободный или несимметричный ритм» (по терминологии А. Ф. Львова). В отличие от ритма григорианского хорала и ранних слоёв византийской монодии, который регулировался просодией и смыслом молитвословного текста, а величина пауз на гранях разделов определялась интерпретацией его формы, ритм древнерусской монодии 16–17 вв. фиксирован в точных бинарных и тернарных отношениях длительностей (в более ранних древнерусских распевах ритм уверенно не расшифровывается). Свободный ритм григорианского хорала со временем уступил место мензуральной размеренности (см. в статье Мензуральная нотация). В музыке арс антиква главенствовал принцип объединения равных ритмических единиц в группы по три (т. н. тернарный принцип), позднее в музыке арс нова распространился также бинарный принцип (объединение в группы по две) (см. в ст. Ритмическое деление). В европейской профессиональной музыке первоначальная зависимость ритма от текста постепенно превратилась в Р. м. как имманентную сущность музыки (вокальной и инструментальной). Автономизация Р. м. постепенно нарастает, например, в мотетах, кондуктах, кантигах 13 в., где ритмические акценты иногда противоречат словесным ударениям. Во французском многоголосии позднего Средневековья выделяются полиритмические эксперименты Пьера де ла Круа (конец 13 в.) и Г. де Машо (у последнего главным образом в связи с изоритмией). Определение маньеристской музыки 14 в. как «утончённой» (ars subtilior) касалось прежде всего изысканности Р. м. (частая смена бинарной и тернарной мензур «по горизонтали» и наложение разных мензур в одновременности в виреле «Sus un fontayne» Й. Чиконии, в балладе «En remirant» Филиппа из Казерты и др.). В эпоху Возрождения с ритмом экспериментировали французский композитор К. Ле Жён, и др., группировавшиеся вокруг Ж. А. де Баифа, нидерландские полифонисты («Месса пролаций» Й. Окегема); у итальянских композиторов той же эпохи Р. м. чаще мотивирован риторикой озвучиваемого текста («ораторский ритм», по определению К. Дальхауза; см., например, в поздних сочинениях К. Монтеверди и К. Джезуальдо).
В Новое время времяизмерительная (квантитативная) ритмика уступила место акцентной (квалитативной), где нотная величина в первую очередь характеризует бо́льшую или меньшую «ритмическую массу», весомость доли и только во вторую очередь – время звучания, зависящее от темпа (скорости). Согласно эстетической энциклопедии И. Г. Зульцера (1794), музыканты 18 в. взяли за правило «исполнять длинные ноты, такие как целые и половинные, тяжело и сильно, а короткие – восьмые и шестнадцатые – легко и не так сильно». В гиперболизированной форме квалитативная ритмическая система заявляет о себе в «Гулливер-сюите» для 2 скрипок Г. Ф. Телемана (где лилипуты и великаны из романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» символически противопоставлены с помощью разных ритмических длительностей; см. примеры а, b). Разветвлённая система музыкальных темпов обеспечила «апофеоз ритма» (К. Закс) в стиле венских классиков. Максимальная свобода агогики свойственна романтическому пианизму: в звукозаписях исполнения А. Н. Скрябиным собственных сочинений тактовая доля порой длится больше двух непосредственно следующих за ней долей, однако метрический остов при этом сохраняется.
Усложнение Р. м. и усиление его роли в композиции породили целый ряд ритмических систем 20 в., в т. ч. глубоко индивидуальных у И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, О. Мессиана («ритмический хроматизм»), А. Шёнберга (Sprechgesang). Для А. фон Веберна характерными стали полихронность мотивов и фраз, в поздних сочинениях – ритмические каноны. Ритмические серии, изначально присутствовавшие в сериализме П. Булеза и К. Штокхаузена, заметное место заняли также у Л. Ноно, А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова, А. Пярта и др. Отступление от тактовой системы и свобода делений ритмической единицы (на 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т. д.) привели к двум противоположным видам записи Р. м.: в единицах физического времени (секундах) и без фиксированных длительностей (см. в статье Нотация). В некоторых разновидностях алеаторики, сонорики Р. м. лишён акцентуации и определённого темпа. В минимализме на новом материале возрождаются принципы модальной ритмики Средневековья (объединение ритмических единиц в группы и многократное повторение этих групп). В джазе, рок-музыке и поп-музыке акцентность тактовой системы сохраняется.