БАТА́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАТА́КИ (самоназвание – батак; индонез. оранг-батак, оранг-тапанули), этнич. общность в Индонезии. Традиционно обитают в районе плоскогорья Батак и к югу от него на о. Суматра (пров. Сев. Суматра). Включают группы: южные Б. – тоба (о. Самосир и к востоку, югу и западу от оз. Тоба – 2,5 млн. чел., нач. 21 в., оценка), ангкола, или анакола (к югу от тоба в районе г. Сипирок – 924 тыс. чел.), мандайлинг (к югу от ангкола – 470 тыс. чел.); северные Б. – даири (в районе г. Сидикаланг, к северо-западу от оз. Тоба – 1,6 млн. чел., включая подгруппу пакпак), каро (к северу от оз. Тоба – 740 тыс. чел.), алас (в районе г. Кутачане и к северу-северо-востоку от г. Тапактуан – 94 тыс. чел.; находятся под влиянием гайо); а также сималунгун, сималунган, или тимур (к северо-востоку от озера Тоба – 1,2 млн. чел.). В 20 в. тоба-Б. расселились широко в городах островов Суматра и Ява. Батакские языки относятся к зап. ветви малайско-полинез. подсемьи австронезийских языков (см. Индонезийские языки). Письменность на основе лат. алфавита; сохраняется традиц. письмо на пальмовых листах на основе юж.-инд. алфавита, близкое к филиппинскому, бугийско-макасарскому и реджангскому. Большинство тоба, даири, каро, сималунгун и пакпак – христиане, в осн. лютеране (Батакская протестантская христианская церковь), а также кальвинисты, пятидесятники и католики; большинство алас, мандайлинг и ангкола – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба; есть приверженцы традиц. верований.
Б. – коренное население Сев. Суматры, типичные представители др.-индонез. (протомалайской) культуры (см. в ст. Индонезийцы). Испытали влияние индуистских княжеств Явы и Суматры (Шривиджайа, Маджапахит и др.). До 19 в. внешние контакты были минимальны. В нач. 19 в. мандайлинг восприняли от минангкабау ислам, с сер. 19 в. среди тоба и ангкола стали действовать протестантские миссии; христианизация каро началась только в 1930-х гг. У сималунгун и мандайлинг в 19 в. складываются вождества. Оказывали ожесточённое сопротивление голл. колонизации (1833–1908). С кон. 19 – нач. 20 вв. Б. воспринимают общеиндонезийскую и европ. культуру. К сер. 20 в. превратились в один из наиболее социально активных и развитых народов Индонезии, среди них много представителей интеллигенции, политиков, священнослужителей.
Осн. традиц. занятие – пашенное земледелие (в долинах в районе оз. Тоба – заливной рис, на плоскогорье и склонах гор – суходольный); разведение крупного рогатого скота, лошадей, рыболовство, ремёсла (резьба по дереву, обработка железа, меди, изготовление лодок, керамики, плетение; женщины ткут ткани-улосы, окрашенные в чёрный или синий цвет; известна ритуальная каменная скульптура), торговля с сев. побережьем Суматры. Патрилинейные линиджи объединяются в родств. группы (марга); община (хута) управляется выборным советом из представителей живущих в ней марга, возглавляется представителем лидирующей марга первопоселенцев (марга-раджа); к ней же принадлежали жрецы-дату (атрибут – магический жезл). Браки регулировались нормами кольцевого коннубиума. Сохраняются большесемейные общины, обитающие в больших домах, левират, сорорат, предпочтительные кросскузенные браки, у тоба – деление на фратрии (Сумба и Лонтунг); до 1920-х гг. существовали патриархальное рабство, охота за головами, ритуальный каннибализм, кремация покойников в погребальных башнях (у каро), повторные погребения. Традиц. поселение насчитывает 5–20 больших домов (свайных, каркасных с седлообразной крышей; сваи и балки украшены резьбой, вилообразные коньки – рогами буйвола; внутр. перегородки из циновок), имеет общинный дом (сопо). Традиц. культы – предков и духов. Практиковались татуировка, чернение и подпиливание зубов, жертвоприношения, ритуальный обмен дарами между брачующимися линиджами, сопровождающийся ритуальными танцами тортор; сохраняется обширный пантеон с индуизированными именами богов.
Устное творчество (музыка и танец) тесно связано с ритуальной практикой. Специфич. вид сохраняют церемониальная музыка и танец тортор, ламентации мангандунг (у тоба), речитации мифов (о первочеловеке Си Раджа Батаку, происхождении магических жезлов и др.), линиджных генеалогий, свадебные и погребальные речитации, словесные состязания, «танцы одержимости» и др. Музыканты пользуются большим уважением и следуют определённому кодексу поведения; согласно традиц. представлениям, музыкант является посредником между миром людей и духов.
Наиболее развито ансамблевое музицирование. Существуют сходные между собой традиции гонданг (у тоба, сималунгун и ангкола), горданг (у мандайлинг) и гендеранг (у пакпак); в состав ансамбля обычно входят набор из 5 барабанов (таганинг), большой барабан (горданг), гобой (саруне) и 4 гонга (огунг). Такие ансамбли участвуют в ритуалах, связанных с традиц. верованиями, звучат при бракосочетаниях, погребениях, на празднике присвоения имени ребёнку, при чествовании старейших членов семьи. От них отличается традиция генданг (у каро); в составе ансамбля – гобой меньших размеров и неск. разных барабанов. Ансамбль генданг сопровождает танец гуро-гуро арон (приурочен к празднику сбора урожая), звучит во время танцевальных фестивалей, которые устраивает церковь либо гос. и обществ. организации. Для личного музицирования, как правило, связанного с ритуалом (напр., приворот), используются лютня хасапи (кульчапи), бамбуковая флейта сурдам, бамбуковая цитра кетенг-кетенг (кетук). В кон. 20 – нач. 21 вв. устная культура Б. модернизируется, музыка и танец широко распространены в индустрии туризма и развлечений (мн. традиц. композиции существуют в популярных версиях). Широкую известность получила группа проф. музыкантов, которую организовал тоба Джефар Лумбан Гаол (р. 1963).
Б. – также назв. одной из групп аэта.