ГАОША́НЬ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАОША́НЬ (гэсэнь – кит. «горцы»; юаньчжуминь – кит. «аборигены»; устар. хуань-а – кит. «варвары»), группа народов в Китае – коренное австронезийское население о. Тайвань. Общая численность ок. 407 тыс. чел. (2005, оценка). Горные Г. (собственно Г.) живут в горах центр. и юж. Тайваня и на вост. равнинах (с севера на юг): сайсият (4,8 тыс. чел.), атаял (84,3 тыс. чел.), труку (тароко, или седек, – 27,8 тыс. чел.), тхао (300 чел.), цоу (5,0 тыс. чел.), канаканабу (250 чел.), саароа (370 чел.), бунун (38,0 тыс. чел.), рукаи (10,5 тыс. чел.), ами (панцах, 140 тыс. чел.), пуюма (8,5 тыс. чел.), паиван (80,5 тыс. чел.).
Говорят на тайваньских языках и на кит. яз. Признаны правительством в качестве отд. этнич. групп; официально к Г. относят также дао (3 тыс. чел.), живущих на о. Ланьсюй и говорящих на близком к филиппинским языкам языке ями. Равнинные аборигены Тайваня (кит. пинпу, пепо) живут на западе и севере, часть полностью ассимилирована: кавалан (кабаран, 100 чел.), басаи (включая каукаут и тробиаван), кетангалан (люйлан), таокас, пазех (1 чел.), папора, бабуза (200 чел.), хоанья (включая льоа и арикун), сирая (включая макатао и тайвоан) – почти полностью перешли на кит. яз. и, как правило, официально не признаются в качестве аборигенных народов. Ок. 30 тыс. чел. живёт в городах Шанхай, Пекин, Ухань и в провинции Фузцянь. По религии в осн. протестанты и католики.
Г. – потомки древнейшего населения Тайваня. Традиц. занятия – подсечно-огневое террасное поливное земледелие (рис, просо, таро, батат) у женщин, охота (гл. обр. коллективная охота на оленей; оружие – лук, копьё, ловушки) и рыболовство у мужчин. Ремёсла – ткачество, гончарство, обработка дерева, бамбука. Животноводство развито слабо. На равнинах поселения обносились изгородью из бамбука со сторожевой башней. На юге известны крупные посёлки (до 1500 чел.). Были известны свайные жилища (у сирая), полуземлянки, выкопанные в склонах гор (у атаял) и пещеры с навесом перед входом (у паиван). Одежда из шкур, пеньки и хлопчатобумажной ткани: набедренная повязка и короткая куртка у мужчин, юбка, нагрудник и накидка (девушки драпируют её вокруг тела, женщины носят в ней детей за спиной) у женщин. До кон. 20 в. практиковались подпиливание зубов, татуировка у совершеннолетних мужчин и замужних женщин. Общины, владеющие землёй (с регулярными переделами) и охотничьими угодьями, состояли из родственных групп (от 20–30 до 200 чел.), возглавлялись выборными старейшинами. У равнинных народов известны женщины-старейшины, матрилинейное наследование и матрилокальный брак. Системы родства малайского (гавайского) типа. До кон. 19 в. бытовали кровная месть и охота за головами. Известны отработки за жену и умыкание (у паиван); у атаял и ами юноша, чтобы вступить в брак, должен был отличиться на охоте, у ами и паиван существовали дома для юношей. Сохраняются культы духов и предков, в фольклоре прослеживаются связи с индонезийскими и океанийскими мифами. Сохранились баллады, сказки, гимны предкам, трудовые, охотничьи, погребальные песни. При Совете министров Тайваня создан Совет аборигенных народов.