АЭ́ТА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЭ́ТА (тагальское, исп. – негрито), группа народов на Филиппинах. Включает агта, айта, алта, арта, ата, ати, атта, батак, мамануа (самоназвания) и др. Населяют внутр. гористые и лесные районы о-вов Лусон, Минданао, Палаван, Негрос, Себу, Панай. Численность 32,7 тыс. чел. (2002, оценка). Относятся к негритосскому варианту меланезийской расы. Языки входят в разл. группы филиппинских языков австронезийской семьи (численность носителей от 11 до 15 тыс. чел.); ряд языков имеет диалекты. Мн. А. перешли на языки соседних народов. Придерживаются традиц. культов, часть – христиане (католики, пятидесятники, баптисты, последователи Христианского и миссионерского альянса и др.).
А. – потомки древнейшего населения Филиппин. Традиционные занятия – охота (дикие свиньи, олени, обезьяны), рыболовство, собирательство. Небольшие подвижные группы состояли из нескольких, обычно родственных, семей во главе с группой старших мужчин. Счёт родства – билатеральный. Женщины пользовались равноправием (в т. ч. участвовали в охоте). Жилище – ветровой заслон на бамбуковом или ротанговом каркасе, крытом пальмовыми и банановыми листьями и травой; во время дождя бамбуковый пол крепится на выс. до 0,5 м. Заслоны расположены по краям круглой или квадратной расчищенной от леса площадки, центр которой служит для танцев и ритуалов. Осн. оружие – лук, у батаков распространена стрелометательная трубка. Развита уникальная техника двустороннего плетения (циновки, утварь), в прошлом – изготовление тапы и холодная ковка железа. Традиц. мужская одежда – набедренная повязка с концом, пропущенным между ног, женская – запашная юбка из тапы. Украшения – ручные и ножные браслеты из ротанга, кабаньих клыков, орнаментированные гребни и носовые пластины из бамбука. Стрелы украшаются процарапанным орнаментом и в технике резервного окрашивания (воск, сажа). Известна скарификация, чернение зубов, жевание бетеля. Осн. ритуалы – охотничьи, жизненного цикла, шаманство. Фольклор: загадки, мифы, легенды, эпос. Рапространено антифонное пение (игровые, ритуальные песни), мимические танцы (имитация сбора мёда, охоты, воинского поединка и т. д.), у группы думагат в районе г. Касигуран на Лусоне – особый вид ритуального горлового пения (аблон) с лечебными функциями. Муз. инструменты – носовая флейта, муз. лук, гонг, варган, гитара.
Современные А. совмещают охоту и собирательство с подсечно-огневым земледелием, работой по найму, торгуют продуктами леса, плетёными изделиями. Как представители этнич. меньшинств, А. имеют преимуществ. права на торговлю лесными продуктами (в первую очередь ротангом) и теоретически – права на землю, для осуществления которых им не хватает правовых знаний. Высокая смертность среди А. обусловлена утратой охотничьих угодий и разрушением традиц. образа жизни. Переход к оседлости вызывает санитарные, эпидемиологич. и др. проблемы (так, введение наплечной одежды, которая в условиях тропиков практически всегда остаётся влажной, способствует распространению туберкулёза).
Изучение А. сыграло большую роль в истории антропологии и послужило основой теоретич. положений Р. Вирхова, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. Шмидта, П. фон Шебесты, П. Б. Гриффина и А. Эстиоко-Гриффин (происхождение и расселение человечества, происхождение религии, прамонотеизма теория, половое разделение труда в доземледельч. обществах и др.).