БИ́МА-СУМБА́НСКИЕ НАРО́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИ́МА-СУМБА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, группа австронезийских народов в Вост. Индонезии (пров. Зап. и Вост. Нуса-Тенгара – Малые Зондские о-ва): бима – на востоке о. Сумбава (586 тыс. чел. – 2000, оценка), манггараи (586 тыс. чел.), энде (120 тыс. чел.), нгада (70 тыс. чел.), наге и кео (114 тыс. чел.), лио (179 тыс. чел.) и др. – на западе о. Флорес, сумба (включая камбера, лаура, мамбору, коди и др. – 235 тыс. чел.) – на о. Сумба, хаву (саву; 115 тыс. чел.) – на о. Саву. Ок. 20 языков образуют бима-сумбанскую группу центрально-малайско-полинезийской ветви австронезийских языков. В антропологич. типе прослеживаются следы протоавстралоидного субстрата и южноазиат. компонента. Среди сумба, нгада, лио, наге, кео и энде преобладают христиане (католики, реформаты, приверженцы Христианского и миссионерского альянса), среди манггараи и особенно бима – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба, среди хаву – последователи традиц. культов.
Осн. традиц. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие. Рис – осн. пищевая культура – и др. зерновые, по-видимому, принесены из Зап. Индонезии; исконные местные культуры – клубнеплоды (ямс, таро). Сохранялись охота (оружие – копьё, сумпитан) и собирательство (у наге и нгада на о. Флорес). Развито плетение, произ-во тканей икат, связанных с обрядами жизненного цикла. Горные поселения – кучевой или круговой планировки, иногда окружены каменной стеной, в центре – площадь с храмом и родовыми святынями-мегалитами. Жилище – свайный длинный дом для большесемейной общины (одна из свай – «материнская» – в отличие от др. не покрыта резьбой, возле неё – алтарь предков); у манггараи сохранился круглый в плане дом, возводимый к автохтонному доавстронезийскому населению. С ним связывают и местную мегалитич. культуру – каменные стены, саркофаги, алтари (связывающие культуру Б.-с. н. с Океанией), менгиры и дольмены, служившие надгробиями или поминальными памятниками. С 13 в. Малые Зондские о-ва втянуты в сферу влияния яванских государств. В 17–18 вв. у бима и манггараи существовали раннегосударств. образования. Сохраняются патрилинейные родственные группы, кросскузенные браки и кольцевой коннубиум, выкуп за невесту, инициации (обрезание мальчиков, подпиливание и чернение зубов у девочек) перед началом сельскохозяйственных работ, завершавшиеся праздниками с ритуальными битвами, аграрные и охотничьи (у нгада) ритуалы. До принятия христианства практиковалось погребение в лодках, отправлявшихся с отливом в море (сикка), до середины 20 в. – охота за головами.
Устное творчество – этногенетические предания, мифы и сказки (бытовые, о животных), трудовые песни, общинные, обрядовые песни, песенные состязания, напоминающие пантуны. Наряду с собственно пением используются специфические виды вокального звукоизвлечения, например вибрирующий крик в песнях женщин о. Сумба (этими песнями они встречали своих мужей, вернувшихся с охоты за головами). Танцы – групповые и одиночные, например у наге существует мужской танец «мело» (танцор – в специальной маске), сопровождающийся ритмичными ударами палок по бамбуковому стволу. Среди музыкальных инструментов преобладают мембранофоны, идиофоны (встречаются ксилофоны, гонги, в т. ч. яванского происхождения, трещотка из высушенного плода папайи), бамбуковые флейты.