Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРЛО́В

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

ОРЛО́В Борис Константинович (р. 1.4.1941, Химки, Московская область), российский скульптор, живописец, график, автор объектов и инсталляций. В 1956–60 посещал скульптурную студию при московском Дворце пионеров, в 1958–60 работал сварщиком. В 1960–66 учился в МВХПУ на факультете монументальной скульптуры. В 1966–72 работал в одной мастерской с Л. П. Соковым и А. С. Косолаповым. С 1969 принимал участие в выставках молодых художников. На рубеже 1960-х – 1970-х гг. для творчества О. характерны деформированные терракотовые бюсты, стянутые металлическими скобами («Император», 1971, собрание А. Сытникова). С 1974 О. работал в русле соц-арта, который в его трактовке приобрёл характер описания «имперского стиля» и рефлексии на его тему  художественного «метаязыка», разоблачающего универсализм модели авторитарной и тоталитарной власти и парадоксально сочетающего в себе её символы и атрибуты, знаки отличия разных эпох (ордена, орденские ленты, советские транспаранты и пр.). Так, в работе «Иконостас» (1974–75, ГТГ) клишированная советская иконография военных, трактористов, В. И. Чапаева и его соратницы Анки деконструируется не только посредством совмещения этих героев в одном произведении наподобие доски почёта, но в выборе для их изображения жанра скульптурного портрета, отсылающего к античности, барокко, ампиру. В конце 1970-х – середине 1990-х гг. «большой имперский стиль» О. воплощался преимущественно в «обезличенных» бюстах (эмаль на дереве, бронзе, меди, алюминии и др.) и рельефах («портреты-тотемы» цикла «Парсуны», 1976–82; серия «Букеты в имперском стиле», 1985–88), в которых подчёркивается не конкретика изображённого персонажа, а чины и статусы, отсылающие, главным образом, к советской военной, спортивной и идеологической символике («Матрос», вариант 2, 1976, собрание фонда «Новый», Москва; «Бюст в духе Растрелли», вариант 2, 1982, собрание автора; «Тотем», 1982–86, собрание фонда «Новый», Москва; «Генерал», 1988, собрание И. Цуканова). С середины 1970-х гг., благодаря расположению мастерских, О., Д. А. Пригов, Соков, Р. Е. Лебедев образовали неформальную группу «Улица Рогова». В начале 1980-х гг. в серии О. «Генералы русской культуры», выполненной в технике фотомонтажа, деятели рус. культуры изображаются в мундирах с гротескно преувеличенным количеством наград («Национальный тотем. А. С. Пушкин в маршальском мундире», 1982, ГТГ). С конца 1980-х гг. О. создавал объекты [«Стрелять дальше! Пахать глубже! (Неопознанный объект)», 1990, ГТГ] и большие инсталляции («Иконостас в имперском стиле», 1989, собрание Дж. Гори, Пистоя, Тоскана; «Пантократор», 1990, ГТГ; «Гибель богов», 1991; «Парад астральных тел», 1993–94). С начала 1990-х гг. О. обращается к плоскостным изображениям, где фотография совмещена с декором сталинского неоклассицизма, традиционным русским орнаментом, супрематическими формами: серии «Архитектура с излишествами» (1997), «Контуры времени» (1999–2003), «Прибавочный элемент» (2001) и др.

Лит.: Холмогорова О.В. Соц-арт. М., 1994; Andreeva E. Sots-art: Soviet artists of the 1970«s–1980„s. Roseville East, 1995; Борис Орлов. М., 1998; Борис Орлов. Воинство земное и воинство небесное. (Кат.). М., 2008; Борис Орлов. М., 2013.

Вернуться к началу