Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́МА-СУМБА́НСКИЕ НАРО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 480

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бернова
Воины бима.

БИ́МА-СУМБА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, груп­па авс­тро­не­зий­ских на­ро­дов в Вост. Ин­доне­зии (пров. Зап. и Вост. Ну­са-Тен­га­ра – Ма­лые Зонд­ские о-ва): би­ма – на вос­то­ке о. Сум­ба­ва (586 тыс. чел. – 2000, оценка), манг­га­раи (586 тыс. чел.), эн­де (120 тыс. чел.), нга­да (70 тыс. чел.), на­ге и кео (114 тыс. чел.), лио (179 тыс. чел.) и др. – на за­па­де о. Фло­рес, сум­ба (вклю­чая кам­бе­ра, лау­ра, мам­бо­ру, ко­ди и др. – 235 тыс. чел.) – на о. Сум­ба, ха­ву (са­ву; 115 тыс. чел.) – на о. Са­ву. Ок. 20 язы­ков об­ра­зу­ют би­ма-сум­бан­скую груп­пу цент­раль­но-ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ской вет­ви авс­тро­не­зий­ских язы­ков. В ан­тро­по­ло­гич. ти­пе про­сле­жи­ва­ют­ся сле­ды про­то­ав­ст­ра­ло­ид­но­го суб­стра­та и юж­но­ази­ат. ком­по­нен­та. Сре­ди сум­ба, нга­да, лио, на­ге, кео и эн­де пре­об­ла­да­ют хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, ре­фор­ма­ты, при­вер­жен­цы Хрис­ти­ан­ско­го и мис­сио­нер­ско­го альян­са), сре­ди манг­га­раи и осо­бен­но би­ма – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба, сре­ди ха­ву – по­сле­до­ва­те­ли тра­диц. куль­тов.

Деревня бима.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Рис – осн. пи­ще­вая куль­ту­ра – и др. зер­но­вые, по-ви­ди­мо­му, при­не­се­ны из Зап. Ин­до­не­зии; ис­кон­ные ме­ст­ные куль­ту­ры – клуб­не­пло­ды (ямс, та­ро). Со­хра­ня­лись охо­та (ору­жие – ко­пьё, сум­пи­тан) и со­би­ра­тель­ст­во (у на­ге и нга­да на о. Фло­рес). Раз­ви­то пле­те­ние, про­из-во тка­ней икат, свя­зан­ных с об­ря­да­ми жиз­нен­но­го цик­ла. Гор­ные по­се­ле­ния – ку­че­вой или кру­го­вой пла­ни­ров­ки, ино­гда ок­ру­же­ны ка­мен­ной сте­ной, в цен­тре – пло­щадь с хра­мом и ро­до­вы­ми свя­ты­ня­ми-ме­га­ли­та­ми. Жи­ли­ще – свай­ный длин­ный дом для боль­ше­се­мей­ной об­щи­ны (од­на из свай – «ма­те­рин­ская» – в от­ли­чие от др. не по­кры­та резь­бой, воз­ле неё – ал­тарь пред­ков); у манг­га­раи со­хра­нил­ся круг­лый в пла­не дом, воз­во­ди­мый к ав­то­хтон­но­му до­авс­тро­не­зий­ско­му на­се­ле­нию. С ним свя­зы­ва­ют и ме­ст­ную ме­га­ли­тич. куль­ту­ру – ка­мен­ные сте­ны, сар­ко­фа­ги, ал­та­ри (свя­зы­ваю­щие куль­ту­ру Б.-с. н. с Океа­ни­ей), мен­ги­ры и доль­ме­ны, слу­жив­шие над­гро­бия­ми или по­ми­наль­ны­ми па­мят­ника­ми. С 13 в. Ма­лые Зонд­ские о-ва втя­ну­ты в сфе­ру влия­ния яван­ских го­су­дарств. В 17–18 вв. у би­ма и манг­га­раи су­ще­ст­во­ва­ли ран­не­го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ния. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные родственные груп­пы, кросс­ку­зен­ные бра­ки и коль­це­вой кон­ну­би­ум, вы­куп за не­вес­ту, ини­циа­ции (об­ре­за­ние маль­чи­ков, под­пи­ли­ва­ние и чер­не­ние зу­бов у де­во­чек) пе­ред на­ча­лом сельско­хо­зяй­ственных ра­бот, за­вер­шав­шие­ся празд­ни­ка­ми с ри­ту­аль­ны­ми бит­ва­ми, аг­рар­ные и охот­ни­чьи (у нга­да) ри­туа­лы. До при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва прак­ти­ко­ва­лось по­гре­бе­ние в лод­ках, от­прав­ляв­ших­ся с от­ли­вом в мо­ре (сик­ка), до середины 20 в. – охо­та за го­ло­ва­ми.

Устное творчество – эт­но­ге­не­тические пре­да­ния, ми­фы и сказ­ки (бы­то­вые, о жи­вот­ных), тру­до­вые пес­ни, об­щин­ные, об­ря­до­вые пес­ни, пе­сен­ные со­стя­за­ния, на­по­ми­наю­щие пан­ту­ны. На­ря­ду с соб­ст­вен­но пе­ни­ем ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­фические ви­ды во­каль­но­го зву­ко­из­вле­че­ния, например виб­ри­рую­щий крик в пес­нях жен­щин о. Сум­ба (эти­ми пес­ня­ми они встре­ча­ли сво­их му­жей, вер­нув­ших­ся с охо­ты за го­ло­ва­ми). Тан­цы – груп­по­вые и оди­ноч­ные, например у на­ге су­ще­ст­ву­ет муж­ской та­нец «ме­ло» (тан­цор – в специальной мас­ке), со­про­во­ж­даю­щийся рит­мич­ны­ми уда­ра­ми па­лок по бам­бу­ко­во­му ­ство­лу. Сре­ди музыкальных ин­ст­ру­мен­тов пре­об­ла­да­ют мем­бра­но­фо­ны, идио­фо­ны (встре­ча­ют­ся кси­ло­фо­ны, гон­ги, в т. ч. яван­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, тре­щот­ка из вы­су­шен­но­го пло­да па­пайи), бам­бу­ко­вые флей­ты.

Лит.: Бер­но­ва А. А. На­се­ле­ние Ма­лых Зонд­ских ост­ро­вов. М., 1972.

Вернуться к началу