О́МА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́МА (англ. OMA, Office for Metropolitan Architecture), нидерл. проектное бюро, занимающееся архитектурой, градостроительством и культурологич. анализом. Им руководят архитекторы Р. Колхас, Э. ван Лон, Р. де Грааф, С. Сигемацу, И. Алсака, Д. Джианоттен и управляющий партнёр В. ван дер Хейс (на нач. 2010-х гг.). Основано в Лондоне в 1975 (неформальное сотрудничество участников началось в 1972) Колхасом совм. с арх. Э. Зенгелисом и художниками М. Вризендорп и З. Зенгелис (все трое ныне покинули ОМА). С 1978 базируется в Роттердаме, на нач. 2010-х гг. открыты отделения в Нью-Йорке, Пекине и Гонконге.
Теоретич. базу творчества ОМА отличает междисциплинарный подход, затрагивающий сферы социологии, экономики, истории и т. д. На его формирование повлиял Р. Колхас, до начала архит. карьеры работавший как киносценарист и журналист. Мн. идеи, лёгшие в основу практикуемого ОМА метода проектирования, выражены в его книге «Нью-Йорк вне себя: ретроспективный манифест Манхэттена» («Delirious New York: a retroactive manifesto for Manhattan», издана в 1978 с илл. М. Вризендорп; рус. пер. 2013), в которой на примерах из архит. истории города показано, как в среде с очень высокой плотностью застройки сформировалась уникальная «культура перенаселённости». В процессе работы значит. роль отводится предпроектному анализу, а в подаче проекта – поясняющим схемам и диаграммам. Архит. объект рассматривается как сосредоточение разл. функциональных программ, а город – как архипелаг «точек активности» с разл. функциональным наполнением. Особое значение в ходе проектирования уделяется сюжету («нарративу»), объектом которого становятся не только архит. форма и пространство, но и то, как и по каким сценариям они функционируют, что позволяет иногда соединять несовместимые на первый взгляд элементы. Так, интерьер гор. библиотеки Сиэтла (2004) решён как привлекательное обществ. пространство в ответ на уменьшающуюся популярность традиц. книгохранилищ и распространение цифровых носителей информации.
Подход ОМА к формообразованию во многом основан на критич. переосмыслении идей модернизма, также на него повлияли рус. конструктивизм, в особенности И. И. Леонидов, супрематизм, творчество Л. Мис ван дер Роэ, архит. структурализм и метаболизм. Этот подход невозможно поместить в рамки определённого архит. стиля; он значительно изменялся со временем, трансформируясь от коллажа из модернистских цитат в ранних работах [нереализованные проекты планировки о. Вспомоществования (по историч. названию о. Рузвельта в Нью-Йорке; 1975–76) и расширения комплекса нидерл. парламента в Гааге (1978), реконструкции тюрьмы-паноптикума Купел в Арнхейме (1979), парка Ла-Виллет в Париже (1982); здание Театра танца в Гааге (1987)] до построения композиции здания на основе сложных геометрич. тел и поверхностей [комплекс Центр. кит. телевидения в Пекине (проект, 2002; 2004–08; открылся в 2012; см. илл. к ст. Китай); «Дом музыки» в Порту (2005), павильон «Prada Transformer» в Сеуле (2008)] либо простых, «архетипич.» форм (здание биржи в Шэньчжэне, 2013; проект «Dubai Renaissance» в Дубае, 2006, и др.). В творчестве ОМА широко используются культурные аллюзии: зигзагообразная лестница, прорезающая здание посольства Нидерландов в Берлине (2003), – отсылка к устройству традиц. голл. домов. В своих работах ОМА развивает модернистскую идею «свободного плана», перенося её в вертикальное измерение, проектируя разрез здания как свободную композицию из пространств [нереализованные конкурсный проект Нац. б-ки в Париже (1989), концептуальный проект «Hyperbuilding» для Бангкока (1996), и др.].
Среди работ ОМА: выставочный зал «Кунстхал» в Роттердаме (1992), вилла «Дом в Бордо» (1998), Центр конгрессов и выставок «Lille Grand Palais» в Лилле (Congrexpo; 1994), Худож. музей Сеульского нац. ун-та (2005), театр Д. и Ч. Уайли в Далласе в США (совм. с архит. бюро REX; 2009), а также серия нереализованных проектов для ОАЭ (башни «Porsche», 2006; район на искусств. острове «Прибрежный город», 2008, оба – в Дубае, и др.).
Крупнейшие градостроит. работы ОМА – р-н «Эролилль» («Eurolille»; генплан 1989–94; реализация с 1990-х гг.), расположенный рядом с историч. ядром Лилля, генплан центра нидерл. г. Алмере (проект с 1994; реализация в 1998–2007), план реконструкции объекта Всемирного наследия шахты Цехе-Цолльферайн в Эссене в Германии (2002; реализован в 2010). ОМА участвовал в разработке проекта Большой Москвы (2012).
В 1998 при ОМА для работы «за пределами» архитектуры создано исследовательское подразделение АМО (зеркальное отображение аббревиатуры ОМА), среди проектов которого: книги («Content», 2004; «Al Manakh», 2007; «Project Japan: metabolism talks», 2011, и др.) и журналы («Volume», с 2005), выставки («Содержание» в Берлине, 2003; «Cronocaos» на Венецианской биеннале, 2010), оформление показов мод, худож. проектов модного дома «Prada», схема символики ЕС и посвящённая ему тематич. передвижная выставка (2001–2004), программа перехода ЕС на возобновляемые источники энергии и сокращения выбросов углекислого газа в Европе к 2050 на 80–95% («Дорожная карта 2050», 2010), стратегия реконструкции музейного комплекса Эрмитажа в С.-Петербурге (2003–05 и с 2008), разработка учебной программы Ин-та медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в Москве (с 2010).
Широкая география, крупный масштаб и типологич. разнообразие работ в сочетании с новаторской теоретич. и практич. базой позволяют причислить ОМА к ведущим архит. и урбанистич. объединениям мира. В ОМА в разные годы работали З. Хадид и Ф. Муссави из Великобритании, К. Кристиансе, К. де Гейтер и В. Маас из Нидерландов, А. С. Поло из Испании, Б. Ингельс из Дании и мн. др. видные представители поколения архитекторов-«экспериментаторов» рубежа 20–21 вв., широко распространившие разработанный ОМА метод проектирования.