Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САСА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 450

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САСА́КИ (са­мо­на­зва­ние – са­сак), авс­тро­не­зий­ский на­род в Ин­до­не­зии, ко­рен­ное на­се­ле­ние о. Лом­бок. Жи­вут в осн. во внутр. рай­онах ост­ро­ва. Чис­лен­ность ок. 3 млн. чел. (2015, оцен­ка). Язык са­сак­ский ба­ли-са­сак­ской груп­пы ма­лай­ско-яван­ских язы­ков, бли­зок к ба­лий­ско­му. Пись­мен­ность на лат. ос­но­ве, рас­про­стра­не­но так­же ба­лий­ское пись­мо. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Фото Michael Doliveck Рудат – традиционный танец сасаков.

В сред­ние ве­ка на Лом­бо­ке су­ще­ст­во­ва­ли во­ж­де­ст­ва, при Гад­же Ма­де (14 в.) за­воё­ва­ны им­пе­ри­ей Мад­жа­па­хит. В кон. 16 – нач. 17 вв. С. при­ня­ли ис­лам. В 1740 Лом­бок под­чи­нён ба­лий­ско­му кня­же­ст­ву Гел­гел; ба­лий­цы со­ста­ви­ли на ост­ро­ве выс­шую кас­ту. В ба­лий­ский пе­ри­од стал пре­об­ла­дать син­кре­тич. культ вак­ту-те­лу («три раза»; в про­ти­во­по­лож­ность ор­то­док­саль­но­му ис­ла­му вак­ту-ли­ма – «пять раз»; на­зва­ния по чис­лу еже­днев­ных обя­за­тель­ных мо­литв), со­че­таю­щий ис­лам с ин­дуи­ст­ски­ми и ме­ст­ны­ми куль­та­ми (бо­ги­ни вул­ка­на Ринд­жа­ни – Де­ви Анд­жа­ни, ма­те­ри ри­са, пред­ков и др.). По­сле за­вое­ва­ния ост­ро­ва гол­ланд­ца­ми (1894) вак­ту-те­лу вы­тес­нял­ся вак­ту-ли­ма, при «Но­вом по­ряд­ке» Су­хар­то пре­сле­до­вал­ся, ны­не со­хра­ня­ет­ся во внутр. рай­онах. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (за­лив­ной рис и др.). До­ма кар­кас­ные с вы­со­ки­ми 4-скат­ны­ми тро­ст­ни­ко­вы­ми кры­ша­ми. Де­рев­ня (де­са) управ­ля­ет­ся со­ве­том ста­рей­шин (ке­ра­ма де­са) и ста­рос­той (ке­па­ла де­са). Су­ще­ст­ву­ют ие­рар­хич. со­ци­аль­ные слои. Прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, ку­зен­ный брак, умы­ка­ние не­вес­ты. Со­хра­ня­ют­ся свя­ти­ли­ща вак­ту-те­лу (важ­ней­шее – храм Пу­ра-Линг­сар, 1714), жре­цы (пе­ман­гку) со­вер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния (кра­мат). Рас­про­стра­не­ны муж­ские тан­цы в со­про­вож­де­нии боль­ших дву­сто­рон­них ба­ра­ба­нов (кен­данг), гон­гов, флейт (су­линг) и др.

Лит.: Cederroth S. The spell of the ancestors and the power of Mekkah: A Sasak community on Lombok. Gӧteborg, 1981.

Вернуться к началу