Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАМО́РРО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов
Чаморро. Остров Гуам. Фото Norio Nakayama / flickr.com

ЧАМО́РРО (са­мо­на­зва­ние), мик­ро­не­зий­ский на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние Ма­ри­ан­ских о-вов. Чис­лен­ность ок. 100 тыс. чел. (2016, оцен­ка), в т. ч. на о. Гу­ам 70 тыс. чел., в Содружестве Сев. Ма­ри­ан­ских Островов 20 тыс. чел., в США 15 тыс. чел. Го­во­рят на яз. ча­мор­ро и англ. яз. В осн. ка­то­ли­ки.

Совр. Ч. об­ра­зо­ва­лись в ре­зуль­та­те сме­ше­ния древ­них Ч. с ис­пан­ца­ми, фи­лип­пин­ца­ми, мек­си­кан­ца­ми, япон­ца­ми и аме­ри­кан­ца­ми. Ма­ри­ан­ские о-ва бы­ли за­се­ле­ны вы­ход­ца­ми из ост­ров­ной Юго-Вост. Азии в сер. 2-го тыс. до н. э. Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 1521. Ос­но­ва хо­зяй­ст­ва – зем­ле­де­лие (ис­клю­чи­тель­но муж­ское за­ня­тие) и ры­бо­лов­ст­во. Вы­ра­щи­ва­ли рис (един­ст­вен­ные в Океа­нии вы­ра­щи­ва­ли зер­но­вую куль­ту­ру в до­кон­такт­ную эпо­ху), ямс, ко­ко­со­вую паль­му, ба­на­ны, хлеб­ное де­ре­во, та­ро. Из до­маш­них жи­вот­ных раз­во­ди­ли кур. Бы­ли раз­ви­ты пле­те­ние, гон­чар­ст­во, су­до­строе­ние. Из­го­тов­ле­ние та­пы бы­ло не­из­вест­но. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – мат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи и кла­ны. Об­ще­ст­во де­ли­лось на выс­шую и низ­шую кас­ты. Выс­шая кас­та, в свою оче­редь, со­стоя­ла из при­ви­ле­ги­ров. слоя (ма­туа), вклю­чав­ше­го вои­нов, мо­ре­пла­ва­те­лей, ры­бо­ло­вов, строи­те­лей ка­ноэ и тор­гов­цев и их по­мощ­ни­ков (аца’от). Чле­ны низ­шей кас­ты (ман­га­цанг) за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и лов­лей реч­но­го уг­ря при по­мо­щи ост­ро­ги. Бра­ки ме­ж­ду кас­та­ми бы­ли стро­го за­пре­ще­ны. Ха­рак­тер­но вы­со­кое по­ло­же­ние в об­ще­ст­ве жен­щин. Од­на или неск. де­ре­вень со­став­ля­ли ок­руг во гла­ве с во­ж­дём (ма­га-ла­хе) – са­мым вы­со­ко­ран­жи­ро­ван­ным и (в ча­ст­но­сти) по­жи­лым пред­ста­ви­те­лем выс­шей кас­ты. Не­же­на­тые муж­чи­ны об­ра­зо­вы­ва­ли со­об­ще­ст­ва (ури­тао), со­би­рав­шие­ся в муж­ских до­мах. Свая­ми для них, как и для до­мов зна­ти, а так­же опо­ра­ми для кров­ли эл­лин­гов для ка­ноэ слу­жи­ли вы­со­кие из­вест­ня­ко­вые ко­лон­ны (лат­те). У муж­чин оде­ж­да от­сут­ст­во­ва­ла, жен­щи­ны но­си­ли пе­ред­ни­ки из лу­ба, ба­хро­му из тра­вы или ли­сть­ев, ци­нов­ки из паль­мо­вых ли­сть­ев. Ха­рак­тер­ны ко­нич. го­лов­ные убо­ры из ли­сть­ев пан­да­ну­са, обувь (ти­па сан­да­лий) из паль­мо­вых ли­сть­ев. Бы­ли рас­про­стра­не­ны же­ва­ние бе­те­ля, чер­не­ние зу­бов (у жен­щин). Та­туи­ров­ка от­сут­ст­во­ва­ла. Ору­жие – ко­пьё с на­ко­неч­ни­ком из че­ло­ве­че­ской кос­ти и пра­ща. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – два ви­да флейт (в т. ч. но­со­вая). Со­хра­нял­ся культ пред­ков. Кол­ду­ны (ма­ка­на) взы­ва­ли к ду­хам пред­ков (ани­те) ра­ди ус­пе­ха в вой­не, ис­це­ле­ния бо­лез­ней, вы­зы­ва­ния до­ж­дя и бо­га­то­го рыб­но­го уло­ва. Бы­ли из­вест­ны кол­ду­ны (ка­ках­на), вы­зы­вав­шие и ис­це­ляв­шие бо­лез­ни. Зна­ха­ря­ми (су­ру­ха­на) бы­ли в осн. по­жи­лые жен­щи­ны.

Лит.: Thompson L. The native culture of the Marianas Islands. N. Y., 1971; Rainbird P. The archaeology of Micronesia. Camb., 2004.

Вернуться к началу