МАКАСА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКАСА́РЫ (самоназвание – ту мангкасара), один из сулавесийских народов в Индонезии (пров. Юж. Сулавеси). Живут в осн. на юге Юж. п-ова о. Сулавеси. Численность 2 млн. чел. (2009, оценка). Говорят на макасарском яз. (тена), вместе с бентонгским (тонтхиан), конджо и салаярским языками образующим макасарскую группу юж. ветви сулавесийских языков. Диалекты: собственно макасар (гоа, гова, лакиунг), марос-пангкеп, туратеа. Письменность с сер. 20 в. – на основе лат. алфавита; сохраняется бугисско-макасарское слоговое письмо (лонтара). В прошлом было распространено также араб. письмо. М. – мусульмане-сунниты.
По происхождению и культуре близки к бугисам и тораджам. С древности участвовали в межостровной торговле, в 16–17 вв. существовал макасарский султанат Гова. Традиц. культура типична для пашенных земледельцев Индонезии (см. в ст. Индонезийцы). Осн. занятие – поливное рисосеяние. Мн. М. заняты в рыболовстве, значительна прослойка гор. интеллигенции. Поселения линейной планировки, от 50 до 200 хозяйств и более. Традиц. жилище – свайный большой дом с седлообразной крышей.
В основе социальной организации – билатеральные родств. группы; чем престижнее группа, тем более она тяготеет к эндогамности и территориальной целостности. Сохраняется сословно-кастовое деление на аристократов (ана караенг ри роа – «дети правителя Гова»), свободных общинников (ту марадека – «свободные люди») и потомков рабов (ата). Высший слой аристократов образует эндогамную касту, связанную кросскузенными браками. Свободные общинники и рабы не эндогамны, и среди них господствуют браки с кузенами 2-й и 3-й степени. Распространена полигиния. Аристократ берёт в качестве 1-й жены женщину из менее престижной группы, а в качестве 2-й жены – женщину из равноправной ему группы. Брачное поселение в осн. уксорилокальное. Система терминов родства смешанного бифуркативно-бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту, причём аристократы пользуются терминами, отличными от терминов, распространённых среди свободных общинников. Термины делятся на референтивные и вокативные. Сохраняется богатая доисламская обрядность, хранителями которой выступают жрецы «биссу». Развиты муз.-танцевальные традиции, инструментальное музицирование. Мужские танцы пабатте пассапу сопровождаются ансамблем барабанов и идиофонов (гонг, тарелки канчинг, бамбуковые палочки сиа-сиа, или лае-лае, и др.).