Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЭ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 610

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Станюкович

АЭ́ТА (та­галь­ское, исп. – нег­ри­то), груп­па на­ро­дов на Фи­лип­пи­нах. Включает аг­та, ай­та, ал­та, ар­та, ата, ати, ат­та, ба­так, ма­ма­нуа (самоназвания) и др. На­се­ля­ют внутр. го­ри­стые и лес­ные рай­оны о-вов Лу­сон, Мин­да­нао, Па­ла­ван, Нег­рос, Се­бу, Па­най. Чис­лен­ность 32,7 тыс. чел. (2002, оцен­ка). От­но­сят­ся к нег­ри­тос­ско­му ва­ри­ан­ту ме­ла­не­зий­ской ра­сы. Язы­ки вхо­дят в разл. груп­пы фи­лип­пин­ских язы­ков ав­ст­ро­не­зий­ской се­мьи (чис­лен­ность но­си­те­лей от 11 до 15 тыс. чел.); ряд язы­ков име­ет диа­лек­ты. Мн. А. пе­ре­шли на язы­ки со­сед­них на­ро­дов. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. куль­тов, часть – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, пя­ти­де­сят­ни­ки, бап­тис­ты, по­сле­до­ва­те­ли Хри­сти­ан­ско­го и мис­сио­нер­ско­го аль­ян­са и др.).

Женщины-охотницы аэта в засаде поджидают дичь, которую гонят загонщики. Провинция Кагаян (сев. Лусон). Фото П. Б. Гриффина. 1982.

А. – по­том­ки древ­ней­ше­го на­се­ле­ния Фи­лип­пин. Тра­диционные за­ня­тия – охо­та (ди­кие сви­ньи, оле­ни, обезь­я­ны), ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во. Не­боль­шие под­виж­ные груп­пы со­стоя­ли из не­сколь­ких, обыч­но род­ст­вен­ных, се­мей во гла­ве с груп­пой стар­ших муж­чин. Счёт род­ст­ва – би­ла­те­раль­ный. Жен­щи­ны поль­зо­ва­лись рав­но­пра­ви­ем (в т. ч. уча­ст­во­ва­ли в охо­те). Жи­ли­ще – вет­ро­вой за­слон на бам­бу­ко­вом или ро­тан­го­вом кар­ка­се, кры­том паль­мо­вы­ми и ба­на­но­вы­ми ли­сть­я­ми и тра­вой; во вре­мя до­ж­дя бам­бу­ко­вый пол кре­пит­ся на выс. до 0,5 м. За­сло­ны рас­по­ло­же­ны по кра­ям круг­лой или квад­рат­ной рас­чи­щен­ной от ле­са пло­щад­ки, центр ко­то­рой слу­жит для тан­цев и ри­туа­лов. Осн. ору­жие – лук, у ба­та­ков рас­про­стра­не­на стре­ло­ме­та­тель­ная труб­ка. Раз­ви­та уни­каль­ная тех­ни­ка дву­сто­рон­не­го пле­те­ния (ци­нов­ки, ут­варь), в про­шлом – из­го­тов­ле­ние та­пы и хо­лод­ная ков­ка же­ле­за. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка с кон­цом, про­пу­щен­ным ме­ж­ду ног, жен­ская – за­паш­ная юб­ка из та­пы. Ук­ра­ше­ния – руч­ные и нож­ные брас­ле­ты из ро­тан­га, ка­бань­их клы­ков, ор­на­мен­ти­ро­ван­ные греб­ни и но­со­вые пла­сти­ны из бам­бу­ка. Стре­лы ук­ра­ша­ют­ся про­ца­ра­пан­ным ор­на­мен­том и в тех­ни­ке ре­зерв­но­го ок­ра­ши­ва­ния (воск, са­жа). Из­вест­на ска­ри­фи­ка­ция, чер­не­ние зу­бов, же­ва­ние бе­те­ля. Осн. ри­туа­лы – охот­ни­чьи, жиз­нен­но­го цик­ла, ша­ман­ст­во. Фольк­лор: за­гад­ки, ми­фы, ле­ген­ды, эпос. Ра­про­ст­ра­не­но ан­ти­фон­ное пе­ние (иг­ро­вые, ри­ту­аль­ные пес­ни), ми­ми­че­ские тан­цы (ими­та­ция сбо­ра мё­да, охо­ты, во­ин­ско­го по­един­ка и т. д.), у груп­пы ду­ма­гат в рай­оне г. Ка­си­гу­ран на Лу­со­не – осо­бый вид ри­ту­аль­но­го гор­ло­во­го пе­ния (аб­лон) с ле­чеб­ны­ми функ­ция­ми. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – но­со­вая флей­та, муз. лук, гонг, вар­ган, ги­та­ра.

Со­вре­мен­ные А. со­вме­ща­ют охо­ту и со­би­ра­тель­ст­во с под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, ра­бо­той по най­му, тор­гу­ют про­дук­та­ми ле­са, пле­тё­ны­ми из­де­лия­ми. Как пред­ста­ви­те­ли эт­нич. мень­шинств, А. име­ют пре­иму­ществ. пра­ва на тор­гов­лю лес­ны­ми про­дук­та­ми (в пер­вую оче­редь ро­тан­гом) и тео­ре­ти­че­ски – пра­ва на зем­лю, для осу­ще­ст­в­ле­ния ко­то­рых им не хва­та­ет пра­во­вых зна­ний. Вы­со­кая смерт­ность сре­ди А. обу­слов­ле­на ут­ра­той охот­ничь­их уго­дий и раз­ру­ше­ни­ем тра­диц. об­раза жиз­ни. Пе­ре­ход к осед­ло­сти вы­зы­ва­ет са­ни­тар­ные, эпи­де­мио­ло­гич. и др. про­бле­мы (так, вве­де­ние на­плеч­ной одеж­ды, ко­то­рая в ус­ло­ви­ях тро­пи­ков прак­ти­че­ски все­гда ос­та­ёт­ся влаж­ной, способствует рас­про­стра­не­нию ту­бер­ку­лё­за).

Изу­че­ние А. сыг­ра­ло боль­шую роль в ис­то­рии ан­тро­по­ло­гии и по­слу­жи­ло ос­но­вой тео­ре­тич. по­ло­же­ний Р. Вир­хо­ва, Н. Н. Мик­лу­хо-Мак­лая, В. Шмид­та, П. фон Ше­бе­сты, П. Б. Гриф­фи­на и А. Эс­тио­ко-Гриф­фин (про­ис­хо­ж­де­ние и рас­се­ле­ние че­ло­ве­че­ст­ва, про­ис­хо­ж­де­ние ре­ли­гии, пра­мо­но­те­из­ма тео­рия, по­ло­вое раз­де­ле­ние тру­да в до­зем­ле­дельч. об­ще­ст­вах и др.).

Лит.: Schebesta P. Die Negrito Asiens. W., 1952–1957. Vol. 1–2; The Agta of northeastern Luzon: recent stu­dies. Cebu City, 1985; Мик­лу­хо-Мак­лай Н. Н. О па­пуа­сах (нег­ри­то­сах) на ост­ро­ве Лю­цо­не // Мик­лу­хо-Мак­лай Н. Н. Собр. соч. М., 1994. Т. 4; Ста­ню­ко­вич М. В. Фи­лип­пин­ские нег­ри­то че­рез сто лет по­сле Мик­лу­хо-Мак­лая // Вы­даю­щий­ся пу­те­ше­ст­вен­ник и гу­ма­нист. СПб., 1996; Early J., Headland Th. N. Po­pulation dynamics of a Philippine rain forest people. Gaineville, 1998; Nanang: I Taguwasi anna I Innawagan: an Agta Negrito epic chanted by Baket Anag. Suita, 2001; What place for hunter-gatherers in mil­lennium three? Dallas, 2002; The abduction and wedding of two Negrito maidens (sung by Baket Anag of Maraburab, Alcala, Cagayan, Philippines). Suita, 2003.

Вернуться к началу