МАЛА́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛА́ЙЦЫ (самоназвание – оранг-мелаю, букв. – люди страны Мелаю; от назв. государства Малайю, вероятно, восходит к тамильскому malai – ‘гора‘), этническая и историко-культурная общность в Юго-Вост. Азии. Численность в Индонезии 19 млн. чел., Малайзии – 14 млн. чел., Таиланде – 2,5 млн. чел., Сингапуре – 400 тыс. чел., Брунее – 200 тыс. чел. (2009, оценка). В 17–20 вв. М. расселялись по др. англ. и голл. колониям, в результате чего их компактные группы имеются в ЮАР (капские М., говорят на африкаанс; ок. 200 тыс. чел.), на Шри-Ланке (40 тыс. чел.), в австрал. владениях Кокосовые о-ва (1 тыс. чел.) и о. Рождества (10 тыс. чел.) и др. Живут также на Филиппинах (180 тыс. чел.), в странах Сев. Америки, Зап. Европы и Ближнего Востока. Общая численность св. 40 млн. чел. (2009, оценка). Говорят в осн. на малайском языке. Гл. обр. мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба, распространён также суфизм. В Малайзии, Сингапуре и Брунее ислам рассматривается как отличит. признак М. Незначит. число исповедует христианство разл. толков.
М. делятся на ряд крупных групп. М. Зап. Малайзии (п-ов Малакка, наиболее компактно – в штатах Келантан и Тренгану), с которыми консолидируются выходцы из Индонезии, живут среди численно и экономически преобладающих китайцев и индийцев (см. в ст. Малайзийцы). М. Вост. Малайзии (Сев. Калимантан, штаты Саравак и Сабах) интегрируются с численно преобладающими даяками (ибанами и кадазанами). М. Сингапура этнически близки к М. Зап. Малайзии, консолидируются с численно преобладающими китайцами (см. в ст. Сингапурцы). М. Таиланда расселены на крайнем юге страны на территориях быв. малайских султанатов Патани, Лигор и др., этнически близки к М. Зап. Малайзии; распространены сепаратистские настроения. М. Брунея этнически близки к М. Вост. Малайзии, численно, экономически и политически доминируют в стране, ассимилируя коренное даякское население (см. в ст. Брунейцы).
М. Индонезии подразделяются на локальные группы. В составе суматранских народов: северо-суматранские М. (оранг-медан) на северо-востоке пров. Сев. Суматра; риау (самоназвание – оранг-риау) в бассейнах рек Индерагири, Кампар, Сиак, Рокан на востоке Суматры и на островах Риау, Линга, Анамбас, Бунгуран, Тамбелан (пров. Риау); джамбийцы (оранг-джамби) в басс. р. Хари на востоке Суматры; палембангцы (самоназвание – оранг-палембанг; яз. муси) в бассейне р. Муси на юго-востоке Суматры (пров. Юж. Суматра); М. островов Банка (оранг-банка, яз. банка) и Белитунг (оранг-белитунг) (пров. Банка-Белитунг). В составе калимантанских народов: оранг-булунган (на севере пров. Зап. Калимантан и др.); оранг-кутей в ср. течении р. Махакам (пров. Вост. Калимантан) и др.
В старой литературе М. часто называли всё население островной Юго-Вост. Азии и п-ова Малакка, составляющее малайскую историко-этнографич. область (см. в ст. Индонезийцы).
Прародина М. и родственных им народов, очевидно, находится в Зап. Калимантане. В 1-м тыс. до н. э. в связи с развитием междунар. торговли их предки расселились в бассейне Южно-Китайского моря. В этногенезе М. участвовали мн. народы Индонезии и п-ова Малакка, а также выходцы из Индокитая, Индии и Ближнего Востока, обслуживавшие мировую торговлю пряностями. В начале н. э. вокруг центров торговли пряностями складывается хозяйственно-культурный тип т. н. торговых этносов и особый социально-культурный комплекс, основывавшийся на синкретич. индо-буддийских культах, проникших по торговым путям из Юж. Азии и вобравший в себя мн. черты местных верований. К сер. 1-го тыс. малайский яз., возникший, видимо, как торговый язык-посредник, становится доминирующим в торговой сети бассейна Южно-Китайского моря. В то же время на Суматре, возможно на Калимантане, возникли первые малайские государства, объединившиеся к 7–8 вв. в буддийскую империю Шривиджайя, контролировавшую мор. пути Зап. Индонезии. С 13–14 вв. М. Индонезии попали в сферу влияния яванской империи Маджапахит. Консолидации М. способствовало принятие в 14–15 вв. ислама. Возникший в 15 в. Малаккский султанат контролировал торговые пути уже во всей островной части Юго-Вост. Азии. М. ассимилировали множество иноэтнич. групп, вовлечённых в торговлю, малайский яз. стал языком-посредником на Малайском архипелаге. В период голл. колониального владычества (17 – 1-я пол. 20 вв.) возникли многочисл. малайские султанаты: Палембанг, Джамби, Сиак, Линга, Индрагири (Индерагири), Кутей, Котаварингин и др.
Традиц. культура типична для Юго-Вост. Азии. Осн. занятия – пашенное земледелие (заливной и суходольный рис, гевея, кокосовая пальма, кофе) и рыболовство. Были развиты мореходство и пиратство. Ремёсла – ювелирное, ткацкое, местами – произ-во батика, плетение, строительство лодок и кораблей. Мн. М., особенно на западе п-ова Малакка, в Сингапуре, на севере Суматры и Калимантана, заняты в пром-сти, торговле, сфере обслуживания и управления. Сельские поселения (кампунг) линейной, реже кучевой планировки. Традиц. жилище из бамбука, свайное, каркасно-столбовое, однокамерное, прямоугольное, часто обнесено открытой верандой. Одежда – саронг и распашная кофта (кебая) – сохраняется у женщин. Осн. пища – варёный рис (наси) с приправой из овощей, мяса, рыбы. Праздничная пища – плов (наси-горенг) с большим количеством пряностей и приправ из овощей, бобовых, орехов; маленькие шашлыки из козлятины или курятины (сатэ). Пища очень пряная и острая, потребляется вместе с соусом из горьких сортов перца (самбел). Система терминов родства генерац. («малайского») типа; сиблинги делятся по относит. возрасту без различия пола. Сохраняются вера в духов, доисламские обряды.
Устное творчество. Муз. традиции представлены старинными театрально-танцевальными, церемониальными (в прошлом придворными) и популярными вокально-инструментальными формами. Важную роль в религ. и обществ. жизни играет ансамблевая музыка: в культовых церемониях и при приёме высоких гостей участвует ансамбль нобат (традиция приблизительно с 16 в.); во врачевательном обряде путери пение шамана бомо сопровождается звуками ребаба, мембранофонов и идиофонов; аналогичный ансамбль аккомпанирует сольному и хоровому пению, танцу и драматич. представлению в традиц. театре майонг; в спектаклях кукольного театра ваянг-кулит участвует ансамбль, состоящий из барабанов, гонгов и гобоя серунай; обществ. танец ронженг исполняется под скрипку, аккордеон, барабан и гонг. Религ. песни зикир сопровождаются звуками бубна и барабана. Ансамбли типа гамелана (генданг гунг, нобат, гендеранг) состоят из мембранофонов (цилиндрич. и бочонкообразные барабаны), металлич. идиофонов (гонги, наборы тарелок), духовых (гобои, флейты), струнных смычковых (разновидности ребаба) и щипковых (цитровидные) инструментов; нередко в них участвует голос (соло или хор). Существуют ансамбли, составленные из дерев. и бамбуковых идиофонов (ксилофоны, бамбуковая погремушка ангклунг и др.). Распространены бамбуковая продольная флейта сулинг – сольный и ансамблевый инструмент (при игре применяется техника непрерывного дыхания), музыкальные луки и др. Популярны также частушки-пантун.