Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАОША́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 391-392

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Гаошань. Вождь рукаи. Фото нач. 20 в.

ГАОША́НЬ (гэ­сэнь – кит. «гор­цы»; юань­чжу­минь – кит. «або­ри­ге­ны»; ус­тар. хуань-а – кит. «вар­ва­ры»), груп­па на­ро­дов в Ки­тае – ко­рен­ное авс­тро­не­зий­ское на­се­ле­ние о. Тай­вань. Об­щая чис­лен­ность ок. 407 тыс. чел. (2005, оцен­ка). Гор­ные Г. (соб­ст­вен­но Г.) жи­вут в го­рах центр. и юж. Тай­ва­ня и на вост. рав­ни­нах (с се­ве­ра на юг): сай­си­ят (4,8 тыс. чел.), ата­ял (84,3 тыс. чел.), тру­ку (та­ро­ко, или се­дек, – 27,8 тыс. чел.), тхао (300 чел.), цоу (5,0 тыс. чел.), ка­на­ка­на­бу (250 чел.), саа­роа (370 чел.), бу­нун (38,0 тыс. чел.), ру­каи (10,5 тыс. чел.), ами (пан­цах, 140 тыс. чел.), пую­ма (8,5 тыс. чел.), паи­ван (80,5 тыс. чел.).

Го­во­рят на тай­вань­ских язы­ках и на кит. яз. При­зна­ны пра­ви­тель­ст­вом в ка­че­ст­ве отд. эт­нич. групп; офи­ци­аль­но к Г. от­но­сят так­же дао (3 тыс. чел.), жи­ву­щих на о. Лань­сюй и го­во­ря­щих на близ­ком к фи­лип­пин­ским язы­кам языке ями. Рав­нин­ные або­ри­ге­ны Тай­ва­ня (кит. пин­пу, пе­по) жи­вут на за­па­де и се­ве­ре, часть пол­но­стью ас­си­ми­ли­ро­ва­на: ка­ва­лан (ка­ба­ран, 100 чел.), ба­саи (вклю­чая кау­ка­ут и тро­би­аван), ке­тан­га­лан (люй­лан), тао­кас, па­зех (1 чел.), па­по­ра, ба­бу­за (200 чел.), хо­анья (вклю­чая льоа и ари­кун), си­рая (вклю­чая ма­ка­тао и тай­во­ан) – поч­ти пол­но­стью пе­ре­шли на кит. яз. и, как пра­ви­ло, офи­ци­аль­но не приз­на­ют­ся в ка­че­ст­ве або­ри­ген­ных на­ро­дов. Ок. 30 тыс. чел. жи­вёт в го­ро­дах Шан­хай, Пе­кин, Ухань и в про­вин­ции Фу­зцянь. По ре­ли­гии в осн. про­тес­танты и ка­то­ли­ки.

Гаошань. Праздник у сайсият.

Г. – по­том­ки древ­ней­ше­го на­се­ле­ния Тай­ва­ня. Тра­диц. за­ня­тия – под­сеч­но-ог­не­вое тер­рас­ное по­лив­ное зем­ле­де­лие (рис, про­со, та­ро, ба­тат) у жен­щин, охо­та (гл. обр. кол­лек­тив­ная охо­та на оле­ней; ору­жие – лук, ко­пьё, ло­вуш­ки) и ры­бо­лов­ст­во у муж­чин. Ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, об­ра­бот­ка де­ре­ва, бам­бу­ка. Жи­вот­но­вод­ст­во раз­ви­то сла­бо. На рав­ни­нах по­се­ле­ния об­но­си­лись из­го­ро­дью из бам­бу­ка со сто­ро­же­вой баш­ней. На юге из­вест­ны круп­ные по­сёл­ки (до 1500 чел.). Бы­ли из­вест­ны свай­ные жи­ли­ща (у си­рая), по­лу­зем­лян­ки, вы­ко­пан­ные в скло­нах гор (у ата­ял) и пе­ще­ры с на­ве­сом пе­ред вхо­дом (у паи­ван). Оде­ж­да из шкур, пень­ки и хлоп­ча­то­бумаж­ной тка­ни: на­бед­рен­ная по­вяз­ка и ко­рот­кая курт­ка у муж­чин, юб­ка, на­груд­ник и на­кид­ка (де­вуш­ки дра­пи­ру­ют её во­круг те­ла, жен­щи­ны но­сят в ней де­тей за спи­ной) у жен­щин. До кон. 20 в. прак­ти­ко­ва­лись под­пи­ли­ва­ние зу­бов, та­туи­ров­ка у со­вер­шен­но­лет­них муж­чин и за­муж­них жен­щин. Об­щи­ны, вла­дею­щие зем­лёй (с ре­гу­ляр­ны­ми пе­ре­де­ла­ми) и охот­ничь­и­ми угодь­я­ми, со­стоя­ли из род­ст­вен­ных групп (от 20–30 до 200 чел.), воз­глав­ля­лись вы­бор­ны­ми ста­рей­ши­на­ми. У рав­нин­ных на­ро­дов из­вест­ны жен­щи­ны-ста­рей­ши­ны, мат­ри­ли­ней­ное на­сле­до­ва­ние и мат­ри­ло­каль­ный брак. Си­сте­мы род­ст­ва малай­ско­го (га­вай­ско­го) ти­па. До кон. 19 в. бы­то­ва­ли кров­ная месть и охо­та за го­ло­ва­ми. Из­вест­ны от­ра­бот­ки за же­ну и умы­ка­ние (у паи­ван); у ата­ял и ами юно­ша, что­бы всту­пить в брак, дол­жен был от­ли­чить­ся на охо­те, у ами и паи­ван су­ще­ст­во­ва­ли до­ма для юно­шей. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ду­хов и пред­ков, в фольк­ло­ре про­сле­жи­ва­ют­ся свя­зи с ин­до­незийскими и океа­ний­ски­ми ми­фа­ми. Со­хра­ни­лись бал­ла­ды, сказ­ки, гим­ны пред­кам, тру­до­вые, охот­ни­чьи, по­гре­баль­ные пес­ни. При Со­ве­те ми­ни­ст­ров Тай­ва­ня соз­дан Со­вет або­ри­ген­ных на­ро­дов.

Лит.: Итс Р. Ф. Ар­хаи­че­ские фор­мы со­ци­аль­но-про­из­вод­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний тай­вань­ских гор­цев // Охот­ни­ки, со­би­ра­те­ли, ры­бо­ло­вы. Л., 1972; Taiwanese aboriginal history: Amis. Taipei, 2001.

Вернуться к началу