Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАТА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 97

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов; Е. М. Гороховик (устное творчество)

БАТА́КИ (са­мо­на­зва­ние – ба­так; ин­до­нез. оранг-ба­так, оранг-та­па­ну­ли), эт­нич. общ­ность в Ин­до­не­зии. Тра­ди­ци­он­но оби­та­ют в рай­оне плос­ко­го­рья Ба­так и к югу от не­го на о. Су­мат­ра (пров. Сев. Су­мат­ра). Вклю­ча­ют груп­пы: юж­ные Б. – то­ба (о. Са­мо­сир и к вос­то­ку, югу и за­па­ду от оз. То­ба – 2,5 млн. чел., нач. 21 в., оцен­ка), ан­гко­ла, или ана­ко­ла (к югу от то­ба в рай­оне г. Си­пи­рок – 924 тыс. чел.), ман­дай­линг (к югу от ан­гко­ла – 470 тыс. чел.); се­вер­ные Б. – даи­ри (в рай­оне г. Си­ди­ка­ланг, к се­ве­ро-за­па­ду от оз. То­ба – 1,6 млн. чел., вклю­чая под­груп­пу пак­пак), ка­ро (к се­ве­ру от оз. То­ба – 740 тыс. чел.), алас (в рай­оне г. Ку­та­ча­не и к се­ве­ру-се­ве­ро-вос­то­ку от г. Та­пак­ту­ан – 94 тыс. чел.; на­хо­дят­ся под влия­ни­ем гайо); а так­же си­ма­лун­гун, си­ма­лун­ган, или ти­мур (к се­ве­ро-вос­то­ку от озера То­ба – 1,2 млн. чел.). В 20 в. тоба-Б. рас­се­ли­лись ши­ро­ко в го­ро­дах ост­ро­вов Су­мат­ра и Ява. Ба­так­ские язы­ки от­но­сят­ся к зап. вет­ви ма­лай­ско-по­ли­нез. под­се­мьи авс­тро­не­зий­ских язы­ков (см. Ин­до­не­зий­ские язы­ки). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та; со­хра­ня­ет­ся тра­диц. пись­мо на паль­мо­вых лис­тах на ос­но­ве юж.-инд. ал­фа­ви­та, близ­кое к фи­лип­пин­ско­му, бу­гий­ско-ма­ка­сар­ско­му и ред­жанг­ско­му. Боль­шин­ст­во то­ба, даи­ри, ка­ро, си­ма­лун­гун и пак­пак – хри­стиа­не, в осн. лю­те­ра­не (Ба­так­ская про­тес­тант­ская хри­сти­ан­ская цер­ковь), а так­же каль­ви­ни­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки и ка­то­ли­ки; боль­шин­ст­во алас, ман­дай­линг и анг­ко­ла – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба; есть при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Деревня тоба-батаков.

Б. – ко­рен­ное на­се­ле­ние Сев. Су­мат­ры, ти­пич­ные пред­ста­ви­те­ли др.-ин­до­нез. (про­то­ма­лай­ской) куль­ту­ры (см. в ст. Ин­до­не­зий­цы). Ис­пы­та­ли влия­ние ин­дуи­ст­ских кня­жеств Явы и Су­мат­ры (Шри­вид­жайа, Мад­жа­па­хит и др.). До 19 в. внеш­ние кон­так­ты бы­ли ми­ни­маль­ны. В нач. 19 в. ман­дай­линг вос­при­ня­ли от ми­нан­гка­бау ис­лам, с сер. 19 в. сре­ди то­ба и ан­гко­ла ста­ли дей­ст­во­вать про­тес­тант­ские мис­сии; хри­стиа­ни­за­ция ка­ро на­ча­лась толь­ко в 1930-х гг. У си­ма­лун­гун и ман­дай­линг в 19 в. скла­ды­ва­ют­ся во­ж­де­ст­ва. Ока­зы­ва­ли ожес­то­чён­ное со­про­тив­ле­ние голл. ко­ло­ни­за­ции (1833–1908). С кон. 19 – нач. 20 вв. Б. вос­при­ни­ма­ют об­ще­ин­до­не­зий­скую и ев­роп. куль­ту­ру. К сер. 20 в. пре­вра­ти­лись в один из наи­бо­лее со­ци­аль­но ак­тив­ных и раз­ви­тых на­ро­дов Ин­до­не­зии, среди них много пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции, по­ли­ти­ков, свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (в до­ли­нах в рай­оне оз. То­ба – за­лив­ной рис, на плос­ко­го­рье и скло­нах гор – су­хо­доль­ный); раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та, ло­ша­дей, ры­бо­лов­ст­во, ре­мёс­ла (резь­ба по де­ре­ву, об­ра­бот­ка же­ле­за, ме­ди, из­го­тов­ле­ние ло­док, ке­ра­ми­ки, пле­те­ние; жен­щи­ны ткут тка­ни-уло­сы, ок­ра­шен­ные в чёр­ный или си­ний цвет; из­вест­на ри­ту­аль­ная ка­мен­ная скульп­ту­ра), тор­гов­ля с сев. по­бе­режь­ем Су­мат­ры. Пат­ри­ли­ней­ные ли­ни­д­жи объ­е­ди­ня­ют­ся в родств. груп­пы (мар­га); об­щи­на (ху­та) управ­ля­ет­ся вы­бор­ным со­ве­том из пред­ста­ви­те­лей жи­ву­щих в ней мар­га, воз­глав­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­лем ли­ди­рую­щей мар­га пер­во­по­се­лен­цев (мар­га-рад­жа); к ней же при­над­ле­жа­ли жре­цы-да­ту (ат­ри­бут – ма­ги­чес­кий жезл). Бра­ки ре­гу­ли­ро­ва­лись нор­ма­ми кольцевого кон­ну­биу­ма. Со­хра­ня­ют­ся боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, оби­таю­щие в боль­ших до­мах, ле­ви­рат, со­ро­рат, пред­поч­ти­тель­ные кросс­ку­зен­ные бра­ки, у то­ба – де­ле­ние на фрат­рии (Сум­ба и Лон­тунг); до 1920-х гг. су­щест­во­ва­ли пат­ри­ар­халь­ное раб­ст­во, охо­та за го­ло­ва­ми, ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм, кре­ма­ция по­кой­ни­ков в по­гре­баль­ных баш­нях (у ка­ро), по­втор­ные по­гре­бе­ния. Тра­диц. по­се­ле­ние на­счи­ты­ва­ет 5–20 боль­ших до­мов (свай­ных, кар­кас­ных с сед­ло­об­раз­ной кры­шей; сваи и бал­ки ук­ра­ше­ны резь­бой, ви­ло­об­раз­ные конь­ки – ро­га­ми буй­во­ла; внутр. пе­ре­го­род­ки из ци­но­вок), име­ет об­щин­ный дом (со­по). Тра­диц. куль­ты – пред­ков и ду­хов. Прак­ти­ко­ва­лись та­туи­ров­ка, чер­не­ние и под­пи­ли­ва­ние зу­бов, жерт­во­при­но­ше­ния, ри­ту­аль­ный об­мен да­ра­ми ме­ж­ду бра­чую­щи­ми­ся ли­нид­жа­ми, со­про­во­ж­даю­щий­ся ри­ту­аль­ны­ми тан­ца­ми тор­тор; со­хра­ня­ет­ся об­шир­ный пан­те­он с ин­дуи­зи­ро­ван­ны­ми име­на­ми бо­гов.

Исполнители танца си-галли-галли на площади перед общинным домом.

Уст­ное творчество (му­зы­ка и та­нец) тес­но свя­за­но с ри­ту­аль­ной прак­ти­кой. Спе­ци­фич. вид со­хра­ня­ют це­ре­мо­ни­аль­ная му­зы­ка и та­нец тор­тор, ла­мен­та­ции ман­ган­дунг (у то­ба), ре­чи­та­ции ми­фов (о пер­во­че­ло­ве­ке Си Рад­жа Ба­та­ку, про­ис­хож­де­нии ма­ги­чес­ких жез­лов и др.), ли­нидж­ных ге­неа­ло­гий, сва­деб­ные и по­гре­баль­ные ре­чи­та­ции, сло­вес­ные со­стя­за­ния, «тан­цы одер­жи­мо­сти» и др. Му­зы­кан­ты поль­зу­ют­ся боль­шим ува­же­нием и сле­ду­ют оп­ре­де­лён­но­му ко­дек­су по­ве­де­ния; со­глас­но тра­диц. пред­став­ле­ни­ям, му­зы­кант яв­ля­ет­ся по­сред­ни­ком ме­ж­ду ми­ром лю­дей и ду­хов.

Наи­бо­лее раз­ви­то ан­самб­ле­вое му­зи­ци­ро­ва­ние. Су­ще­ст­ву­ют сход­ные ме­ж­ду со­бой тра­ди­ции гон­данг (у то­ба, си­ма­лун­гун и ан­гко­ла), гор­данг (у ман­дай­линг) и ген­де­ранг (у пак­пак); в со­став ан­самб­ля обыч­но вхо­дят на­бор из 5 ба­ра­ба­нов (та­га­нинг), боль­шой ба­ра­бан (гор­данг), го­бой (са­ру­не) и 4 гон­га (огунг). Та­кие ан­самб­ли уча­ст­ву­ют в ри­туа­лах, свя­зан­ных с тра­диц. ве­ро­ва­ния­ми, зву­чат при бра­ко­со­че­та­ни­ях, по­гре­бе­ни­ях, на празд­ни­ке при­свое­ния име­ни ре­бён­ку, при че­ст­во­ва­нии ста­рей­ших чле­нов се­мьи. От них от­ли­ча­ет­ся тра­ди­ция ген­данг (у ка­ро); в со­ста­ве ан­самб­ля – го­бой мень­ших раз­ме­ров и неск. раз­ных ба­ра­ба­нов. Ан­самбль ген­данг со­про­во­ж­да­ет та­нец гу­ро-гу­ро арон (при­уро­чен к празд­ни­ку сбо­ра уро­жая), зву­чит во вре­мя тан­це­валь­ных фес­ти­ва­лей, ко­то­рые уст­раи­ва­ет цер­ковь ли­бо гос. и об­ществ. ор­га­ни­за­ции. Для лич­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния, как пра­ви­ло, свя­зан­но­го с ри­туа­лом (напр., при­во­рот), ис­поль­зу­ют­ся лют­ня ха­са­пи (куль­ча­пи), бам­бу­ко­вая флей­та сур­дам, бам­бу­ко­вая цит­ра ке­тенг-ке­тенг (ке­тук). В кон. 20 – нач. 21 вв. уст­ная куль­ту­ра Б. мо­дер­ни­зи­ру­ет­ся, му­зы­ка и та­нец ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в ин­ду­ст­рии ту­риз­ма и раз­вле­че­ний (мн. тра­диц. ком­по­зи­ции су­ще­ст­ву­ют в по­пу­ляр­ных вер­си­ях). Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ла груп­па проф. му­зы­кан­тов, ко­то­рую ор­га­ни­зо­вал то­ба Дже­фар Лум­бан Га­ол (р. 1963).

Б. – так­же назв. од­ной из групп аэта.

Лит.: Vergouwen J. C. The social organisation and customary law of the Toba-Batak of Nor­thern Sumatra. The Hague, 1964; Ма­ре­тин Ю. В. Ба­та­ки – на­род­ность Се­вер­ной Су­мат­ры // Стра­ны и на­ро­ды Вос­то­ка. М., 1968. Вып. 6: Стра­ны и на­ро­ды бас­сей­на Ти­хо­го океа­на; Singarimbun M. Kinship, descent and alliance among the Karo Batak. Berk.; L., 1975; Cultures and societies of North Sumatra. B., 1986; Schnitger F. M. Forgotten kingdoms in Sumatra. 4th ed. Singapore; Oxf., 1989; Sibeth A. The Batak: рeoples of the island of Sumatra. L., 1991; Rae S. Breath becomes the wind: old and new in Karo religion. Dunedin, 1994.

Вернуться к началу