Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОСТО́ЧНЫЕ ТИМО́РЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 767

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

ВОСТО́ЧНЫЕ ТИМО́РЦЫ (са­мо­на­зва­ние – ema ti­mor), на­род, осн. на­се­ле­ние Вост. Ти­мо­ра. Чис­лен­ность 924,6 тыс. чел. (2004, пе­ре­пись).

Женщина из Восточного Тимора.
Племенные дома ума лулик.

Эт­ни­че­ски под­раз­де­ля­ют­ся на пле­мен­ные об­ра­зо­ва­ния. Боль­шин­ст­во их со­ста­в­ля­ют авс­тро­не­зий­ские по язы­ку ти­мор­ские на­ро­ды, из них круп­ней­шие – мам­баи (165 тыс. чел.), ке­мак (64 тыс. чел.), да­ван (58 тыс. чел. в по­лу­анк­ла­ве Оку­си), те­тум-те­рик (45 тыс. чел.), то­ко­де­де (39 тыс. чел.), те­тум-бе­лу (30 тыс. чел.), га­ло­лин (15 тыс. чел.). К па­пу­ас­ским по язы­ку ти­мо­ро-алор­ским на­ро­дам от­но­сят­ся ма­ка­саи (110 тыс. чел.), бу­нак (62 тыс. чел.), фа­та­лу­ку (38 тыс. чел.) и ма­ка­ле­ро (7 тыс. чел.). Наи­бо­лее зна­чит. груп­пу внут­ри В. т. об­ра­зу­ют соб­ст­вен­но В. т., по­те­ряв­шие пле­мен­ную иден­ти­фи­ка­цию (191 тыс. чел.). Они жи­вут в осн. в го­ро­дах, го­во­рят на кре­оль­ском яз. те­тум (те­тум-пра­са). В пе­ри­од ин­до­нез. ок­ку­па­ции (1975–99) про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ин­те­гра­ции В. т. в со­став ин­до­нез. на­ции, ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось зна­ние ин­донез. яз. (в то вре­мя – гос. язы­ка), пор­туг. яз. был за­пре­щён, те­тум-пра­са со­хра­нял­ся как язык об­ще­ния на всей тер­ри­то­рии, за ис­клю­че­ни­ем край­ней вос­точ­ной око­неч­но­сти ост­ро­ва и по­лу­анк­ла­ва Оку­си. По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти в 2002 гос. язы­ками Вост. Ти­мо­ра ста­ли те­тум-пра­са и пор­туг. яз. На пор­туг. яз. го­во­рит пре­им. но­вая со­ци­аль­ная эли­та, вер­нув­шая­ся из эмиг­ра­ции по­сле ре­фе­рен­ду­ма о не­за­ви­си­мо­сти 1999. По-преж­не­му ши­ро­ко рас­про­стра­нён ин­до­нез. яз. Важ­ней­шим факто­ром нац. кон­со­ли­да­ции, на­ря­ду с те­тум-пра­са, стал ка­то­ли­цизм, от­ли­чаю­щий В. т. от эт­ни­че­ски близ­ко­го им на­се­ле­ния зап. ин­до­нез. час­ти ост­ро­ва (пре­иму­ще­ст­вен­но про­тес­тан­тов); чис­ло ка­то­ли­ков уве­ли­чи­лось в пе­ри­од ин­до­нез. ок­ку­па­ции и не­за­ви­си­мо­сти. Про­тес­тан­тизм ре­фор­мат­ско­го тол­ка ис­по­ве­ду­ют жи­те­ли о. Кам­бинг. Часть В. т. при­дер­жи­ва­ет­ся пле­мен­ных ве­ро­ва­ний. По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти уси­ли­лись ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы и преж­няя пле­мен­ная иден­тич­ность по­дав­ля­ет­ся на­цио­наль­ной. Скла­ды­ва­ет­ся вост.-ти­мор­ская лит-ра на те­тум-пра­са и пор­ту­галь­ском, свое­об­раз­ные сти­ли в де­ко­ра­тив­ном иск-ве и ар­хи­тек­ту­ре, пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие пле­мен­ные тра­ди­ции. Сим­во­лом Вост. Ти­мо­ра стал свя­щен­ный пле­мен­ной дом фа­та­лу­ку – ума лу­лик.

В 1976–99 прак­ти­ко­ва­лась т. н. транс­ми­гра­ция – пе­ре­се­ле­ние в Вост. Ти­мор пре­им. му­сульм. на­се­ле­ния с пе­ре­на­се­лён­ных ост­ро­вов Зап. Ин­до­не­зии (Явы и Ма­ду­ры, Ба­ли, Юж. Су­ла­ве­си и др.). По­сле про­воз­гла­ше­ния не­за­ви­си­мо­сти боль­шин­ст­во му­суль­ман вер­ну­лось в Ин­до­не­зию, ны­не ин­до­не­зий­цы на­счи­ты­ва­ют неск. тыс. чел.; есть так­же не­боль­шое ко­ли­че­ст­во ма­лай­зий­цев из Са­ра­ва­ка. В Ди­ли су­ще­ст­ву­ет му­сульм. об­щи­на араб. про­ис­хо­ж­де­ния (по­том­ки пе­ре­се­лен­цев сер. – кон. 19 в. из Хад­ра­мау­та) чис­лен­но­стью ок. 1 тыс. чел. Ки­тай­цы, пре­имущественно хак­ка из юж. Ки­тая, на­счи­ты­ва­ют 11 тыс. чел., ис­по­ве­ду­ют в осн. ка­то­ли­цизм.

Вернуться к началу