КОЛЛА́Ж
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЛА́Ж (франц. collage – приклеивание, наклейка), приём в искусстве 20 в., соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Техника К. возникла в пластических искусствах; впервые применена П. Пикассо в 1912, с этого времени К. стал характерной особенностью синтетич. кубизма (в творчестве Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса и их последователей). Художники вводили в свои картины плоские наклейки из фрагментов газет, печатных объявлений, клеёнки, цветной бумаги, обоев с изобразит. рисунком, орнаментом или имитацией текстур дерева, плетения, текстиля. Брак чаще обращался к графич. версии К., делая наклейки на листах бумаги и дополняя их беглым рисунком (т. н. papiers collés – «склеенные бумажки»). Пространственный К. реализовался в кубистич. скульптурах Пикассо, смонтированных из обрезков картона, дерева, металла, верёвок. Выхваченные из окружающей среды знаковые элементы обогащали худож. образ игрой смысловых аллюзий и разнообразием фактур.
Сходным образом использовался К. художниками футуризма (У. Боччони, К. Карра, Дж. Северини). Мастера дадаизма развивали идею К. в разных направлениях. Ж. Арп создавал абстрактные К. из клочков разорванной бумаги; К. Швиттерс вводил в свои т. н. мерц-картины не только плоские, но и объёмные предметы, подобранные на улице. Романы-коллажи М. Эрнста представляют собой альбомы с абсурдистскими картинками, скомпонованными из фрагментов старых иллюстративных гравюр. Художники из группы берлинских дадаистов (Г. Грос, Дж. Хартфилд, Р. Хаусман, Х. Хёх) работали в жанре фотомонтажа (К. из фотографий и печатных текстов, чаще всего социально-критич. содержания). Широко применяли в своей практике К. художники рус. авангардизма (К. С. Малевич, А. В. Лентулов, П. П. Кончаловский, В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова, О. В. Розанова, Л. М. Лисицкий, И. В. Клюн). Направление сюрреализма породило производную от К. форму «найденного объекта» (objet trouvé). В дальнейшем К. стал каноничным при- ёмом, к которому постоянно прибегали художники разл. течений абстракционизма и особенно поп-арта (Р. Гамильтон, Р. Раушенберг, Т. Вессельман). С подъёмом новой волны авангардизма 1960–1970-х гг. в практику вошли такие модифицированные версии К., как ассамблаж и деколлаж. Художники, практиковавшие деколлаж (Ф. Дюфрен, М. Ротелла, Р. Эн, Ж. Виллегле), отрывали полоски с наклеенных слоями гор. афиш, получая таким образом композицию из фрагментов разл. изображений и текстов (см. также Аккумуляция).
В литературе К. получил широкое распространение в направлениях, использовавших технику фрагментации текста, «склеенного» из не связанных внешней повествовательной логикой эпизодов, в т. ч. цитат, документов и т. п. (футуризм, модернизм, сюрреализм и др.). Нашёл воплощение в творчестве Дж. Джойса, Э. Паунда, Т. С. Элиота, М. Бютора, Л. Арагона, Дж. Дос Пассоса (роман «Манхэттен», 1925), А. Дёблина (роман «Берлин – Александерплац», 1929) и др. В К. футуристов вербальные элементы могли соединяться с элементами живописи («стихокартины» В. В. Каменского).
В музыке 20 в. К. – техника композиции, при которой в сочинении цитируются разностильные фрагменты из др. произведений (необязательно др. композиторов). Стилистически разнородные элементы соединяются (нередко в одновременном звучании) у Ч. Айвза (с 1910-х гг.), позднее эту технику использовали Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, Л. Берио, А. Пярт и др. Игра со стилями в более широком плане (в т. ч. без обязательного цитирования) реализуется в полистилистике.