Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛА́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 626-628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов; А. С. Алпатова (устное творчество)
Малайцы.

МАЛА́ЙЦЫ (са­мо­на­зва­ние – оранг-ме­лаю, букв. – лю­ди стра­ны Ме­лаю; от назв. го­су­дар­ст­ва Малайю, ве­ро­ят­но, вос­хо­дит к та­миль­ско­му malai – ‘го­ра‘), эт­ни­че­ская и ис­то­ри­ко-куль­тур­ная общ­ность в Юго-Вост. Азии. Чис­лен­ность в Ин­до­не­зии 19 млн. чел., Ма­лай­зии – 14 млн. чел., Таи­лан­де – 2,5 млн. чел., Син­га­пу­ре – 400 тыс. чел., Бру­нее – 200 тыс. чел. (2009, оцен­ка). В 17–20 вв. М. рас­се­ля­лись по др. англ. и голл. ко­ло­ни­ям, в ре­зуль­та­те че­го их ком­пакт­ные груп­пы име­ют­ся в ЮАР (кап­ские М., го­во­рят на аф­ри­ка­анс; ок. 200 тыс. чел.), на Шри-Лан­ке (40 тыс. чел.), в ав­ст­рал. вла­де­ни­ях Ко­ко­со­вые о-ва (1 тыс. чел.) и о. Ро­ж­де­ст­ва (10 тыс. чел.) и др. Жи­вут так­же на Фи­лип­пи­нах (180 тыс. чел.), в стра­нах Сев. Аме­ри­ки, Зап. Ев­ро­пы и Ближ­не­го Вос­то­ка. Об­щая чис­лен­ность св. 40 млн. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят в осн. на ма­лай­ском язы­ке. Гл. обр. му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба, рас­про­стра­нён так­же су­физм. В Ма­лай­зии, Син­га­пу­ре и Бру­нее ис­лам рас­смат­ри­ва­ет­ся как от­ли­чит. при­знак М. Не­зна­чит. чис­ло ис­по­ве­ду­ет хри­сти­ан­ст­во разл. тол­ков.

М. де­лят­ся на ряд круп­ных групп. М. Зап. Ма­лай­зии (п-ов Ма­лак­ка, наи­бо­лее ком­пакт­но – в шта­тах Ке­лан­тан и Трен­га­ну), с ко­то­ры­ми кон­со­ли­ди­ру­ют­ся вы­ход­цы из Ин­до­не­зии, жи­вут сре­ди чис­лен­но и эко­но­ми­че­ски пре­об­ла­даю­щих ки­тай­цев и ин­дий­цев (см. в ст. Ма­лай­зий­цы). М. Вост. Ма­лай­зии (Сев. Ка­ли­ман­тан, шта­ты Са­ра­вак и Са­бах) ин­тег­ри­ру­ют­ся с чис­лен­но пре­об­ла­даю­щи­ми даяками (иба­на­ми и кадазанами). М. Син­га­пу­ра эт­ни­че­ски близ­ки к М. Зап. Ма­лай­зии, кон­со­ли­ди­ру­ют­ся с чис­лен­но пре­об­ла­даю­щи­ми ки­тай­ца­ми (см. в ст. Син­га­пур­цы). М. Таи­лан­да рас­се­ле­ны на край­нем юге стра­ны на тер­ри­то­ри­ях быв. ма­лай­ских сул­та­на­тов Па­та­ни, Ли­гор и др., эт­ни­че­ски близ­ки к М. Зап. Ма­лай­зии; рас­про­стра­не­ны се­па­ра­ти­ст­ские на­строе­ния. М. Бру­нея эт­ни­че­ски близ­ки к М. Вост. Ма­лай­зии, чис­лен­но, эко­но­ми­че­ски и по­ли­ти­че­ски до­ми­ни­ру­ют в стра­не, ас­си­ми­ли­руя ко­рен­ное да­як­ское на­се­ле­ние (см. в ст. Бру­ней­цы).

М. Ин­до­не­зии под­раз­де­ля­ют­ся на ло­каль­ные груп­пы. В со­ста­ве су­матран­ских на­ро­дов: се­ве­ро-су­матранс­кие М. (оранг-ме­дан) на се­ве­ро-вос­то­ке пров. Сев. Су­мат­ра; ри­ау (са­мо­на­зва­ние – оранг-ри­ау) в бас­сей­нах рек Ин­де­ра­ги­ри, Кам­пар, Си­ак, Ро­кан на вос­то­ке Су­мат­ры и на ост­ро­вах Ри­ау, Лин­га, Анам­бас, Бун­гу­ран, Там­бе­лан (пров. Ри­ау); джам­бий­цы (оранг-джам­би) в басс. р. Ха­ри на вос­то­ке Су­мат­ры; па­лем­банг­цы (са­мо­на­зва­ние – оранг-па­лем­банг; яз. му­си) в бас­сей­не р. Му­си на юго-вос­то­ке Су­мат­ры (пров. Юж. Су­мат­ра); М. ост­ро­вов Бан­ка (оранг-бан­ка, яз. бан­ка) и Бе­ли­тунг (оранг-бе­ли­тунг) (пров. Бан­ка-Бе­ли­тунг). В со­ста­ве ка­ли­ман­тан­ских на­ро­дов: оранг-бу­лун­ган (на се­ве­ре пров. Зап. Ка­ли­ман­тан и др.); оранг-ку­тей в ср. те­че­нии р. Ма­ха­кам (пров. Вост. Ка­ли­ман­тан) и др.

В ста­рой ли­те­ра­ту­ре М. час­то на­зы­ва­ли всё на­се­ле­ние ост­ров­ной Юго-Вост. Азии и п-ова Ма­лак­ка, со­став­ляю­щее ма­лай­скую ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. об­ласть (см. в ст. Ин­до­не­зий­цы).

Малайцы. Высадка рисовой рассады.

Пра­ро­ди­на М. и род­ст­вен­ных им на­ро­дов, оче­вид­но, на­хо­дит­ся в Зап. Ка­ли­ман­та­не. В 1-м тыс. до н. э. в свя­зи с раз­ви­ти­ем ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли их пред­ки рас­се­ли­лись в бас­сей­не Юж­но-Ки­тай­ско­го мо­ря. В эт­но­ге­не­зе М. уча­ст­во­ва­ли мн. на­ро­ды Ин­до­не­зии и п-ова Ма­лак­ка, а так­же вы­ход­цы из Ин­до­ки­тая, Ин­дии и Ближ­не­го Вос­то­ка, об­слу­жи­вав­шие ми­ро­вую тор­гов­лю пря­но­стя­ми. В на­ча­ле н. э. во­круг цен­тров тор­гов­ли пря­но­стя­ми скла­ды­ва­ет­ся хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип т. н. тор­го­вых эт­но­сов и осо­бый со­ци­аль­но-куль­тур­ный ком­плекс, ос­но­вы­вав­ший­ся на син­кре­тич. ин­до-буд­дий­ских куль­тах, про­ник­ших по тор­го­вым пу­тям из Юж. Азии и во­брав­ший в се­бя мн. чер­ты ме­ст­ных ве­ро­ва­ний. К сер. 1-го тыс. ма­лай­ский яз., воз­ник­ший, ви­ди­мо, как тор­го­вый язык-по­сред­ник, ста­но­вит­ся до­ми­ни­рую­щим в тор­го­вой се­ти бас­сей­на Юж­но-Ки­тай­ско­го мо­ря. В то же вре­мя на Су­мат­ре, воз­мож­но на Ка­ли­ман­та­не, воз­ник­ли пер­вые ма­лай­ские го­су­дар­ст­ва, объ­е­ди­нив­шие­ся к 7–8 вв. в буд­дий­скую им­пе­рию Шри­вид­жайя, кон­тро­ли­ро­вав­шую мор. пу­ти Зап. Ин­до­не­зии. С 13–14 вв. М. Ин­до­не­зии по­па­ли в сфе­ру влия­ния яван­ской им­пе­рии Мад­жа­па­хит. Кон­со­ли­да­ции М. спо­соб­ст­во­ва­ло при­ня­тие в 14–15 вв. ис­ла­ма. Воз­ник­ший в 15 в. Ма­лакк­ский сул­та­нат кон­тро­ли­ро­вал тор­го­вые пу­ти уже во всей ост­ров­ной час­ти Юго-Вост. Азии. М. ас­си­ми­ли­ро­ва­ли мно­же­ст­во ино­эт­нич. групп, во­вле­чён­ных в тор­гов­лю, ма­лай­ский яз. стал язы­ком-по­сред­ни­ком на Ма­лай­ском ар­хи­пе­ла­ге. В пе­ри­од голл. ко­ло­ни­аль­но­го вла­ды­че­ст­ва (17 – 1-я пол. 20 вв.) воз­ник­ли мно­го­числ. ма­лай­ские сул­та­на­ты: Па­лем­банг, Джам­би, Си­ак, Лин­га, Ин­д­ра­ги­ри (Ин­де­ра­ги­ри), Ку­тей, Ко­та­ва­рин­гин и др.

Малайцы. Традиционное жилище.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Юго-Вост. Азии. Осн. за­ня­тия – пашенное зем­ле­де­лие (за­лив­ной и су­хо­доль­ный рис, ге­вея, ко­ко­со­вая паль­ма, ко­фе) и ры­бо­лов­ст­во. Бы­ли раз­ви­ты мо­ре­ход­ст­во и пи­рат­ст­во. Ре­мёс­ла – юве­лир­ное, ткац­кое, мес­та­ми – про­из-во ба­ти­ка, пле­те­ние, строи­тель­ст­во ло­док и ко­раб­лей. Мн. М., осо­бен­но на за­па­де п-ова Ма­лак­ка, в Син­га­пу­ре, на се­ве­ре Су­мат­ры и Ка­ли­ман­та­на, за­ня­ты в пром-сти, тор­гов­ле, сфе­ре об­слу­жи­ва­ния и управ­ле­ния. Сель­ские по­се­ле­ния (кам­пунг) ли­ней­ной, ре­же ку­че­вой пла­ни­ров­ки. Тра­диц. жи­ли­ще из бам­бу­ка, свай­ное, кар­кас­но-стол­бо­вое, од­но­ка­мер­ное, пря­мо­уголь­ное, ча­сто об­не­се­но от­кры­той ве­ран­дой. Оде­ж­да – са­ронг и рас­паш­ная коф­та (ке­бая) – со­хра­ня­ет­ся у жен­щин. Осн. пи­ща – ва­рё­ный рис (на­си) с при­пра­вой из ово­щей, мя­са, ры­бы. Празд­нич­ная пи­ща – плов (на­си-го­ренг) с боль­шим ко­ли­че­ст­вом пря­но­стей и при­прав из ово­щей, бо­бо­вых, оре­хов; ма­лень­кие шаш­лы­ки из коз­ля­ти­ны или ку­ря­ти­ны (са­тэ). Пи­ща очень пря­ная и ост­рая, по­треб­ля­ет­ся вме­сте с со­усом из горь­ких сор­тов пер­ца (сам­бел). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­рац. («малайского») ти­па; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту без раз­ли­чия по­ла. Со­хра­ня­ют­ся ве­ра в ду­хов, до­ис­лам­ские об­ря­ды.

Малайцы. Музыканты на свадьбе. Сингапур.

Уст­ное твор­че­ст­во. Муз. тра­ди­ции пред­став­ле­ны ста­рин­ны­ми те­ат­раль­но-тан­це­валь­ны­ми, це­ре­мо­ни­аль­ны­ми (в про­шлом при­двор­ны­ми) и по­пу­ляр­ны­ми во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми фор­ма­ми. Важ­ную роль в ре­лиг. и об­ществ. жиз­ни иг­ра­ет ан­самб­ле­вая му­зы­ка: в куль­то­вых це­ре­мо­ни­ях и при приё­ме вы­со­ких гос­тей уча­ст­ву­ет ан­самбль но­бат (тра­ди­ция при­бли­зи­тель­но с 16 в.); во вра­че­ва­тель­ном об­ря­де пу­те­ри пе­ние ша­ма­на бо­мо со­про­во­ж­да­ет­ся зву­ка­ми ре­ба­ба, мем­бра­но­фо­нов и идио­фо­нов; ана­ло­гич­ный ан­самбль ак­ком­па­ни­ру­ет соль­но­му и хо­ро­во­му пе­нию, тан­цу и дра­ма­тич. пред­став­ле­нию в тра­диц. те­ат­ре май­онг; в спек­так­лях ку­коль­но­го те­ат­ра ва­янг-ку­лит уча­ст­ву­ет ан­самбль, со­стоя­щий из ба­ра­ба­нов, гон­гов и го­боя се­ру­най; об­ществ. та­нец рон­женг ис­пол­ня­ет­ся под скрип­ку, ак­кор­де­он, ба­ра­бан и гонг. Ре­лиг. пес­ни зи­кир со­про­во­ж­да­ют­ся зву­ка­ми буб­на и ба­ра­ба­на. Ан­самб­ли ти­па га­ме­ла­на (ген­данг гунг, но­бат, ген­де­ранг) со­сто­ят из мем­бра­но­фо­нов (ци­лин­д­рич. и бо­чон­ко­об­раз­ные ба­ра­ба­ны), ме­тал­лич. идио­фо­нов (гон­ги, на­бо­ры та­ре­лок), ду­хо­вых (го­бои, флей­ты), струн­ных смыч­ко­вых (раз­но­вид­но­сти ре­ба­ба) и щип­ко­вых (цит­ро­вид­ные) ин­ст­ру­мен­тов; не­ред­ко в них уча­ст­ву­ет го­лос (со­ло или хор). Су­ще­ст­ву­ют ан­самб­ли, со­став­лен­ные из де­рев. и бам­бу­ко­вых идио­фо­нов (кси­ло­фо­ны, бам­бу­ко­вая по­гре­муш­ка ан­гк­лунг и др.). Рас­про­стра­не­ны бам­бу­ко­вая про­доль­ная флей­та су­линг – соль­ный и ан­самб­ле­вый ин­ст­ру­мент (при иг­ре при­ме­ня­ет­ся тех­ни­ка не­пре­рыв­но­го ды­ха­ния), му­зы­каль­ные лу­ки и др. По­пу­ляр­ны так­же час­туш­ки-пан­тун.

Лит.: Wolters O. Early Indonesian commerce. Ithaca, 1967; Harrisson T. The Malays of South- West Sarawak before Malaysia. L., 1970; Део­пик Д. В., Чле­нов М. А. То­по­ни­ми­чес­кие де­тер­ми­на­ти­вы «куа­ла» и «муа­ра» как ис­точ­ник по эт­ни­чес­кой ис­то­рии ма­лай­цев // Эт­но­гра­фия имен. М., 1971; Эт­ни­чес­кие про­цес­сы в стра­нах Юго-Во­сточ­ной Азии. М., 1974; Чле­нов М. А. Опыт ис­сле­до­ва­ния ма­лай­ской си­сте­мы род­ст­ва // Ма­лай­ско-ин­до­не­зий­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1977; он же. Юго-Во­сточ­ная Азия // Пер­во­быт­ная пе­ри­фе­рия клас­со­вых об­ществ до на­ча­ла Ве­ли­ких ге­ог­ра­фи­чес­ких от­кры­тий. М., 1978; Ре­ву­нен­ко­ва Е. В. На­ро­ды Ма­лай­зии и За­пад­ной Ин­до­не­зии. М., 1980; Бел­лвуд П. По­ко­ре­ние че­ло­ве­ком Ти­хо­го океа­на: Юго-Во­сточ­ная Азия и Океа­ния в до­ис­то­ри­чес­кую эпо­ху. М., 1986; Mil­ner A. The Malays. Oxf., 2009; Wheatley P. The Golden Khersonese. 3rd ed. Kuala Lum­pur, 2010.

Вернуться к началу