ТОРА́ДЖИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОРА́ДЖИ (тораджа; от бугийского «то-риаджа» – горцы), группа сулавесийских народов во внутр. областях Зап. Сулавеси (Индонезия). Делятся на юж. Т. (таэ, саданг; округа́ Тана-Тораджа и Сев. Тораджа на северо-западе пров. Юж. Сулавеси; 920 тыс. чел.), мамаса (окр. Мамаса на юго-востоке пров. Зап. Сулавеси; 140 тыс. чел.), калумпанг (макки; р-н Калумпанг на юго-востоке окр. Мамуджу в пров. Зап. Сулавеси; 20 тыс. чел.) и талондо (р-н Бонехау в окр. Мамуджу; 1,5 тыс. чел.). Говорят на языках сев. группы южносулавесийских языков (см. в ст. Сулавесийские языки). На языках юж. Т. и мамаса существует письменность на основе лат. графики, яз. южных Т. преподаётся в школах. В осн. реформаты (Церковь тораджей, Церковь тораджей мамаса), есть мусульмане-сунниты и последователи традиц. культа алук-то-доло («путь предков»), официально признанного как вариант индуизма.
Традиц. культура типична для возделывателей суходольного риса (см. в ст. Индонезийцы). До нач. 20 в. вели изолиров. образ жизни. Занимались подсечно-огневым земледелием, разведением буйволов, охотой и рыболовством. Делились на знать, простых общинников и рабов. Счёт родства билатеральный, социальный статус наследовался по материнской линии. Брак в осн. уксорилокальный. Традиц. поселения (некоторые существуют до нескольких сотен лет) линейной планировки. Свайные дома (бануа, у знати – тонгконан, букв. – место для сидения) с массивной седлообразной крышей с выступающим коньком; стены покрыты раскрашенной резьбой, фронтон украшен черепом буйвола. Каждый тонгконан символизирует линидж; гл. тонгконан деревни (тонгконан лаюк) принадлежит линиджу её основателя. Традиц. религия – культ предков, верховного божества-демиурга Пуанг Матуа и др. Ритуалами руководят жрецы (минаа). Погребение знатного человека сопровождается танцами, петушиными боями, жертвоприношением множества буйволов и свиней; ритуал может занимать неск. дней и проводиться спустя неск. лет после смерти (в этот период покойник хранится под полом тонгконана). Умерших погребают в дерев. ящиках на скальных обрывах или в родовых склепах в пещерах, у входа помещают резные портретные изображения умерших в натуральную величину (тау-тау); черепа и кости от прежних погребений укладывают рядами. Во время поминальной церемонии Ма-нене (в конце лета) покойникам меняют одежду.
С нач. 20 в. часть Т. была насильственно переселена на равнину, переходит к орошаемому рисоводству. Христианство особенно быстро распространяется в сер. 20 в., под влиянием агрессии исламистов Юж. Сулавеси (бугисов и макасаров). Совр. Т. сохраняют мифологию (о приходе предков с неба и др.), фольклор, традиц. ритуалы, ремёсла.