ЛАТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на лат. языке, создававшаяся в Зап. Европе начиная с 4–5 вв. На протяжении почти всех средних веков латынь была осн. письм. языком Зап. Европы; в дальнейшем, по мере формирования литератур на нац. языках, она постепенно вытеснялась из культурного обихода. Л. л. является связующим звеном между античностью и новыми нац. литературами. В средние века в ней преобладали религ. жанры (в прозе – жития, видения, проповеди, толкования библейских текстов; в поэзии – религ.-дидактич. поэмы, гимны, секвенции); в эпоху Возрождения стало превалировать светское содержание с широким использованием античных жанровых форм (элегии, идиллии, стихотв. послания, сатиры, эпиграммы, стихи «на случай»).
В истории Л. л. выделяются неск. периодов. Первый (4 – сер. 8 вв.) характеризуется постепенным переходом от светского образования к церковному: если Боэций при всём интересе к богословию был мирянином и гос. деятелем, то его младший современник Кассиодор принялся за лит. труды, став в конце жизни монахом, а энциклопедист Исидор Севильский занимал епископскую кафедру. Монастыри в этот период являлись единственным местом, где книги, в т. ч. античные, читались и переписывались и где можно было получить образование. К ранним, но оказавшим значит. влияние на ср.-век. словесность памятникам Л. л. относятся гимны Амвросия Медиоланского, «Исповедь» Августина, «Психомахия» Пруденция – первая в истории европ. лит-ры аллегорич. поэма, энциклопедич. сочинение о семи свободных искусствах «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы. Среди авторов этого периода – папа Григорий I Великий, автор завоевавших широкую популярность «Диалогов...»; поэт и гимнограф Венанций Фортунат; историки Григорий Турский, писавший на народной латыни, и Беда Достопочтенный, в произведениях которого реализуется стремление к восстановлению античной риторич. традиции.
Второй период (кон. 8–9 вв.), получивший назв. «Каролингское возрождение», характеризуется значит. ростом интереса к античному лит. наследию. Л. л. культивируется учёной придворной «академией» – кружком образованных людей, созданным (кон. 8 в.) Карлом I Великим. В разное время в него входили историк и поэт, автор «Истории лангобардов» Павел Диакон из Италии, поэт и педагог, идейный вдохновитель кружка англосакс Алкуин, поэт и церковный ритор вестгот Теодульф; их ученики-франки – поэт Ангильберт, биограф Карла I Великого Эйнхард и др. Члены кружка подражали античным образцам, в т. ч. и античной метрич. форме, создавали схолии к античным памятникам (в т. ч. к «Науке поэзии» Горация – т. н. Венская схолия), но содержание их текстов было по-прежнему гл. обр. религиозным. Среди наследников кружка – философ-неоплатоник Иоанн Скот Эриугена, энциклопедист и поэт Храбан Мавр, поэт Валафрид Страбон, гимнограф Ноткер Заика, богослов Годескальк (Готшальк), придворный поэт Седулий Скотт, создатель жанра, позднее названного «королевским зерцалом».
Следующий период (10 – сер. 11 вв.) – германское «Оттоновское возрождение» – типологически весьма близок предыдущему, он также характеризуется повышенным интересом к античному наследию. Наиболее значит. представитель – поэтесса и драматург Хротсвита Гандерсхеймская, в чьих комедиях, созданных по образцу Теренция, прославляются добродетели христианских жён. К этому же периоду относятся произведения историка Лиутпранда Кремонского (10 в.), а также анонимный «Руодлиб» (сер. 11 в.), первый европейский рыцарский роман в стихах. В 11 в. возникает светская любовная и дружеская лирика вагантов, наиболее ярко представленная в произведениях Архипииты Кёльнского.
На кон. 11 – нач. 12 вв. приходится «Овидианское возрождение». Овидий становится излюбленным образцом для подражания, в его манере пишут поэты Хильдеберт Турский, Марбод Реннский, Бальдерик Бургейский. В ином ключе античные мифологич. сюжеты разрабатывает Вальтер Шатильонский, автор учёной поэмы «Александреида». Культурный центр перемещается из Германии во Францию, Л. л. становится более светской и испытывает влияние идеологии рыцарства (трактат «О любви» Андрея Капеллана, между 1181 и 1186). В этот же период переживают расцвет жанры аллегорич. поэмы («Антиклавдиан» Алана Лилльского), проповеди (Бернард Клервоский и др.). Огромной популярностью пользовался «Светильник» Гонория Августодунского (ок. 1100) – сумма, излагающая в хронологич. порядке (от Сотворения мира до Страшного суда) основы христианского вероучения и представлений о мире. Был создан уникальный для ср.-век. лит-ры образец автобиографии – написанное в подражание «Исповеди» Августина соч. «О своей жизни» Гибера де Ножана (1114–15). Среди поэтов 12 в. выделяются музыкант и автор секвенций Адам Сен-Викторский, гимнограф, мистик и музыкант Хильдегарда Бингенская.
В позднесредневековый период (кон. 12 – 14 вв.), характеризующийся усилением роли университетов, которые постепенно вытесняют духовенство с первых ролей в процессе образования, переживает расцвет филос.-теологич. проза (Фома Аквинский, Бонавентура, Альберт Великий, Дунс Скот, Р. Бэкон, У. Оккам), создаются первые в постантичную эпоху трактаты по поэтике (Гальфрид Винсальвский, Иоанн де Гарландия). Составляются популярные своды житий («Золотая легенда» Якова Ворагинского), историч. и нравоучит. анекдотов и рассказов («Римские деяния»), развивается мистич. лит-ра (Фома Кемпийский), появляются дидактич. произведения, отражающие типичные для эпохи нар. верования и представления о сверхъестественном («Диалоги о чудесах» Цезария Хайстербахского, 1219–1223), создаются схоластич. энциклопедии («Великое зерцало» Винсента из Бове).
С началом периода Возрождения и распространением культа античных авторов Л. л. практически полностью преобразуется в светскую, а латынь превращается в инструмент гуманистов-эрудитов; культивируется изысканная лат. проза, подражающая Цицерону, имитируются античные стихотв. формы. Культурный центр перемещается в Италию. Среди самых ярких представителей Л. л. 14–16 вв.: Ф. Петрарка, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Иоанн Секунд, К. Цельтис, Эразм Роттердамский, Ф. Дедекинд, Т. Мор; жанровый диапазон их произведений простирается от небольших анекдотов – фацеций (П. Браччолини) до монументального стихотв. эпоса («Африка» Петрарки). Начиная с 17 в. Л. л. постепенно иссякает, сохраняясь лишь в поэтич. упражнениях (от Дж. Мильтона до Дж. Пасколи), в науке (Б. Спиноза, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода) и в обиходе Римско-католич. церкви.