Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАМОНОТЕИ́ЗМА ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 385

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Зубов

ПРАМОНОТЕИ́ЗМА ТЕО́РИЯ, на­уч­ная кон­цеп­ция, пред­по­ла­гаю­щая пер­вич­ность мо­но­те­из­ма в ис­то­рич. раз­ви­тии ре­лиг. пред­став­ле­ний. Пред­ло­же­на В. Шмид­том во мно­гом под влия­ни­ем Э. Лэн­га, осо­бен­но его кн. «The making of religion». Со­глас­но Шмид­ту, мо­но­теи­стич. пред­став­ле­ния, ос­но­ван­ные на куль­те Вер­хов­но­го Су­ще­ст­ва, у на­ро­дов, жи­ву­щих в сис­те­ме при­сваи­ваю­щей эко­но­ми­ки (пиг­ме­ев, эс­ки­мо­сов, пле­мён юго-вост. Ав­ст­ра­лии), со­хра­ни­ли в не­из­ме­нён­ном ви­де ве­ро­ва­ния эпо­хи па­лео­ли­та (в от­ли­чие от Лэн­га, по­ла­гав­ше­го, что Вер­хов­ное Су­ще­ст­во у этих на­ро­дов – это «за­бы­тый» Бог, или «Бог от­ды­хаю­щий», Deus otiosus, ко­гда-то ак­ту­аль­ный, а ны­не ушед­ший из эти­ки и ри­туа­ла). По­сколь­ку эти ре­лиг. пред­став­ле­ния сход­ны у от­да­лён­ных друг от дру­га на­ро­дов, они (со­глас­но тео­рии Л. Фро­бе­ниу­са) име­ют еди­ный для всех ис­точ­ник. По мне­нию Шмид­та, слож­ные и воз­вы­шен­ные пред­став­ле­ния о Вер­хов­ном Су­ще­ст­ве у этих на­ро­дов, не со­от­вет­ст­вую­щие их при­ми­тив­ной ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре, яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том от­кро­ве­ния; эта идея от­вер­га­лась ар­хи­еп. Уп­пса­лы Н. Сё­дерб­ло­мом (1866–1931), ко­то­рый счи­тал зна­ние о Еди­ном Бо­ге у дои­сто­рич. на­ро­дов пло­дом фи­лос. реф­лек­сии. П. т. ут­вер­жда­ла, что по ме­ре со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, пе­ре­хо­да к про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ке и го­су­дар­ст­ву б. ч. на­ро­дов ото­шла от ве­ры в Еди­но­го Бо­га, со­хра­нив­шей­ся толь­ко у ко­че­вых ско­то­во­дов, в т. ч. ев­ре­ев и ари­ев (Риг­ве­да).

Ны­не П. т. в пол­ном ви­де не раз­де­ля­ет­ся боль­шин­ст­вом спе­циа­ли­стов, но от­дель­ные её по­ло­же­ния име­ют мно­го­числ. сто­рон­ни­ков.

Лит.: Bornemann F. W. Schmidt. Roma, 1982; Zimon H. W. Schmidt’s theory of primitive monotheism and its critique within the Vienna school of ethnology // Anthropos. 1986. Vol. 81; Barnard A. History and theory in anthropology. Camb., 2000.

Вернуться к началу