ПРАМОНОТЕИ́ЗМА ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАМОНОТЕИ́ЗМА ТЕО́РИЯ, научная концепция, предполагающая первичность монотеизма в историч. развитии религ. представлений. Предложена В. Шмидтом во многом под влиянием Э. Лэнга, особенно его кн. «The making of religion». Согласно Шмидту, монотеистич. представления, основанные на культе Верховного Существа, у народов, живущих в системе присваивающей экономики (пигмеев, эскимосов, племён юго-вост. Австралии), сохранили в неизменённом виде верования эпохи палеолита (в отличие от Лэнга, полагавшего, что Верховное Существо у этих народов – это «забытый» Бог, или «Бог отдыхающий», Deus otiosus, когда-то актуальный, а ныне ушедший из этики и ритуала). Поскольку эти религ. представления сходны у отдалённых друг от друга народов, они (согласно теории Л. Фробениуса) имеют единый для всех источник. По мнению Шмидта, сложные и возвышенные представления о Верховном Существе у этих народов, не соответствующие их примитивной материальной культуре, являются результатом откровения; эта идея отвергалась архиеп. Уппсалы Н. Сёдербломом (1866–1931), который считал знание о Едином Боге у доисторич. народов плодом филос. рефлексии. П. т. утверждала, что по мере социального развития, перехода к производящей экономике и государству б. ч. народов отошла от веры в Единого Бога, сохранившейся только у кочевых скотоводов, в т. ч. евреев и ариев (Ригведа).
Ныне П. т. в полном виде не разделяется большинством специалистов, но отдельные её положения имеют многочисл. сторонников.