Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

2000-е – 2010-е годы

Авторы: Н. А. Иващенко

2000-е – 2010-е годы

Архитектура. В нач. 21 в. продолжают появляться сооружения в русле постмодернизма, порой близкие к китчу (постройки в т. н. лужковском стиле 2‑й пол. 1990‑х – 2000‑х гг. в Москве, и пр.), хай-тека, имитации различных исторических стилей. Однако с 2000‑х гг. получает всё большее распространение неомодернизм, в российской версии использующий также и отечественное наследие – архитектуру авангарда 1920‑х гг. и модернизма 2‑й пол. 1950‑х – 1980‑х гг. К его ярким ансамблям относится район улицы Остоженка в Москве. Среди ведущих мастеров – В. И. Плоткин (бюро ТПО «Резерв»), Ю. Э. Григорян (бюро «Меганом»), С. А. Скуратов, Е. В. Асс, М. Д. Хазанов, Т. Б. Кузембаев, Н. Г. Тютчева (бюро «Рождественка»), Е. Н. Пестов, А. Н. Каменюк, В. Ф. Быков, В. В. Никишин, А. А. Худин, А. Б. Дехтяр, архитектурные бюро «Остоженка», «Студия 44», «Speech», «А‑Б студия», «ABD architects», «Земцов, Кондиайн и партнёры», «Архитектурная группа ДНК», «Сити-арх», «Atrium», «Wowhaus», «Витрувий и сыновья».

Идёт высотное строительство (небоскрёбы международного делового центра «Москва-Сити», башня «Исеть» в Екатеринбурге и др.), порой нарушающее панораму исторических городов: например, вызвавший общественный протест и оставшийся нереализованным проект небоскрёба «Охта-центр» («Газпром-сити») в Санкт-Петербурге (вместо него на другом участке в 2012–18 построен «Лахта-центр», оба проекта – британское архитектурное бюро RMJM и др.).

Острой проблемой остаётся сохранение архитектурного наследия России, как в городах, где порой историческая застройка утрачивается целыми кварталами и районами, так и в сельской местности (усадьбы, церкви и т. д.). Особенно часто погибают ценные постройки советского периода; так, широкий общественный протест вызвал снос в 2016 здания Таганской автоматической телефонной станции на Покровском бульваре в Москве (1929, архитектор В. С. Мартынович). Однако появляются и продуманные проекты реконструкции застройки прошлых веков, дающие такой застройке новую функцию, в первую очередь – разработанные для промышленных зон, но также для конторских и др. сооружений: «Artplay» (бывшая фабрика «Красная роза»; 2004–06, бюро «Рождественка»; не сохранился), «Даниловская мануфактура» (2012 и 2014, бюро «Сити-арх»), «Фабрика Станиславского» с театром «Студия театрального искусства» (2007) и комплекс бывшей фабрики «Большевик» (2016; оба – британское бюро «John McAslan + Partners»), флигель «Руина» в Музее архитектуры им. А. В. Щусева (2017, бюро «Рождественка»; все – в Москве), офисный центр в бывшей мельнице И. А. Зарывнова в Оренбурге (2014, бюро «T+T Architects»), Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в здании Арсенала в Нижегородском кремле (2011 и 2015, архитектор Е. В. Асс и др.), выставочный комплекс Государственного Эрмитажа в здании Главного штаба К. Росси (2014, бюро «Студия 44»), реконструкция комплекса кон. 18 в. «Новая Голландия» Ж. Б. Валлен-Деламота (2016, нидерландское бюро «West 8»; оба – в Санкт-Петербурге), и многие другие.

О тенденциях развития культовой архитектуры – см. в разделе «20 век. Перестройка и постперестройка» данной статьи.

Важной чертой архитектурной жизни 2000‑х гг. было активное участие в ней ведущих зарубежных архитекторов, чьи проекты для России вызывали активные профессиональные и общественные дебаты, однако редко оказывались реализованы. Так, проект 2‑й сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге первоначально разработал американский архитектор Э. О. Мосс (2001–02), в 2003 был проведён широкий международный конкурс, завершившийся победой Д. Перро (Франция), однако уже в процессе строительства его проект был заменён в 2008 на вариант канадского бюро «Diamond Schmitt Architects» (реализован в 2013), в отличие от предыдущих версий, весьма скромный по качеству своей архитектуры. Масштабные проекты для разных городов России создали британские мастера Н. Фостер и Д. Чипперфилд, нидерландское бюро «UNStuido» и многие другие зарубежные специалисты; из многочисленных замыслов 2000‑х гг. были воплощены школа управления «Сколково» (2010, британский архитектор Д. Аджайе), вилла «Capital Hill» (2011) и бизнес-центр «Dominion Tower» (2015; оба – архитектор З. Хадид; все – в Московском регионе), проекты нидерландского архитектора Э. ван Эгераата в Сургуте и Ханты-Мансийске, новый терминал петербургского аэропорта «Пулково» (2014, архитектор Н. Гримшоу из Великобритании), курортный комплекс «Mriya» в Ялте (2014, архитектурное бюро Н. Фостера), стадион «Санкт-Петербург» (2017, архитектор Кисё Курокава и др.). Важным региональным центром в этот период стала Пермь (проект превращения речного вокзала в Государственный музей современного искусства PERMM, 2008, бюро «Меганом»; мастерплан Перми, 2008, нидерландское бюро «KCAP Architects & Planners»; международный конкурс на проект здания городской художественной галереи, 2010, победители – швейцарский архитектор В. Олджати и Б. В. Бернаскони; конкурс на проект новой сцены городского Театра оперы и балета, 2010, победитель – Д. Чипперфилд). Широкое международное внимание привлёк конкурс на план развития Московской агломерации (2012).

В 2010‑е гг. архитектурная активность, ранее сосредоточенная преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, охватила и др. регионы. Появляются музейные комплексы (экоцентр «Нуви ат» в г. Белоярский в Ханты-Мансийском автономном округе, 2010; Музей «Новый Иерусалим» близ Истры, 2013, оба – бюро «Сити-арх»; «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, 2015, архитектор Б. В. Бернаскони; Музей «Куликово поле» в Тульской области, 2016, архитекторы С. В. Гнедовский и др.; Музей и хранилище коньячного завода «Альянс‑1892» в Черняховске, 2016, бюро «Totement/Paper»), спортивные сооружения («Арена-Омск», 2007, бюро AMR; Дворец водных видов спорта в Казани, 2013, бюро «Speech»; спортивные объекты Олимпиады-2014 в Сочи; стадион футбольного клуба «Краснодар», 2016, германское бюро gmp, и арены Чемпионата мира по футболу-2018, Центр водных видов спорта в Лужниках в Москве, 2019, бюро «UNK project»), аэропорты (Курумоч в Самаре, 2015, бюро «Nefa architects»; Большое Савино в Перми, 2017, и Гагарин в Саратове, 2019, оба – «Архитектурное бюро Асадова»; Платов в Ростове-на-Дону, 2017, британское бюро «Twelve Architects» и российская мастерская «Nefa architects», и др.).

Как отдельное направление возникли культурно-коммерческие проекты в сельской местности: галерея и резиденция для художников «Гридчинхолл» в селе Дмитровское Красногорского района Московской области (2009, автор проекта – С. А. Гридчин при участии бюро «Ефремов и партнёры» и др.), пример экологической архитектуры – гостиничный комплекс «Welna» в окрестностях Тарусы (2014, «Мастерская братьев Зубковых»), образец строительства из дерева – комплекс «Болотов.Дача» в Тульской области (2016, архитекторы А. А. Гончаров и И. И. Митин), научно-творческая резиденция «Чехов#Api» близ города Чехов (2016, бюро «Меганом»), база отдыха «Изумрудное» в Нижегородской области (2010–16, архитектор С. В. Горшунов), и др. На реке Угра, в деревне Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области возник одноимённый арт-парк; его развитие связано с ежегодным фестивалем «Архстояние» (с 2006, организаторы – художник Н. В. Полисский, архитектор В. М. Щетинин и др.), в рамках которого создаются временные и постоянные объекты, сочетающие в себе свойства архитектуры, скульптуры, лэнд-арта, инсталляции: «Сарай» (2006, Ю. Э. Григорян), «Штаб» (2017, арт-группа «Алыча»), «Бобур» (2013, Н. В. Полисский) и многие другие.

В 2010‑е гг. в России проектируются и строятся города – центры науки, образования и высокотехнологической промышленности с развитой инфраструктурой: инновационный центр «Сколково» под Москвой (2010, мастер-план – бюро AREP; архитекторы отдельных зданий – Б. В. Бернаскони, «Херцог и де Мерон», «БРТ РУС», «UNK project» и др.); город-спутник Казани Иннополис (с 2012, мастер-план – сингапурское бюро «RSP Architects», проекты зданий – «Innopolis Architect»), и др. Проект «ИНО Томск» (с 2015) предусматривает развитие науки и промышленности в Томской агломерации путём интеграции специализированных функциональных зон (технопарков и пр.) в её структуру, а также повышения общего качества городской среды, транспортной инфраструктуры и т. д. Технополис GS в Гусеве (Калининградская область) – пример полностью частного проекта такого типа (c 2007, бюро «Астрагал-дизайн»).

В первые десятилетия 21 в. всё большее значение приобретает создание новых и реконструкция существующих общественных пространств. Стимулом для этой тенденции во многом стало успешное обновление московских парков (Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, с 2011, бюро «Wowhaus», британское бюро LDA и др.; Сад им. Н. Э. Баумана, 2012, «Wowhaus»; Гончаровский парк, 2013, бюро «Меганом», и др.) и набережных (Крымская, 2013, Воробьёвская, 2013–14, обе – «Wowhaus», и др.). КБ «Стрелка» разработало сводный стандарт благоустройства улиц и площадей Москвы (2015–16), выступило администратором и со-разработчиком многочисленных проектов для центра столицы в рамках программы «Моя улица» (2015–17): реконструкция Тверской улицы (2016, нидерландское бюро «West 8»), улицы Новый Арбат (2016, германское бюро «Topotek 1» и «Цимайло Ляшенко & партнёры»), Хохловской площади (2017, французское бюро «Djao-Rakitine») и др. С 2017 началась работа над общественными пространствами городов России, причём параллельно с программой под управлением КБ «Стрелка» и АИЖК реализуется план Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В эту тенденцию вписывается открывшийся в 2017 новый московский парк «Зарядье» (американские архитекторы «Diller Scofidio + Renfro» и «Hargreaves Associates», российское бюро «Citymakers»): он включает в себя ландшафты разных климатических зон России, здание концертного зала «Зарядье» (бюро ТПО «Резерв») и др. сооружения. Парк у стадиона футбольного клуба «Краснодар» (2017, германское бюро gmp) – пример высококачественного благоустройства как частной инициативы.

Важное значение для современной архитектуры России имеют фестивали «Зодчество» (с 1992, Москва), «Арх Москва» (с 1995), «Золотая капитель» (с 1996, Новосибирск), биеннале «Архитектура Петербурга» (с 2007), Московская архитектурная биеннале (с 2008), Московский урбанистический форум (с 2012), а также премии «АрхиWOOD» (с 2010; сооружения из дерева), «Приметы городов» (2016, региональная архитектура) и др.

Российские архитекторы участвуют в рамках национальной экспозиции в Международной архитектурной биеннале в Венеции, где специальными премиями жюри были отмечены выставки «i‑city» об инновационном центре «Сколково» (2012, кураторы С. О. Кузнецов, С. Э. Чобан и др.; с использованием QR-кодов как содержательных и декоративных элементов) и «Fair Enough» – о ключевых концепциях российской архитектуры 20 в., представленных в виде коммерческой «ярмарки» (2014, кураторы А. А. Кальгаев, Б. Макгетрик, Д. В. Парамонова).

Российские архитекторы широко занимаются выставочным дизайном (Ю. И. Аввакумов, Е. В. Асс, К. Е. Асс, Н. И. Корбут и др.).

Открываются новые образовательные учреждения: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (функционирует с 2010), Высшая школа урбанистики им. А. А. Высоковского (ВШУ; в составе Высшей школы экономики; с 2011), Московская архитектурная школа (МАРШ; с 2012; все – в Москве).

Изобразительное искусство. Художественная среда в этот период во многом сформирована продолжающими работать мастерами 2‑й пол. 20 в. Среди них – крупные фигуры московского концептуализма (см. Концептуальное искусство), многие из которых сохраняют верность методам, выработанным в прошлом столетии: соединяют живопись и текст Н. Ф. Алексеев, В. Д. Пивоваров, текст как основу произведения трактуют Ю. Ф. Альберт, А. Ф. Филиппов, совместно создают инсталляции И. Г. Макаревич и Е. В. Елагина, творчеством на границе разных жанров занимаются А. В. Монастырский, В. А. Захаров, И. И. Нахова, В. А. Скерсис. Характерные черты концептуализма – поиск границ искусства, главенство контекста над текстом, комментария – над объектом комментирования, соавторство зрителя как итог конструирования работы, свобода в выборе средств творчества – оказались востребованы и в нач. 21 в.: П. В. Пепперштейн работает в близкой Пивоварову манере, наследниками методов московских концептуалистов можно считать создающих инсталляции группу «МишМаш», Яна Гинзбурга (Я. А. Тамковича), А. А. Жиляева, Дарью Правду. Авторами «тотальных инсталляций» выступают члены краснодарской группировки ЗИП, разрабатывающие тему «параллельной» истории искусства. С текстом в традициях Ю. Ф. Альберта работают Кирилл Кто (К. Лебедев) и Егор Крафт. К новой для отечественного искусства идее «концептуализации» этнического содержания обращается Т. О. Махачева, которая создаёт «музеи» дагестанской культуры средствами видео-арта, реди-мейда и т. д.

Другое ключевое для российского искусства 2‑й пол. 20 в. направление – акционизм, переживает в нач. 21 в. своего рода смену поколений: часть его видных участников переходят к иным практикам. Так, О. Б. Кулик обратился к скульптуре, фотографии и занимается объектами, хотя в 1990‑е гг. был самым ярким отечественным акционистом, и его работы серии «человек-собака» до сих пор вдохновляют различные произведения искусства (например, шведский кинофильм «Квадрат», 2017, режиссёр Р. Эстлунд, «Золотая пальмовая ветвь» 70‑го Каннского кинофестиваля); А. Ф. Осмоловский создаёт намеренно аполитичные и нейтральные объекты. Другие представители акционизма продолжают работать в прежнем ключе (О. Ю. Мавроматти, А. С. Тер-Оганьян, С. И. Пахомов). Новое поколение акционистов и арт-активистов создаёт работы – громкие высказывания, указывающие на социально-политические проблемы общества (группы «Война», «Бомбилы», «Pussy Riot», а также П. А. Павленский, А. А. Лоскутов, А. С. Николаев, А. Г. Галкина). «Представление» (перформанс, хеппенинг и пр.) как основной метод используют многие художники (Г. И. Виноградов, О. И. Кройтор, А. А. Кузькин, Е. Е. Ковылина и др.) и деятели драматических искусств (Ф. Б. Павлов-Андреевич, Е. С. Морозова, коллектив «Айседорино горе», Д. Хусейн и программа «Сота»); к перформансу обращаются А. Д. Бартенев, Саша Фролова, Т. О. Махачева, объединения «Синие Носы», ЗИП, «МишМаш» и многие другие.

Среди важных для начала 21 в. живописцев старшего поколения – классик сурового стиля П. Ф. Никонов, представители андерграунда О. Я. Рабин, О. Н. Целков, С. Н. Файбисович, К. А. Батынков, К. В. Звездочётов, Г. Д. Брускин, а также Т. Г. Назаренко, Б. Н. Кошелохов. Активны живописцы круга Т. П. Новикова: А. Л. Хлобыстин, О. Маслов, Д. Е. Егельский, О. В. Тобрелутс (Комарова). Произведения, исследующие границы живописи посредством материала, продолжают создавать И. С. Чуйков и В. Н. Кошляков. Значительную роль в современной живописи играют условно консервативные тенденции, которые призваны «обеспечить» широкого зрителя базовыми ценностями искусства, которые не всегда дают ему современные художественные практики; популярностью пользуется творчество И. С. Глазунова, А. М. Шилова, Н. С. Сафронова, В. И. Нестеренко, С. Н. Андрияки и др.

Художники молодого поколения часто обращаются к наследию живописи 20 в., которое служит основой для формирования их собственного языка, позволяя им «синхронизироваться» с историей искусства, причём предметом их исследования становятся техника и формальный стиль направлений и отдельных мастеров 20 в., но отнюдь не идейная составляющая их произведений. Так, П. М. Швецов и Л. Ю. Цхэ разрабатывают метод экспрессионизма, используя его обострённую эмоциональность и гротесковость образов. Геометричная техника Д. Хокни осмысляется С. В. Шурипой и его учениками – С. А. Лоцмановым, Ю. Ивашкиной. Выразительность мурализма и монументальной живописи США близка манерам А. В. Каллимы, Егора Кошелева (Г. К. Кошелева), Д. Ю. Мачулиной. Стилевые течения постмодернизма в СССР – гиперреализм (фотореализм) и манеру Д. Д. Жилинского – можно рассматривать как источник вдохновения для Д. Ю. Грецкого и Е. Э. Кац, Д. В. Локтионова и М. И. Софроновой. Абстракционизм и фигуративное искусство соединяются в живописных работах Ивана Плюща (И. С. Плющева), посвящённых теме воздействия времени на среду, вещи и т. д. Важным смотром для живописцев молодого поколения стала выставка «Contra Mater» (2011, МГХПА), посвящённая взаимодействию академического образования и актуального художественного процесса.

Особое место в живописи 2010‑х гг. занимает «урбанистическое» направление, осмысляющее эстетику городских окраин постсоветской эпохи и место человека среди отчуждающей его архитектурной среды (П. А. Отдельнов, А. М. Дашевский, И. П. Лунгин, Е. А. Плотников); в определённом смысле программной для этого направления стала выставка «Возвращайся домой» (2017, Институт русского реалистического искусства в Москве). В отдельных работах близка этому направлению пейзажист Е. В. Буравлёва.

В фигуративном искусстве близко традициям поп-арта и соц-арта направление, включавшее как первоначальных представителей соц-арта (Э. В. Булатов, Л. П. Соков, Комар и Меламид, А. С. Косолапов), так и живописцев следующего поколения – Р. Р. Тавасиева, С. А. Шутова, работающих совместно В. Е. Дубосарского и А. А. Виноградова. К тем же традициям нередко близки мастера др. жанров искусства: А. Д. Бартенев, Саша Фролова и группа «Акваэробика», объединения «Еликука», ЗИП, «Синие Носы». К методу и идеям поп-арта часто обращается уличное искусство (стрит-арт), среди его представителей: Паша 183 (П. А. Пухов), Кирилл Кто (К. Лебедев), В. С. Чтак, А. Филатов, Павлик Кузнецов, Владимир Nootk (Нутк; В. Гупалов), Павел Wais (П. Червяков), Алексей Лука (А. Лучко); Слава ПТРК (С. А. Комиссаров) применяет в качестве живописных нестандартные материалы (например, грязь) и в этом близок И. С. Чуйкову, также занимается флэшмобами и пр.

Активны скульпторы-«реалисты» старшего поколения: З. К. Церетели, Л. М. Баранов, А. Н. Бурганов, А. И. Рукавишников, М. М. Шемякин, С. А. Щербаков; их работы в 21 в. часто устанавливаются в городах России. Продолжает заниматься творческой деятельностью представитель соц-арта Б. К. Орлов. Монументальные архитектурно-скульптурные композиции из природных материалов в русле лэнд-арта создаёт Н. В. Полисский. Инсталляции И. В. Кориной разрабатывают тему современной предметной среды, С. В. Шеховцов экспериментирует с поролоном как с пластическим материалом, М. Косолапов образовывает из привычных предметов новые структуры, А. Л. Повзнер также даёт новую интерпретацию повседневным вещам – горшку с кактусом, кулеру с водой. Методом реди-мейда работает В. Г. Архипов: он собирает и экспонирует самодельно «модернизированные» предметы быта: кушетку, совмещённую с ванной, деревянное велосипедное седло и т. п. Приём «найденного объекта» переосмысляет А. Гайсумов, изготовляя из старых книг свидетельства разрушительной силы войны. С «найденным объектом» и «бросовым» материалом работает Хаим (Виталий) Сокол. В мелкой и хрупкой пластике целый предметный мир создаёт Е. Антуфьев, исследующий этническую эзотерику. В малом формате как скульптор работает Е. А. Плотников. Объектами в духе минимализма, в которых исследуются «конструкция» зрения и ритмическая организация пространства, занимаются Анна Жёлудь (А. А. Желудковская), А. И. Сухарева, А. В. Титова, И. Д. Егельский, С. В. Катран, С. Ю. Огурцов. Продолжают работать Ф. Инфантэ-Арана и соединяющий в своём творчестве разные жанры и методы Д. Г. Гутов.

И. А. Долгов, И. Федотов-Фёдоров, И. В. Новиков обращаются к природе как к способу обретения свободы от законов общества потребления, «просветления оптики» взгляда на мир.

Развивается медиаискусство, где в качестве инструментов художника выступают цифровые и прочие современные технологии. Видео-арт в составе инсталляций используют С. А. Шутов, Т. О. Махачева, А. Гайсумов. Видео ради иллюзорного воспроизведения реальности включают в свои работы группа «Синий Суп», В. Г. Алимпиев, Д. В. Булныгин, В. Логутов; средствами видео-арта работает с наследием классического искусства в духе Б. Виолы группа «AES+F». К видео как инструменту обращаются Шифра (Яков) Каждан, «Синие Носы», целая плеяда художников – выпускников и преподавателей Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко (К. А. Преображенский, Д. Венков, Е. Гранильщиков, Саша Пирогова, А. Баевер, Д. Ткаченко). Превращают видео-арт в «визуализацию» музыки объединения «Сила света», «Теснота», «Perforated Cerebral Party», Н. Г. Полока, В. Смахтин, Антон Elfilter (А. Бычков). Медиаинсталляции, соединяющие видео, звук и черты персональных цифровых устройств ради ироничного осмысления действительности, создаёт группа «Electoboutique». Выразительные возможности звука исследуют С. Ф. Летов, Г. И. Виноградов, С. Касич, ::vtol:: (Д. Морозов), А. Смирнов, объединения «Semiconductors», CNMRG. Существует также цифровое искусство, использующее компьютерную графику (О. В. Тобрелутс, Н. С. Стручкова, группа «Обледенение архитекторов», Ю. Боровая). Интернет и его коммуникационные возможности – тема направления «нет-арт» во всемирной компьютерной сети (А. А. Шульгин, Оля Лялина, В. Могилевский, А. Ревизоров, Р. Рубанский, А. Казанджий). С «нет-артом» связана и новейшая тенденция «пост-интернет», материализующая элементы «предметной» среды Интернета (группа «Electroboutique»). На стыке «нет-арта» и «постинтернета» работают К. Савченков, М. Махов, С. Скидан.

Музеи и культурные центры. В 2000 – 10‑е гг. возникают новые музеи и культурные центры (в т. ч. впервые частные), посвящённые как актуальному, так и традиционному искусству, а также разным периодам истории искусства.

В отличие от 1990‑х гг., когда основными пространствами для экспозиции современного искусства были небольшие муниципальные выставочные залы и частные галереи, конец 1990‑х – 2000‑е гг. стали временем возникновения новых музеев и культурных центров, включающих в себя лектории, библиотеки, издательства.

Основанный в 1996 О. Л. Свибловой Московский дом фотографии (МДФ) в 2003 вошёл в состав Мультимедиа-арт-музея (МАММ), где проводятся выставки фотоискусства (о российском искусстве фотографии 21 в. см. в статье Фотоискусство) и современного зарубежного, и российского искусства. В 1999 по инициативе З. К. Церетели создан Московский музей современного искусства (ММСИ, MMOMA; с 2003 издаёт журнал «Диалог искусств»).

Учреждённый ещё в 1994 Министерством культуры РФ Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), призванный поддерживать современное российское искусство (программа «Новая генерация», выставочная деятельность), получил в 2000‑е гг. собственные здания в Москве, расширил сеть филиалов: к Северо-Западному (Санкт-Петербург, 1995), Балтийскому (Калининград, 1997), Волго-Вятскому (Нижний-Новгород, 1997), Уральскому (Екатеринбург, 1999) добавились Северо-Кавказский (Владикавказ, 2010), Сибирский (Томск, 2013), Средневолжский (Самара, 2014). С 2016 ГЦСИ – часть Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.

Историк искусства и куратор А. В. Ерофеев в 1989–2002 создал в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» первую в России государственную коллекцию современного искусства. В 2001 в ГТГ основан отдел новейших течений, призванный изучать, собирать и экспонировать произведения российского авангардизма 2‑й пол. 20 – нач. 21 вв.; над его созданием работали Ерофеев (руководитель отдела в 2002–08, перенёс туда коллекцию из «Царицыно»), А. Е. Обухова, А. Романова. В 2016 в ГМИИ создан отдел кино- и медиаискусства, основой собрания которого стал архив видео-арта возглавившей его О. В. Шишко.

В 2005 С. С. Троценко открыла в бывшем комплексе Мосвинкомбината центр современного искусства «Винзавод», где разместились ключевые художественные галереи, заработали выставочные залы («Цех красного», «Цех белого»; с 2008 функционирует программа поддержки начинающих художников – площадка молодого искусства «Старт»); другие подобные учреждения в Москве – «Artplay» (основан в 2003, с 2008 в промышленном комплексе близ Курского вокзала, в 2010‑е гг. широко известен выставками, популяризирующими классическую живопись с помощью видео-арта), центр творческих индустрий «Фабрика» (2005) и др. Первым частным музеем современного искусства в России стал «ART4.RU» в Москве (2007, основатель И. Н. Маркин).

В 2008 в Москве по инициативе Д. А. Жуковой и Р. А. Абрамовича открылся центр современной культуры «Гараж» (ныне Музей современного искусства; название от первоначального здания – Бахметьевского гаража, спроектированного К. С. Мельниковым; с 2012 располагается в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, сначала во временном павильоне по проекту архитектора Сигэру Бана, с 2015 в бывшем здании ресторана «Времена года» (1968; реконструкция, бюро ОМА); он обладает обширным архивом (с 2012) и публичной библиотекой (с 2014), поддерживает молодых художников (гранты, с 2012), проводит издательскую программу с целью популяризации ключевых трудов по истории, философии и теории искусства и культуры (совместно с издательством «Ad Marginem», c 2012); устраиваются выставки крупнейших современных художников. В Бахметьевском гараже с 2012 открыт Еврейский музей и центр толерантности, где проводятся также и художественные выставки. В 2013 во Владивостоке А. А. Мечетиным открыт Центр современного искусства «Заря».

В Перми по инициативе галериста М. А. Гельмана был создан Государственный музей современного искусства PERMM, где в т. ч. прошла выставка «Русское бедное» (2008; проект представителя администрации Пермского края в СФ РФ в 2007–10 С. Э. Гордеева, куратор Гельман; также показана в Москве в 2009), посвящённая аналогу арте повера в российском искусстве, крупное событие отечественной художественной жизни 21 в.

В 2010 в Санкт-Петербурге открылись два частных музея современного искусства. «Эрарта» работает с петербургскими художниками, видео-артом и направлением «сайенс-арт», материалом для которого выступают научные достижения и открытия (Д. В. Каварга, Д. Х. Булатов, Ю. Боровая, платформа «Laboratoria»). Новый музей современного искусства сосредоточил свою деятельность на наследии советского андерграунда и ключевых фигурах искусства наших дней, ориентируясь в создании своей коллекции на опыт отделов новейших течений в ГТГ и ГРМ.

Среди новых музеев, посвящённых истории искусства – Музей русской иконы в Москве (2006, основатель М. Ю. Абрамов), Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма» в Тольятти (2011; основана В. В. Вавилиным), Музей Фаберже в Санкт-Петербурге (2013, основатель В. Ф. Вексельберг), Музей ар деко в Москве (2014, основан М. О. Окрояном). Институт русского реалистического искусства (ИРРИ; основан А. Н. Ананьевым в 2011) ориентирован на живопись реалистического направления, в его постоянной экспозиции представлено творчество российских художников нач. 20 – нач. 21 вв. Изучение российского искусства 20 в. – основная функция задуманного Б. И. Минцем в 2012 и открытого в 2015 Музея русского импрессионизма. Осмысление и актуализация наследия «второго авангарда» – цель деятельности Музея АЗ (посвящён наследию А. Т. Зверева; 2013; все – в Москве).

Галереи и фонды. Среди открывшихся в 21 в. галерей, играющих ключевую роль в развитии и популяризации современного искусства – «pop/off/art» (2004), «paperworks» (2005), «11/12» (2006), «Открытая галерея» (2009), «Osnova» (2014). Работают и занимающиеся историей искусства галереи «Наши художники» (1995; специализация – художники русского зарубежья), «Элизиум» (1998), «Веллум» (2000), «Галеев-галерея» (основана И. И. Галеевым в 2006; ведёт издательскую программу; все – в Москве).

Фонд культуры «Екатерина» (основан в 2002 Е. А. и В. А. Семенихиными, с 2007 открыт выставочный зал), провёл, в числе др. мероприятий, масштабную выставку «Реконструкция» о российском искусстве 1990‑х – 2000‑х гг. (2013; совместно с Музеем «Гараж»). Открытая С. Ю. Кесаевой галерея «Stella Art Gallery» (2003) вошла в состав фонда «Stella Art Foundation», который поддерживает молодых художников (номинация «Новая генерация» в рамках премии «Инновация», с 2006, и пр.), реализует издательскую программу, занимался экспозицией павильона России на художественной биеннале в Венеции (2011, 2013 и 2015; Кесаева была в эти годы комиссаром павильона). Работают также фонды «Эра» (основан Е. В. Берёзкиной в 2006), «Виктория – искусство быть современным» («V-A-C»; создан Л. В. Михельсоном в 2009; грант им. О. Б. Лопуховой для молодых кураторов и художников и т. д.; все – в Москве). Значительна роль в художественной жизни 21 в. ярмарок современного искусства: «Арт Манеж» (1996–2011), «Арт Москва» (1996–2013), «Moscow World Fine Art Fair» (с 2004), «Сosmoscow» (с 2010); более традиционные направления представлены на Российском антикварном салоне (с 1996) и Московском международном художественном салоне (с 1998).

Фестивали и периодические выставки. К старейшим периодическим выставкам относятся инициативы МДФ (МАММ) – Фотобиеннале (с 1996) и «Мода и стиль в фотографии» (с 2001) – масштабные экспозиции зарубежного и отечественного фотоискусства 20–21 вв. С 1995 существует Красноярская музейная биеннале, изначально посвящённая музейному делу, но с рубежа 1990‑х – 2000‑х гг. реализующая тематические художественные проекты («Искусство памяти», 2001; «Любовь пространства», 2013; «Практики соприкасания», 2015). Ширяевская биеннале в городском округе Жигулёвск в Самарской области (с 1999), посвященная связям между Европой и Азией, включает экспозицию произведений искусства, перформансы, хеппенинги, дискуссии и т. д. и соединяет черты арт-туризма и коммуны художников. С 2005 в деревне Никола-Ленивец в Дзержинском районе Калужской области проходит ежегодный фестиваль «Архстояние» (подробнее см. в разделе об архитектуре 2000‑х – 2010‑х гг.).

С 2005 проводится одна из крупнейших в России периодических выставок – Московская биеннале современного искусства. На основе фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идёт?» (ГЦСИ, 2002–06) и проекта «Мастерская» при школе «Свободные мастерские» с 2008 существует Московская биеннале молодого искусства. С 2010 действуют Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге, Южно-российская биеннале в Ростове-на-Дону, Международный художественный симпозиум «Аланика» во Владикавказе. В 2017 в Музее «Гараж» состоялась 1‑я триеннале российского современного искусства, её цель – помочь популяризации творчества региональных художников. Видео-арту посвящены московские фестивали «Пусто» (2002–09; на открытом воздухе) и «Сейчас и потом» (с 2011; в выставочных залах), уличному искусству – фестиваль «Длинные истории» в Екатеринбурге (2003–10), «городской культуре» (стрит-арт, монументальная живопись, малые архитектурные формы и т. д.) – «Арт‑Овраг» в Выксе (с 2011), активистскому искусству – охвативший одновременно ряд городов «Медиаудар» (с 2011). С 2014 Волго-Вятский филиал ГЦСИ в Нижнем Новгороде проводит фестиваль текстов об искусстве «Вазари».

Российские мастера постоянно участвуют в Международной художественной биеннале в Венеции, экспонировались в рамках Шанхайской биеннале современного искусства (2012). Художник А. Е. Пономарёв организовал в 2017 1‑ю международную антарктическую биеннале.

Премии. Ежегодная государственная премия в области фотографии «Серебряная камера» (с 2001) значительно повлияла на рост значения фотоискусства в культурной жизни. С 2005 вручается Государственная премия в области современного искусства «Инновация», её лауреатами в разные годы были О. Л. Свиблова, О. Я. Рабин, В. А. Мизиано, О. Б. Кулик, А. В. Монастырский, арт-группа «Война». С 2007 присуждается «Премия Кандинского», учреждённая фондом «Арт-Хроника» (ныне «Breus Foundation»). В 2006–12 на базе художественного центра «Арт‑Стрелка» в Москве существовала премия в области современного искусства «Соратник», лауреатов которой определяли сами художники. С 2009 премия им. С. А. Курёхина отмечает достижения в поиске новых форм взаимодействия видов искусств и в создании новых жанров изобразительного искусства, сценического мастерства и экспериментальной музыки. Волго-Вятский филиал ГЦСИ в 2011 учредил в память о кураторах О. Б. Лопуховой и Л. М. Сапрыкиной премию «Кариатида» за достижения женщин в области современного искусства. С 2013 существует премия газеты «The Art Newspaper Russia».

Образовательные учреждения. Наряду с академическими художественными вузами (МХИ, ИЖСА, МВХПУ и др.), в 21 в. работают дающие образование в сфере современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ (1992), Институт проблем современного искусства (расположен в бывшей мастерской И. И. Кабакова; 1992; руководитель – куратор И. М. Бакштейн), Школа фотографии и мультимедиа им. Родченко при МАММ (2006), «МедиаАртЛаб» при выставочном зале «Манеж» (2013), институт «База» (2011; руководитель – художник А. Ф. Осмоловский; все – в Москве). В Санкт-Петербурге с 2000 фонд «Про Арте» проводит образовательные программы для молодых художников, критиков и дизайнеров («Школа молодого художника»), с 2013 открыта «Школа вовлечённого искусства» (основатели – группа «Что делать?»), программы по изучению новейших художественных средств и форм существуют в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. В 2011 открылся Краснодарский институт современного искусства (основатели – группировка ЗИП), в 2015 – Владивостокская школа современного искусства (инициатор создания – куратор Я. Е. Гапоненко).

Лит.: Архитектура. Голдхорн Б., Мойзер Ф. Капиталистический реализм: новая архитектура России. Берлин, 2006; Ревзин Г. И. На пути в Боливию. М., 2006; Ревзин Г. И. Русская архитектура рубежа XX–XXI вв. М., 2013; Малинин Н. С. Архитектура Москвы 1989–2009. М., 2009; Knoch P. Moskau. B., 2011; Парамонова Д. Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова. М., 2013; Москва 2.0 (Area №138). Milan, 2015; De Magistris A., Zanetti U. Moscow. Florence, 2017; Российская архитектура: Новейшая эра. М., 2019. Изобразительное искусство. Деникин А. А. VидеоАрт / Видеохудожники. М., 2013; Агамов-Тупицын В. Круг общения. М., 2013; Хачатуров С. В. Веер неупущенных возможностей. Тенденции артсцены последнего времени // IN ART 2016. М., 2016; Зацепин К. Пространство взгляда. Искусство 2000–2010-х годов. Самара, 2016.

Вернуться к началу