ВОСТО́ЧНЫЕ ТИМО́РЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОСТО́ЧНЫЕ ТИМО́РЦЫ (самоназвание – ema timor), народ, осн. население Вост. Тимора. Численность 924,6 тыс. чел. (2004, перепись).
Этнически подразделяются на племенные образования. Большинство их составляют австронезийские по языку тиморские народы, из них крупнейшие – мамбаи (165 тыс. чел.), кемак (64 тыс. чел.), даван (58 тыс. чел. в полуанклаве Окуси), тетум-терик (45 тыс. чел.), токодеде (39 тыс. чел.), тетум-белу (30 тыс. чел.), галолин (15 тыс. чел.). К папуасским по языку тиморо-алорским народам относятся макасаи (110 тыс. чел.), бунак (62 тыс. чел.), фаталуку (38 тыс. чел.) и макалеро (7 тыс. чел.). Наиболее значит. группу внутри В. т. образуют собственно В. т., потерявшие племенную идентификацию (191 тыс. чел.). Они живут в осн. в городах, говорят на креольском яз. тетум (тетум-праса). В период индонез. оккупации (1975–99) проводилась политика интеграции В. т. в состав индонез. нации, широко распространилось знание индонез. яз. (в то время – гос. языка), португ. яз. был запрещён, тетум-праса сохранялся как язык общения на всей территории, за исключением крайней восточной оконечности острова и полуанклава Окуси. После обретения независимости в 2002 гос. языками Вост. Тимора стали тетум-праса и португ. яз. На португ. яз. говорит преим. новая социальная элита, вернувшаяся из эмиграции после референдума о независимости 1999. По-прежнему широко распространён индонез. яз. Важнейшим фактором нац. консолидации, наряду с тетум-праса, стал католицизм, отличающий В. т. от этнически близкого им населения зап. индонез. части острова (преимущественно протестантов); число католиков увеличилось в период индонез. оккупации и независимости. Протестантизм реформатского толка исповедуют жители о. Камбинг. Часть В. т. придерживается племенных верований. После обретения независимости усилились интеграционные процессы и прежняя племенная идентичность подавляется национальной. Складывается вост.-тиморская лит-ра на тетум-праса и португальском, своеобразные стили в декоративном иск-ве и архитектуре, перерабатывающие племенные традиции. Символом Вост. Тимора стал священный племенной дом фаталуку – ума лулик.
В 1976–99 практиковалась т. н. трансмиграция – переселение в Вост. Тимор преим. мусульм. населения с перенаселённых островов Зап. Индонезии (Явы и Мадуры, Бали, Юж. Сулавеси и др.). После провозглашения независимости большинство мусульман вернулось в Индонезию, ныне индонезийцы насчитывают неск. тыс. чел.; есть также небольшое количество малайзийцев из Саравака. В Дили существует мусульм. община араб. происхождения (потомки переселенцев сер. – кон. 19 в. из Хадрамаута) численностью ок. 1 тыс. чел. Китайцы, преимущественно хакка из юж. Китая, насчитывают 11 тыс. чел., исповедуют в осн. католицизм.