Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́МА

Авторы: Т. Р. Шабаев (при участии Н. И. Фроловой)

О́МА (англ. OMA, Office for Metropolitan Architecture), ни­дерл. про­ект­ное бю­ро, за­ни­маю­щее­ся ар­хи­тек­ту­рой, гра­до­строи­тель­ст­вом и куль­ту­ро­ло­гич. ана­ли­зом. Им ру­ко­во­дят ар­хи­тек­то­ры Р. Кол­хас, Э. ван Лон, Р. де Гра­аф, С. Си­ге­ма­цу, И. Ал­са­ка, Д. Джиа­нот­тен и управ­ляю­щий парт­нёр В. ван дер Хейс (на нач. 2010-х гг.). Ос­но­ва­но в Лон­до­не в 1975 (не­фор­маль­ное со­труд­ни­че­ст­во уча­ст­ни­ков на­ча­лось в 1972) Кол­ха­сом совм. с арх. Э. Зен­гели­сом и ху­дож­ни­ка­ми М. Ври­зен­дорп и З. Зен­ге­лис (все трое ны­не по­ки­ну­ли ОМА). С 1978 ба­зи­ру­ет­ся в Рот­тер­да­ме, на нач. 2010-х гг. от­кры­ты от­де­ле­ния в Нью-Йор­ке, Пе­ки­не и Гон­кон­ге.

Тео­ре­тич. ба­зу твор­че­ст­ва ОМА от­ли­ча­ет меж­дис­ци­п­ли­нар­ный под­ход, за­тра­ги­ваю­щий сфе­ры со­цио­ло­гии, эко­но­ми­ки, ис­то­рии и т. д. На его фор­ми­ро­ва­ние по­вли­ял Р. Кол­хас, до на­ча­ла ар­хит. карь­е­ры ра­бо­тав­ший как ки­но­сце­на­рист и жур­на­лист. Мн. идеи, лёг­шие в ос­но­ву прак­ти­куе­мо­го ОМА ме­то­да про­ек­ти­ро­ва­ния, вы­ра­же­ны в его кни­ге «Нью-Йорк вне себя: рет­ро­спек­тив­ный ма­ни­фест Ман­хэт­те­на» («Delirious New York: a retroactive manifesto for Manhattan», из­да­на в 1978 с илл. М. Ври­зен­дорп; рус. пер. 2013), в ко­то­рой на при­ме­рах из ар­хит. ис­то­рии го­ро­да по­ка­за­но, как в сре­де с очень вы­со­кой плот­но­стью за­строй­ки сфор­ми­ро­ва­лась уни­каль­ная «куль­ту­ра пе­ре­на­се­лён­но­сти». В про­цес­се ра­бо­ты зна­чит. роль от­во­дит­ся пред­про­ект­но­му ана­ли­зу, а в по­да­че про­ек­та – по­яс­няю­щим схе­мам и диа­грам­мам. Ар­хит. объ­ект рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­сре­до­то­че­ние разл. функ­цио­наль­ных про­грамм, а го­род – как ар­хи­пе­лаг «то­чек ак­тив­но­сти» с разл. функ­цио­наль­ным на­пол­не­ни­ем. Осо­бое зна­че­ние в хо­де про­ек­ти­ро­ва­ния уде­ля­ет­ся сю­же­ту («нар­ра­ти­ву»), объ­ек­том ко­то­ро­го ста­но­вят­ся не толь­ко ар­хит. фор­ма и про­стран­ст­во, но и то, как и по ка­ким сце­на­ри­ям они функ­цио­ни­ру­ют, что по­зво­ля­ет ино­гда со­еди­нять не­со­вмес­ти­мые на пер­вый взгляд эле­мен­ты. Так, ин­терь­ер гор. биб­лио­те­ки Си­эт­ла (2004) ре­шён как при­вле­ка­тель­ное об­ществ. про­стран­ст­во в от­вет на умень­шаю­щую­ся по­пу­ляр­ность тра­диц. кни­го­хра­ни­лищ и рас­про­стра­не­ние циф­ро­вых но­си­те­лей ин­фор­ма­ции.

Архитектурное бюро ОМА. Здание посольства Нидерландов в Берлине. 2003. Фото Charlie Koolhaas
Архитектурное бюро ОМА. Здание посольства Нидерландов в Берлине. 2003. Фото Christian Richters

Под­ход ОМА к фор­мо­об­ра­зо­ва­нию во мно­гом ос­но­ван на кри­тич. пе­ре­ос­мыс­ле­нии идей мо­дер­низ­ма, так­же на не­го по­влия­ли рус. кон­ст­рук­ти­визм, в осо­бен­но­сти И. И. Ле­о­ни­дов, су­пре­ма­тизм, твор­че­ст­во Л. Мис ван дер Роэ, ар­хит. струк­ту­ра­лизм и ме­та­бо­лизм. Этот под­ход не­воз­мож­но по­мес­тить в рам­ки оп­ре­де­лён­но­го ар­хит. сти­ля; он зна­чи­тель­но из­ме­нял­ся со вре­ме­нем, транс­фор­ми­ру­ясь от кол­ла­жа из мо­дер­ни­ст­ских ци­тат в ран­них ра­бо­тах [не­реа­ли­зо­ван­ные про­ек­ты пла­ни­ров­ки о. Вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния (по ис­то­рич. на­зва­нию о. Руз­вель­та в Нью-Йор­ке; 1975–76) и рас­ши­ре­ния ком­плек­са ни­дерл. пар­ла­мен­та в Гаа­ге (1978), ре­кон­ст­рук­ции тюрь­мы-па­ноп­ти­ку­ма Ку­пел в Арн­хей­ме (1979), пар­ка Ла-Вил­лет в Па­ри­же (1982); зда­ние Те­ат­ра тан­ца в Гаа­ге (1987)] до по­строе­ния ком­по­зи­ции зда­ния на ос­но­ве слож­ных гео­мет­рич. тел и по­верх­но­стей [ком­плекс Центр. кит. те­ле­ви­де­ния в Пе­ки­не (про­ект, 2002; 2004–08; от­крыл­ся в 2012; см. илл. к ст. Ки­тай); «Дом му­зы­ки» в Пор­ту (2005), па­виль­он «Prada Transformer» в Се­уле (2008)] ли­бо про­стых, «ар­хе­типич.» форм (зда­ние бир­жи в Шэнь­чжэ­не, 2013; про­ект «Dubai Renaissance» в Ду­бае, 2006, и др.). В твор­че­ст­ве ОМА ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся куль­тур­ные ал­лю­зии: зиг­за­го­об­раз­ная ле­ст­ни­ца, про­ре­заю­щая зда­ние по­соль­ст­ва Ни­дер­лан­дов в Бер­ли­не (2003), – от­сыл­ка к уст­рой­ст­ву тра­диц. голл. до­мов. В сво­их ра­бо­тах ОМА раз­ви­ва­ет мо­дер­ни­ст­скую идею «сво­бод­но­го пла­на», пе­ре­но­ся её в вер­ти­каль­ное из­ме­ре­ние, про­ек­ти­руя раз­рез зда­ния как сво­бод­ную ком­по­зи­цию из про­странств [не­реа­ли­зо­ван­ные кон­курс­ный про­ект Нац. б-ки в Па­ри­же (1989), кон­цеп­ту­аль­ный про­ект «Hyperbuil­ding» для Бан­гко­ка (1996), и др.].

Сре­ди ра­бот ОМА: вы­ста­воч­ный зал «Кун­ст­хал» в Рот­тер­да­ме (1992), вил­ла «Дом в Бор­до» (1998), Центр кон­грес­сов и вы­ста­вок «Lille Grand Palais» в Лил­ле (Congrexpo; 1994), Ху­дож. му­зей Се­уль­ско­го нац. ун-та (2005), те­атр Д. и Ч. Уай­ли в Дал­ла­се в США (совм. с ар­хит. бю­ро REX; 2009), а так­же се­рия не­реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тов для ОАЭ (баш­ни «Porsche», 2006; рай­он на ис­кусств. ост­ро­ве «При­бреж­ный го­род», 2008, оба – в Ду­бае, и др.).

Круп­ней­шие гра­до­стро­ит. ра­бо­ты ОМА – р-н «Эро­лилль» («Eurolille»; ген­план 1989–94; реа­ли­за­ция с 1990-х гг.), рас­по­ло­жен­ный ря­дом с ис­то­рич. ядром Лил­ля, ген­план цен­тра ни­дерл. г. Ал­ме­ре (про­ект с 1994; реа­ли­за­ция в 1998–2007), план ре­кон­ст­рук­ции объ­ек­та Все­мир­но­го на­сле­дия шах­ты Це­хе-Цолль­фе­райн в Эс­се­не в Гер­ма­нии (2002; реа­ли­зо­ван в 2010). ОМА уча­ст­вовал в раз­ра­бот­ке про­ек­та Боль­шой Мо­ск­вы (2012).

В 1998 при ОМА для ра­бо­ты «за пре­де­ла­ми» ар­хи­тек­ту­ры соз­да­но ис­сле­до­ва­тель­ское под­раз­де­ле­ние АМО (зер­каль­ное ото­бра­же­ние аб­бре­виа­ту­ры ОМА), сре­ди про­ек­тов ко­то­ро­го: кни­ги («Content», 2004; «Al Manakh», 2007; «Project Japan: metabolism talks», 2011, и др.) и жур­на­лы («Volume», с 2005), вы­ставки («Со­дер­жа­ние» в Бер­ли­не, 2003; «Cro­nocaos» на Ве­не­ци­ан­ской би­ен­на­ле, 2010), оформ­ле­ние по­ка­зов мод, ху­дож. про­ек­тов мод­но­го до­ма «Prada», схе­ма сим­во­ли­ки ЕС и по­свя­щён­ная ему те­ма­тич. пе­ре­движ­ная вы­став­ка (2001–2004), про­грам­ма пе­ре­хо­да ЕС на во­зоб­нов­ляе­мые ис­точ­ни­ки энер­гии и со­кра­ще­ния вы­бро­сов уг­ле­ки­сло­го га­за в Ев­ро­пе к 2050 на 80–95% («До­рож­ная кар­та 2050», 2010), стра­те­гия ре­кон­ст­рук­ции му­зей­но­го ком­плек­са Эр­ми­та­жа в С.-Пе­тер­бур­ге (2003–05 и с 2008), раз­ра­бот­ка учеб­ной про­грам­мы Ин-та ме­диа, ар­хи­тек­ту­ры и ди­зай­на «Стрел­ка» в Мо­ск­ве (с 2010).

Ши­ро­кая гео­гра­фия, круп­ный мас­штаб и ти­по­ло­гич. раз­но­об­ра­зие ра­бот в со­че­та­нии с но­ва­тор­ской тео­ре­тич. и прак­тич. ба­зой по­зво­ля­ют при­чис­лить ОМА к ве­ду­щим ар­хит. и ур­ба­ни­стич. объ­е­ди­не­ни­ям ми­ра. В ОМА в раз­ные го­ды ра­бо­та­ли З. Ха­дид и Ф. Мус­са­ви из Ве­ли­ко­бри­та­нии, К. Кри­сти­ан­се, К. де Гей­тер и В. Ма­ас из Ни­дер­лан­дов, А. С. По­ло из Ис­па­нии, Б. Ин­гельс из Да­нии и мн. др. вид­ные пред­ста­ви­те­ли по­ко­ле­ния ар­хи­тек­то­ров-«экс­пе­ри­мен­та­то­ров» ру­бе­жа 20–21 вв., ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шие раз­ра­бо­тан­ный ОМА ме­тод про­ек­ти­ро­ва­ния.

Лит.: OMA: projects, 1978–1981. (Cat.). L., 1981; S, M, L, XL: OMA, R. Koolhaas and B. Mau. Köln; L., 1997; What is OMA: Con­sidering R. Kool­haas and the Office for Metro­politan Ar­chitecture. (Cat.). Rotterdam, 2003; Content: triumph of realization / Ed. R. Kool­haas. Köln, [2004]; Gargiani R. R. Koolhaas, OMA: the construction of merveilles. Lausan­ne; Oxf., 2008.

Вернуться к началу