Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧА́МЫ ГО́РНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧА́МЫ ГО́РНЫЕ, груп­па авс­тро­не­зий­ских на­ро­дов в гор­ных об­лас­тях Юж. Вьет­на­ма. Вклю­ча­ют: зя­рай (джа­рай, тя­рай; 411,3 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись; про­вин­ции Кон­тум, Бинь­динь, Зя­лай, Дак­лак), эде (ра­дэ; 331,2 тыс. чел.; про­вин­ции Зя­лай, Фуй­ен, Кхань­хоа, Дак­лак, Дак­нонг), раг­лай [са­мо­на­зва­ние – оранг лай («лю­ди ле­са»), 96,9 тыс. чел.; про­вин­ции Дак­лак, Кхань­хоа, Ниньтху­ан, Биньтху­ан и Лам­донг] и чу­ру [са­мо­на­зва­ния – тю­ру, тё­ру («лю­ди, ос­ваи­ваю­щие но­вые зем­ли»), 15 тыс. чел.; про­вин­ции Ниньтху­ан, Биньтху­ан и Лам­донг]; 20,8 тыс. зярай и неск. тыс. эде (2009, Ста­ти­стич. от­дел ООН) жи­вут так­же на се­ве­ро-во­сто­ке Кам­бод­жи (пров. Ра­та­на­ки­ри). Язы­ки гор­ной под­груп­пы чам­ских язы­ков, пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та; рас­про­стра­нён так­же вьетн. яз. Гл. обр. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, часть – ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты.

Пер­во­на­чаль­но вра­ж­до­ва­ли с Чам­пой, за­тем под­дер­жи­ва­ли её в борь­бе с гос-вом Дай­вьет. Тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое, в до­ли­нах па­шен­ное по­лив­ное зем­ле­де­лие (в осн. рис, так­же ку­ку­ру­за, ямс, та­ро, ба­тат, хло­пок), охо­та (в т. ч. от­лов и при­ру­че­ние сло­нов), ры­бо­лов­ст­во (в ча­ст­но­сти, с по­мо­щью ядов), со­би­ра­тель­ст­во (в т. ч. сбор ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний). Ре­мёс­ла – пле­те­ние, тка­че­ст­во, резь­ба по де­ре­ву, об­ра­бот­ка ме­ди. По­се­ле­ния (плей) в осн. ли­ней­ной пла­ни­ров­ки с об­щин­ны­ми до­ма­ми. До­ма свай­ные, ино­гда боль­шие. Оде­ж­да из тём­но-си­ней тка­ни: ту­ни­ко­об­раз­ная коф­та и не­сши­тая юб­ка у жен­щин ли­бо на­бед­рен­ная по­вяз­ка у муж­чин, на­кид­ка из ли­сть­ев пан­да­ну­са, на го­ло­ве – тюр­бан или шля­па из паль­мо­вых ли­сть­ев. Прак­ти­ку­ют­ся спи­ли­ва­ние пе­ред­них зу­бов, у зя­рай – та­туи­ров­ка. У зя­рай су­ще­ст­во­ва­ла ду­аль­ная ор­га­ни­за­ция из двух во­ж­дей: пэ­тао апуй (ко­роль ог­ня), вы­би­рав­шихся из ро­да Шиу, на вос­то­ке и пэ­тао еа (ко­роль во­ды) – из ро­да Рэть­ом на за­па­де. Со­хра­ня­лись мат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи, воз­глав­ляе­мые стар­шей жен­щи­ной (го ана – глав­ный ко­тёл), мат­ри­ло­каль­ные боль­шие се­мьи (ини­циа­ти­ва за­клю­че­ния бра­ка пу­тём сва­тов­ст­ва при­над­ле­жа­ла де­вуш­кам), авун­ку­лат, ле­ви­рат, со­ро­рат, ку­зен­ный брак, эпос (кхан) о куль­тур­ном ге­рое Дам­ша­не, ми­фы (в т. ч. о Все­мир­ном по­то­пе), ле­ген­ды, сказ­ки, пес­ни, тан­цы (сме­шан­ные – со­ан, муж­ские во­ин­ские – кхил). Муз. ин­ст­ру­мен­ты – брон­зо­вые гон­ги, ба­ра­ба­ны, кси­ло­фон (то­рынг), двух­струн­ная лют­ня с ре­зо­на­то­ром из ты­к­вы (бро), флей­ты из 1, 5 и 13 бам­бу­ко­вых тру­бок (динг).

Лит.: Нгу­ен Ку­ок Лок. Гор­ные ин­до­не­зий­ские на­ро­ды Вьет­на­ма // Ма­лые на­ро­ды Ин­до­ки­тая. М., 1983.

Вернуться к началу