Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИВОВА́РОВ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

ПИВОВА́РОВ Виктор Дмитриевич (р. 14.1.1937, Москва), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций, писатель. Один из основоположников москоского концептуализма (см. Концептуальное искусство). Учился в Московском художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина (1951–57), в Московском полиграфическом институте (1957–62), у Э. М. Белютина (1959–60). С 1962 работал художником-оформителем в издательствах «Детская литература», «Малыш», сотрудничал с издательствами «Знание», «Художественная литература», «Прогресс» и др., иллюстрировал детские книги («Оле-Лукойе» Х. К. Андерсена, «Чёрная курица» А. Погорельского, стихи И. М. Пивоваровой, Г. В. Сапгира, О. О. Дриза и многие другие), журналы («Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.), классическую (Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский и др.) и современную литературу (В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, К. К. Вагинов, Д. И. Хармс, И. С. Холин и др.). С рубежа 1960-х – 70-х вместе с И. И. Кабаковым, Э. В. Булатовым, В. Б. Янкилевским, О. В. Васильевым, Э. А. Штейнбергом и др. входил в группу «Сретенский бульвар». С 1967 П. создал серию монотипий «Искушение святого Антония», которую считает первой самостоятельной художественной работой, а также серии «Черепа», «Карнавал экскрементов» и др., в которых формируется будущий стиль, впервые нашедший выражение в работах «Безумная Грета» (1970), «Ах!» (1971), «Метафизическая композиция» (1972) и др. Пластические решения и ранних, и поздних произведений П. отличаются устойчивостью: схематический язык противопожарных стендов, информационных щитов и плакатов по безопасности преобразуется в условное, таинственное знаковое пространство, стилистически отсылающее, прежде всего, к художественным приемам сюрреализма, поэтике группы ОБЭРИУ, но лишённое в отличие от них даже скрытой связи между автономными элементами картины, превращающейся в терминологии П. в «полиэкранную». Характерная для концептуального искусства нейтрализация авторского жеста в случае П. реализуется в воспроизведении также и техники щитов и стендов: вплоть до сер. 1970-х гг. П. создаёт картины преимущественно нитроэмалью на оргалите, периодически возвращаясь к этим материалам и позже. В характерном для эстетики концептуализма ключе П. во многих работах исследует различные способы взаимоотношения изображения и текста [впервые в цикле «Проекты для одинокого человека», 1975, Музей Зиммерли университета Рутгерса (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси)], нередко отсылающие к таблицам, инструкциям, расписаниям. Между тем, в отличие от многих других представителей московского концептуализма, П. редко напрямую обращается к социальному контексту, повседневной жизни и речи советского человека, создавая более образное, личное, зачастую автобиографическое пространство, где вымышленный мир наделяется экзистенциальным значением, сочетающим вместе с тем иронию, инфантилизм, меланхолию и поэтику абсурда. С 1975 параллельно с И. И. Кабаковым переходит к жанру альбома («Слёзы»; «Лицо», оба 1975; «Сад»; «Эрос», оба 1976; «Микрогомус», 1979; «Сакрализаторы», 1979; «Кабаков и Пивоваров», 1982; «Свидетельства современников», 1988–2000; «Агент в Норвегии», 1993; «Шаги механика», 1999; «Лисы и праздники», 2005, и многие другие), и циклам картин («Семь разговоров», 1976; «Дневник подростка», 1986–88; «Время РОЗЫ», 1988; «Белые шарики», 1990; «Эйдосы», 2001–03; «Едоки лимонов», 2005–06, и др.).

С кон. 1970-х гг. участвует в выставках. В 1979 создал ряд абстрактных полотен. В 1982 переехал в Чехословакию, живёт и работает в Праге. В сериях 1980–2000-х гг. одной из ведущих становится тема воспоминания («Квартира 22», 1992–96; «Действующие лица», 1996, и др.). В 1991 вместе с М. Славицкой стал куратором некоммерческой художественной галереи «Pi-Pi-Art» в Праге.

Соч.: Разбитое зеркало (1977) // Бобринская Е. А. Концептуализм. М., 1994; Влюбленный агент. М., 2001; Серые тетради. М., 2002; О любви слова и изображения. М., 2004; Ах и Ох. Вологда, 2010; Я есть прямоугольник, который стремится стать кругом // Искусство. 2011. N 1; (совм. с О. Серебряной) Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии. М., 2014.

Лит.: Виктор Пивоваров. Метампсихоз. (Кат.). М., 1993; Виктор Пивоваров. Соня и ангелы: кат. выставки в 6 тетрадях. Praha, 1996; Виктор Пивоваров. Едоки лимонов. (Кат.). М., 2006; Виктор Пивоваров. Viktor Pivovarov. М., 2014.

Вернуться к началу