ХАДИ́Д
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАДИ́Д (Hadid) Заха (31.10.1950, Багдад – 31.3.2016, Майами), брит. архитектор. Училась на математич. ф-те Амер. ун-та в Бейруте (1968–71) и школе Архит. ассоциации в Лондоне (1972–77) у Р. Колхаса и Э. Зенгелиса, затем работала в архит. бюро Колхаса ОМА (1977). Работы в русле деконструктивизма (до кон. 20 в.) отмечены влиянием супрематизма и К. С. Малевича, рус. конструктивизма. Приобрела междунар. известность благодаря получившим первые премии на конкурсах, но не реализованным проектам – клуба «The Peak» в Гонконге (1982–83) и оперного театра в Кардиффе (1994–96). Острая оригинальность работ Х. долгое время создавала впечатление их «нереализуемости», и её первой постройкой стала пожарная часть в комплексе компании «Vitra» в Вайль-ам-Райн (1993); признание ей принёс Центр совр. иск-ва Розенталя в Цинциннати (2003). С кон. 1990-х гг. Х. проектировала в русле «параметризма», широко используя возможности компьютерного моделирования; обтекаемые формы оболочки постройки и её плана сочетаются с продуманной организацией движения вокруг и внутри здания: центр. корпус завода BMW в Лейпциге, образоват. «Научный центр Фено» в Вольфсбурге (оба 2005), станции канатной дороги Хунгербургбан в Инсбруке (Нордпарк; 2007), Нац. музей иск-ва 21 в. в Риме (MAXXI, 2009; см. илл. к ст. Музей), оперный театр в Гуанчжоу (2010), Олимпийский центр водных видов спорта в Лондоне (2011), Центр Гейдара Алиева в Баку (2012). В России по проектам Х. построены частный дом в Барвихе под Москвой (2011) и бизнес-центр «Доминион» (2015) в Москве. Х. занималась живописью, предметным дизайном, сценографией. Как обществ. деятель боролась за равноправное положение женщин в архит. профессии. Возведена в рыцарское достоинство (2012). Преподавала в лондонской школе Архит. ассоциации (1978–87), Ун-те прикладного иск-ва в Вене (с 2000) и др. вузах.