ГИПЕРРЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИПЕРРЕАЛИ́ЗМ, суперреализм (англ. hyperrealism, superrealism), направление в живописи и скульптуре, возникшее в сер. 1960-х гг. в США и получившее распространение в др. странах в 1970-х гг. Др. названия Г. – фотореализм, холодный реализм, резкофокусный реализм, радикальный реализм. В основе метода Г. – детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до размеров большого полотна. Стремясь сохранить все особенности фотоизображения, исключить влияние собств. ви́дения, художники Г. использовали механич. приёмы воссоздания исходного объекта: диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф вместо кисти, шлифовку поверхности готовой картины. Осн. тема гиперреалистов – мир совр. города: виды магазинов, ресторанов, бензозаправочных станций, стандартных жилых зданий, обслуживающих автоматов. При этом особое внимание уделяется блестящим, отражающим поверхностям: стеклу, гладкому пластику и целлофану, полиров. кузовам автомобилей, покрытому лаком оборудованию, до блеска отшлифованному граниту. Тщательно воспроизведённая игра отражений на таких поверхностях создаёт впечатление взаимопроникновения пространственных зон, запутанного соотношения планов, благодаря чему механически точное изображение дезориентирует зрителя, приобретает иррациональный характер. Виднейшие представители амер. Г. в живописи: Д. Эдди, Р. Эстес, Р. Гоингс, Р. Коттингем, Б. Шонцайт, М. Морли, портретист Ч. Клоус. Скульпторы Г. (Дж. де Андреа, Д. Хэнсон) делали муляжи с живых фигур, натуралистически раскрашивали их, одевали в готовое платье. Школы Г. сложились в 1970-х гг. в Эстонии (А. Кесккюла, Р. Таммик, Х. Полли), Латвии (М. Полис), России (А. В. Волков, А. Н. Петров, Е. А. Амаспюр), Украине (С. А. Гета, С. Н. Базилев).