Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДОНЕЗИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

ИНДОНЕЗИ́ЙЦЫ, 1) со­би­ра­тель­ное на­зва­ние ко­рен­но­го на­се­ле­ния ост­ров­ной час­ти Юго-Вост. Азии (Ну­сан­та­ра) – Ин­до­не­зии, Бру­нея, Вост. Ти­мо­ра, Ма­лай­зии, Син­га­пу­ра (на­ро­ды Ин­до­не­зии, бру­ней­цы, вос­точ­ные ти­мор­цы, ма­лай­зий­цы, син­га­пур­цы). Об­щая чис­лен­ность ок. 375 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на за­пад­но- и цент­раль­но­ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ских язы­ках се­мьи авс­тро­не­зий­ских язы­ков, часть – на во­сточ­но­ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ских и на па­пу­ас­ских язы­ках. Cоставляют ма­лай­скую ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. общ­ность (см. в ст. Ма­лай­цы). До сер. 20 в. И. ино­гда на­зы­ва­ли толь­ко на­се­ле­ние, не под­верг­шее­ся влия­нию инд. и му­сульм. ци­ви­ли­за­ций. В рас­ши­ри­тель­ном зна­че­нии к И. при­чис­ля­ют так­же ко­рен­ное на­се­ле­ние Фи­лип­пин (фи­лип­пин­цы), Тай­ва­ня (т. н. гао­шань), Ма­да­га­ска­ра (ма­ла­га­сий­цы), Вьет­на­ма (ча­мы и ча­мы гор­ные), а так­же го­во­ря­щие на за­пад­но­ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ских язы­ках на­ро­ды Мик­ро­не­зии (па­лау и ча­мор­ро).

2) На­се­ле­ние Ин­до­не­зии, по­ли­эт­нич. на­ция (са­мо­на­зва­ние orang indonesia). Ин­до­нез. са­мо­соз­на­ние для зна­чит. час­ти И. до­ми­ни­ру­ет над эт­ни­че­ским. Чис­лен­ность 235 млн. чел. (2007, оцен­ка). 98% го­во­рят на авс­тро­не­зий­ских язы­ках, в т. ч. 95% – на за­пад­ных (ми­нан­г­ка­бау, ачех, ба­та­ки и др. су­матран­ские на­ро­ды; яван­цы, сун­ды, ба­дуй и тен­ге­ры на Яве; ни­ас­цы, ма­дур­цы, ба­лий­цы, са­са­ки; банд­жа­ры и дая­ки на Ка­ли­ман­та­не; бу­ги­сы, ма­ка­са­ры, го­рон­та­ло, ми­на­хас­цы, то­рад­жи и др. су­ла­ве­сий­ские на­ро­ды), 2,9% – на цент­раль­ных (би­ма-сум­бан­ские на­ро­ды, ти­мор­ские на­ро­ды, юж­но­мо­лукк­ские на­ро­ды), 0,1% – на во­сточ­ных (юж­но­халь­махер­ские и за­пад­но­но­вог­ви­ней­ские на­ро­ды) ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ских язы­ках. Ок. 1% И. го­во­рят на па­пу­ас­ских язы­ках, в т. ч. на язы­ках за­пад­но­но­во­гви­ней­ской фи­лы (в т. ч. се­ве­ро­халь­махер­ские на­ро­ды) и транс­но­во­гви­ней­ской фи­лы (в т. ч. ти­мо­ро-алор­ские на­ро­ды). В со­став И. вхо­дят так­же эт­нич. ди­ас­по­ры ки­тай­цев (в осн. вы­ход­цы из Юж. Ки­тая), ара­бов (в осн. по­том­ки ми­гран­тов 19 – нач. 20 вв. из Хад­ра­мау­та), ин­дий­цев (в осн. та­ми­лы), фи­лип­пин­цев. Всех И. объ­еди­ня­ет вла­де­ние ин­до­не­зий­ским язы­ком. Ко­рен­ные И. пред­став­ле­ны разл. ва­ри­ан­та­ми юж.-ази­ат. мон­го­ло­ид­ной ра­сы, на востоке – ме­тис­ны­ми мон­го­ло­ид­но-ав­ст­ра­ло­ид­ны­ми и мон­го­ло­ид­но-ме­ла­не­зий­ски­ми груп­па­ми, на Но­вой Гви­нее – ме­ла­не­зий­ской нег­ро­ид­ной ра­сой. Ок. 86% И. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, в осн. ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба, 5% – про­тес­тан­ты-ре­фор­ма­ты, 3% – ка­то­ли­ки; есть не­мно­го­числ. груп­па пра­во­слав­ных. Ос­тат­ки ра­нее до­ми­ни­ро­вав­ше­го ин­до-буд­ди­ст­ско­го син­кре­тич. куль­та со­хра­ни­лись сей­час в осо­бой фор­ме ин­ду­из­ма у ба­лий­цев, буд­диз­ма у тен­ге­ров на Вост. Яве (см. Индонезийские синкретические куль­ты). К ин­ду­из­му (ага­ма хин­ду) при­чис­ля­ют так­же тра­диц. ре­ли­гии ба­дуй, ба­та­ков, нгад­жу, то­рад­жей, дая­ков и др. К буд­диз­му в Ин­до­не­зии фор­маль­но от­но­сят так­же мно­го­числ. ре­лиг. со­об­ще­ст­ва ки­тай­цев. Есть так­же по­сле­до­ва­те­ли ба­ха­из­ма, иу­да­из­ма, джай­низ­ма и др.

Про­ник­но­ве­ние авс­тро­не­зий­цев на Ма­лай­ский ар­хи­пе­лаг на­ча­лось в 4–3-м тыс. до н. э. из рай­она Тай­ва­ня и Фи­лип­пин. До­авс­тро­не­зий­ское на­се­ле­ние Ма­лай­ско­го ар­хи­пе­ла­га пред­по­ло­жи­тель­но мог­ло вклю­чать нег­ро­ид­но-ав­ст­ра­ло­ид­ные груп­пы. К об­ще­авс­тро­не­зий­ско­му или ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ско­му уров­ню вос­хо­дят та­кие чер­ты ин­до­нез. куль­ту­ры, как зем­ле­де­лие (вы­ра­щи­ва­ние риса, кор­не­пло­дов, клуб­не­пло­дов, фрук­то­вых куль­тур, ба­на­на, ко­ко­со­вой паль­мы), раз­ве­де­ние сви­ней и кур, ры­бо­лов­ст­во, пря­мо­уголь­ное в пла­не кар­кас­но-стол­бо­вое свай­ное жи­ли­ще, тка­че­ст­во и про­из-во та­пы; лод­ки с ба­лан­си­ром, лук и стре­лы; несколько поз­же на ар­хи­пе­ла­ге по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние стре­ло­ме­та­тель­ная труб­ка (сум­пи­тан). К авс­тро­не­зий­ско­му и ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ско­му на­сле­дию от­но­сят­ся так­же куль­ту­ра ме­га­ли­тов, ин­сти­тут ста­рей­шин (да­ту), культ пред­ков, ша­ма­низм, охо­та за го­ло­ва­ми, ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм, вто­рич­ное за­хо­ро­не­ние, кос­мо­го­нич. мо­дель ми­ра: дву­слой­ная (земля – не­бо в Вост. Ин­до­не­зии) или трёх­слой­ная (небо – земля – во­да в Зап. Ин­до­не­зии). Уже на ран­ней ста­дии авс­тро­не­зий­ских ми­гра­ций скла­ды­ва­ют­ся зап.-ин­до­нез. и вост.-ин­до­нез. лин­гвис­тич. и ис­то­ри­ко-куль­тур­ные ре­гио­ны. Зап. Ин­до­не­зия (Боль­шие Зонд­ские и при­ле­гаю­щие остро­ва, сов­па­даю­щие с тер­ри­то­ри­ей Зонд­ско­го шель­фа, ра­нее со­еди­нён­но­го с ма­те­ри­ком) – зо­на рас­про­стра­не­ния за­пад­но­ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ских язы­ков и ри­со­вод­ст­ва; в Вост. Ин­до­не­зии, или Вал­ла­цее (по име­ни А. Р. Уол­ле­са) (Ма­лые Зонд­ские и Мо­лукк­ские о-ва), рас­про­стра­не­ны цент­раль­но- и во­сточ­но­ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ские, а так­же па­пу­ас­ские язы­ки, вы­ра­щи­ва­ние кор­не­пло­дов и клуб­не­пло­дов, до­бы­ва­ние са­го и др.

Сре­ди И. вы­де­ля­ют­ся неск. хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ных ти­пов. Наи­бо­лее ар­ха­ич­на куль­ту­ра не­мно­го­числ. пле­мён бро­дя­чих охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей, со­хра­няю­щих­ся во внутр. райо­нах боль­ших остро­вов Зап. и Вост. Ин­до­не­зии (ку­бу, лу­бу, аки­ты, ута­ны Су­мат­ры, пу­на­ны Ка­ли­ман­та­на, тоа­ла Юж. Су­ла­ве­си, нуа­у­лу Се­ра­ма, то­гу­тил Халь­махе­ры, гурн­гаи о-вов Ару, ман­ге о-вов Су­ла и др.). Не­ко­то­рые из них об­ла­да­ют нег­ро­ид­ны­ми (ме­ла­не­зий­ски­ми) и ав­ст­ра­ло­ид­ны­ми при­зна­ка­ми, оче­вид­но, вос­хо­дя­щи­ми к до­авс­тро­не­зий­ско­му на­се­ле­нию ар­хи­пе­ла­га. Го­во­рят на эт­но­лек­тах авс­тро­не­зий­ских язы­ков со­сед­них на­ро­дов. К ним близ­ки по куль­ту­ре аэта Фи­лип­пин и асли Ма­лакк­ско­го п-ова. На край­нем вос­то­ке Индонезии – в низ­мен­ных райо­нах Мо­лукк­ских о-вов и Но­вой Гви­неи рас­про­стра­нён хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип до­бы­ва­те­лей са­го (б. ч. юж­но­мо­лукк­ских на­ро­дов и па­пуа­сов). Боль­шин­ст­во на­ро­дов Вост. Ин­до­не­зии (осн. мас­са би­ма-сум­бан­ских и ти­мор­ских, часть юж­но­мо­лукк­ских, се­ве­ро­халь­махер­ских и юж­но­халь­ма­хер­ских на­ро­дов) за­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым воз­де­лы­ва­ни­ем кор­не­пло­дов и клуб­не­пло­дов (та­ро, ямс, позд­нее так­же ма­ни­ок и ба­тат), в ко­ло­ни­аль­ное время – ку­ку­ру­зы.

Свайное жилище ментавайцев.

На­ро­ды Зап. Ин­до­не­зии за­ни­ма­ют­ся в осн. ри­со­вод­ст­вом, рас­про­стра­нив­шим­ся на ар­хи­пе­ла­ге с авс­тро­не­зий­ски­ми ми­гран­та­ми 4–3-го тыс. до н. э. Во внутр. райо­нах боль­ших ост­ро­вов (гайо, часть ба­та­ков и ми­нан­гка­бау на Су­мат­ре, ба­дуй и тен­ге­ры на Яве, дая­ки на Ка­ли­ман­та­не, то­рад­жа, го­рон­та­ло, часть бу­ги­сов на Су­ла­ве­си) и на ря­де ма­лых остро­вов (ни­ас­цы и др.) со­хра­ня­ет­ся руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое воз­де­лы­ва­ние су­хо­доль­но­го ри­са. Уча­ст­ки для по­са­док (ла­данг, ду­сун) рас­чи­ща­ют­ся от ле­са боль­ши­ми те­са­ка­ми (па­ранг), поч­ва рых­лит­ся са­жаль­ны­ми ко­ла­ми, уро­жай со­би­ра­ет­ся жат­вен­ны­ми но­жа­ми. Сла­бо во­вле­чён­ные в ми­ро­вую тор­гов­лю и до нач. 20 в. ис­пы­ты­вав­шие не­зна­чит. внеш­нее влия­ние, под­сеч­ные зем­ле­дель­цы со­хра­ня­ли до сер. 20 в. (не­ко­то­рые – до сих пор) ар­хаи­че­ские чер­ты куль­ту­ры: охо­ту, в т. ч. с сум­пи­та­ном; об­щин­ные до­ма, ук­ра­шен­ные резь­бой, места­ми – боль­шой дом, на­се­ляе­мый пат­ри­ли­ней­ным (дая­ки, ба­та­ки, то­рад­жа, би­ма-сум­бан­ские на­ро­ды и др.) или мат­ри­ли­ней­ным (ми­нан­гка­бау, те­ту­мы) ли­нид­жем; та­туи­ров­ку, чер­не­ние и под­пи­ли­ва­ние зу­бов, же­ва­ние бе­те­ля; ри­ту­аль­ные го­лов­ные убо­ры из перь­ев; куль­ты пред­ков и ду­хов, охо­ту за го­ло­ва­ми, кан­ни­ба­лизм и др.; на Мо­лукк­ских ост­ро­вах до не­дав­не­го вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ли тай­ные сою­зы, свя­зан­ные с чи­сло­вой сим­во­ли­кой.

С сер. 20 в. на­ро­ды, от­но­ся­щие­ся к этим хо­зяй­ст­вен­но-культурным ти­пам, ис­пы­ты­ва­ют силь­ное влия­ние со сто­ро­ны об­ще­ин­до­не­зий­ской куль­ту­ры и втя­ги­ва­ют­ся в со­ци­аль­ное и эко­но­мич. раз­ви­тие стра­ны. В кон. 19 в. на­ча­лось мас­со­вое об­ра­ще­ние их в хри­сти­ан­ст­во, часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния в рам­ках «ин­ду­из­ма»; об­ра­ще­ние в ис­лам, как пра­ви­ло, ве­ло к их ас­си­ми­ля­ции.

Возделывание заливного риса. Ява.

До­ми­ни­рую­щим в Зап. Ин­до­не­зии (яван­цы, сун­ды, ачех, ма­дур­цы, ба­лий­цы, са­са­ки, ма­ка­са­ры, часть ми­нан­гка­бау, ба­та­ков, бу­ги­сов, банд­жа­ров, ма­лай­цев и др.) яв­ля­ет­ся тип па­шен­ных зем­ле­дель­цев, воз­де­лы­ваю­щих рис на за­лив­ных по­лях (са­вах). В ста­рой эт­но­гра­фич. ли­те­ра­ту­ре под­сеч­ных зем­ле­дель­цев на­зы­ва­ли ино­гда «про­то­малай­ца­ми», а пашенных – «дей­те­ро­ма­лай­ца­ми», воз­во­дя их к раз­ным вол­нам ав­стро­не­зий­ских ми­гра­ций; эта ги­по­те­за ны­не не раз­де­ля­ет­ся боль­шин­ст­вом спе­циа­ли­стов. Па­шен­ное за­лив­ное ри­со­вод­ст­во рас­про­стра­ни­лось на круп­ных остро­вах Зап. Ин­до­не­зии во 2–1-м тыс. до н. э. и вклю­чи­ло Ин­до­не­зию в круг ве­ли­ких зем­ле­дельч. ци­ви­ли­за­ций Юго-Вост. и Вост. Азии. Оно обес­пе­чи­ло рез­кий рост на­се­ле­ния и сти­му­ли­ро­ва­ло со­з­да­ние слож­ных форм со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, с на­ча­ла н. э. – го­су­дар­ст­вен­ных об­ра­зо­ва­ний. В то же вре­мя Ин­до­не­зия на­ча­ла ис­пы­ты­вать влия­ние инд. ци­ви­ли­за­ции, рас­про­стра­ня­лась пись­мен­ность на инд. ос­но­ве, про­ни­ка­ли ин­до-буд­ди­ст­ские ре­лиг. сис­те­мы. На­кла­ды­ва­ясь на авс­тро­не­зий­ские ре­лиг. пред­став­ле­ния, они сфор­ми­ро­ва­ли т. н. ин­дуи­зи­ро­ван­ную куль­ту­ру Ну­сан­та­ры, ле­жа­щую в ос­но­ве ин­до­не­зий­ской ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. общ­но­сти. В сред­ние ве­ка яван­ские го­су­дар­ст­ва Ке­ди­ри, Син­га­са­ри, Мад­жа­па­хит (11–16 вв.) рас­про­стра­ни­ли своё влия­ние поч­ти на весь ар­хи­пе­лаг и за­ло­жи­ли тем са­мым бу­ду­щее един­ст­во ин­до­не­зий­цев.

Индонезийская свадьба. Сулавеси.

К 1-му тыс. н. э. сло­жил­ся хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип т. н. тор­го­вых эт­но­сов, к ко­то­рым от­но­сят­ся в пер­вую оче­редь ма­лай­цы, рас­се­лив­шие­ся с на­ча­ла н. э. по ре­гио­ну и кон­тро­ли­ровав­шие, осо­бен­но с воз­ник­но­ве­ни­ем им­пе­рии Шри­вид­жайя (7 в.), тор­го­вые пу­ти. В 17–1-й пол. 19 вв. в Ин­до­не­зии воз­ни­ка­ли мно­го­числ. ма­лай­ские сул­та­на­ты (Па­лем­банг, Джам­би, Си­ак, Ин­д­ра­ги­ри и др.), в рам­ках ко­то­рых скла­ды­ва­лись совр. груп­пы ин­до­не­зий­ских ма­лай­цев. К ма­лай­цам близ­ки по куль­ту­ре «тор­го­вые эт­но­сы» Вост. Ин­до­не­зии – тер­на­тан­цы, ти­дор­цы, бан­дан­цы, часть бу­ги­сов и ма­кас­сар и др. Для «тор­го­вых эт­но­сов» ха­рак­тер­на пид­жи­ни­за­ция и по­сле­дую­щая кре­о­ли­за­ция язы­ков зем­ле­дельч. на­ро­дов, оби­тав­ших во­круг тор­го­вых цен­тров. Этот про­цесс стал од­ним из ис­точ­ни­ков фор­ми­ро­ва­ния ма­лай­ско­го яз., ещё в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье став­ше­го лин­гва-фран­ка на всём ар­хи­пе­ла­ге, что обу­сло­ви­ло соз­да­ние имен­но на его ос­но­ве нац. ин­до­не­зий­ско­го язы­ка.

Женщины ловят рыбу корзинами. Западная Ява.

С мор. тор­гов­лей, а так­же ры­бо­лов­ст­вом свя­зан и хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип бро­дя­чих тор­гов­цев и ры­бо­ло­вов оранг-лау­тов, или бад­жао (бад­жо), ви­ди­мо, так­же вслед­ст­вие экс­пан­сии Шри­вид­жайи рас­се­лив­ших­ся в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье по все­му ар­хи­пела­гу. Па­шен­ные зем­ле­дель­цы, «тор­го­вые эт­но­сы» и оранг-лау­ты ис­по­ве­ду­ют в осн. ис­лам, впер­вые про­ник­ший на Сев. Су­мат­ру в 8–9 вв., но ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся по все­му ар­хи­пе­ла­гу в 15–17 вв. Ос­но­вой их со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции слу­жит сель­ская об­щи­на с би­ла­те­раль­ной кров­но­род­ст­вен­ной мо­де­лью. Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ет­ся со­вре­мен­ная ур­ба­ни­стич. куль­ту­ра.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют неск. эт­нич. общ­но­стей в со­ста­ве И., воз­ник­ших под влия­ни­ем ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­ки ев­роп. дер­жав в 18–20 вв., кон­со­ли­ди­ро­вав­ших не­ко­то­рые общ­но­сти Вост. Ин­до­не­зии на ос­но­ве ев­ро­пеи­зи­ро­ван­ной хри­сти­ан­ской культуры – ам­бон­цы, ми­на­хас­цы, а так­же не­ко­то­рые го­род­ские эт­нич. груп­пы Вост. (напр., ку­панг­цы на Ти­мо­ре) и Зап. (напр., бетави – жи­те­ли ин­до­нез. сто­ли­цы Джа­кар­ты) Ин­до­не­зии.

Зем­ле­дельч. на­ро­ды Ин­до­не­зии раз­во­дят круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот (буй­во­лов, коз), до­маш­нюю пти­цу, не­му­суль­ман­ские на­ро­ды – сви­ней и со­бак, на Ти­мо­ре и ок­ре­ст­ных остро­вах – ло­ша­дей (су­ще­ст­ву­ет ме­ст­ная по­ро­да); со­би­ра­ют са­го, мёд, воск, смо­лы. У боль­шин­ст­ва И. рас­про­стра­не­ны не­сши­тая по­яс­ная одежда – са­ронг, ка­ин, а так­же жен­ские коф­ты с ко­рот­ки­ми рукава­ми – бад­жу, ке­бая; у охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей и у не­ко­то­рых под­сеч­ных зем­ле­дель­цев до не­дав­не­го вре­ме­ни оде­ж­да со­стоя­ла из на­бед­рен­ной по­вяз­ки.

Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция на край­нем за­па­де и на вос­то­ке ареа­ла ос­но­вы­ва­ет­ся на уни­ли­ней­ных эк­зо­гам­ных дес­цент­ных общ­но­стях, сис­те­мы род­ст­ва би­фур­ка­тив­ные (в ос­нов­ном би­фур­ка­тив­но-слит­ные, или иро­кез­ские), на Вост. Су­мат­ре, Ка­ли­ман­та­не, Су­ла­ве­си, Ба­ли, Ломбоке – на ког­нат­ных би­ла­те­раль­ных дес­цент­ных общ­но­стях с ге­не­ра­ци­он­ны­ми сис­те­ма­ми род­ст­ва (ма­лай­ско­го, или га­вай­ско­го ти­па). Раз­ви­ты, осо­бен­но у па­шен­ных ри­со­во­дов, при­клад­ное и изо­бра­зи­тель­ное иск-во (тех­ни­ка ок­ра­ски ткани – ба­тик, икат; кин­жа­лы с из­ви­ваю­щим­ся лезвием – кри­сы; резь­ба по де­ре­ву, кам­ню, юве­лир­ное ис­кус­ст­во, ба­лий­ская скульп­ту­ра и жи­во­пись и др.), те­атр те­ней и пло­ских ко­жа­ных ку­кол (ва­янг), муз. куль­ту­ра (га­ме­лан, час­туш­ки-пан­ту­ны, ев­ро­пеи­зи­ро­ван­ные пес­ни ла­гу-ам­бон, ис­пол­няе­мые под га­вай­скую ги­та­ру, и др.).

Лит.: Stöhr W., Zoetmulder P. Die Religionen Indonesiens. Stuttg.; B., 1965; Blust R. Aus­tronesian culture history: some linguistic infe­rences and their relations to the archaeological record // World Archaeology. 1976. Vol. 8. № 1; The flow of life. Essays on Eastern Indo­nesia. Camb., 1980; Ре­ву­нен­ко­ва Е. В. На­ро­ды Ма­лай­зии и За­пад­ной Ин­до­не­зии. Не­ко­то­рые ас­пек­ты ду­хов­ной куль­ту­ры. M., 1980; она же. Миф. Об­ряд. Ре­ли­гия. Не­ко­то­рые ас­пек­ты про­бле­мы на ма­те­риа­ле на­ро­дов Ин­до­не­зии. М., 1992; Бел­лвуд П. По­ко­ре­ние че­ло­ве­ком Ти­хо­го океа­на. М., 1986; Ка­лен­дар­ные обы­чаи и об­ря­ды на­ро­дов Юго-Вос­точ­ной Азии. Го­до­вой цикл. М., 1993; Куль­ту­ра на­ро­дов Океа­нии и Юго-Вос­точ­ной Азии. СПб., 1995; Ин­до­не­зия, Ма­лай­зия, Фи­лип­пи­ны: Сб. ма­те­риа­лов по куль­ту­ре Ну­сан­та­ры, 1994/95 акад. год. СПб., 1995; Куль­ту­ра стран Ма­лай­ско­го ар­хи­пе­ла­га: Ин­до­не­зия, Ма­лай­зия, Фи­лип­пи­ны: Сб. ма­те­риа­лов по куль­ту­ре Ну­сан­та­ры, 1996/97 акад. год. СПб., 1997; Tribal communities in the Malay world. Singapore, 2002.

Вернуться к началу